наверх
29.03.202411:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Замруководителя Нацполиции: аттестация не решит всех проблем

Резонансные преступления: убийство патрульных в Днепре (435)

(обновлено: )34101
Заместитель руководителя Национальной полиции Константин Бушуев сообщил о подходящей к завершению аттестации, о том, что будет дальше, а также прокомментировал самые резонансные дела, в которых оказались замешаны правоохранители.
Заместитель руководителя Национальной полиции Константин Бушуев

В Черноморске  ликвидировали группировку, в состав которой входили "оборотни в погонах". Члены банды причастны к ряду похищений, ограблений и нападений. А в середине августа произошла трагедия в Кривом Озере Николаевской области, когда полицейский превысили служебные полномочия и убили мужчину.

О резонансных делах и почему так происходит, об аттестации и детективах, о разбитых "Приусах" и финансировании из госбюджета, в интервью радиостанции Голос Столицы – заместитель руководителя Национальной полиции Константин Бушуев.

В Черноморске задержали банду, которая грабила, искалечила людей. Среди них были "оборотни в погонах". Вам что-то известно об этой ситуации?

– Мы говорим о том, что военной прокуратурой совместно с СБУ, а также главным управлением Нацполиции в Одесской области, проведен ряд мероприятий в результате которых задержана преступная группа, которая в свою очередь занималась совершением тяжких преступлений на территории области, на данном этапе мы говорим о том, что в отношении членов указанной группы возбуждены уголовные производства по признакам преступлений, предусмотренных статьей 296 частью 4, это хулиганство с применением оружия, это совершение похищения имущества с элементами проникновения в помещение, и это нанесение тяжких телесных повреждений. 

Также следует говорить о том, что сейчас проводятся следственные действия, в рамках которых к этому процессу привлечены представители Нацполиции и, к сожалению, не все в качестве экспертов или работников, призванных противодействовать преступлениям. 

Мы говорим о некоторых должностных лицах Черноморского отделения, один работал в направлении следствия, второй работал в направлении уголовного розыска. Сейчас с ними проводятся определенные следственные действия, я думаю, в кратчайшее время этим лицам будет определен их процессуальный статус.

Вспомним еще одну трагедию, которая произошла в середине августа в Кривом Озере на Николаевщине. Когда в результате задержания погиб человек и выяснилось, что полицейские действовали довольно жестоко. Что сейчас происходит с этими людьми?

– В первую очередь мы говорим, что те действия сотрудников полиции привели к определенным действиям, которые совершали местные жители. 

На сегодня мы можем констатировать однозначно, что ситуация в Кривом Озере спокойная, оперативная обстановка нормализована, состояние охраны общественного порядка соответствует тем требованиям, которые перед собой ставят работники органов Нацполиции и в целом общество. Изменено, полностью переформатировано работу этого подразделения. 

А что касается сотрудников, которые, давайте называть вещи своими именами, превысили служебное положение и причастны к убийству, то на сегодня этим работникам — бывшим сотрудников – полиции избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, таких трое. 

Трое сотрудников, которые несли службу в тот злосчастный вечер, получили статус свидетелей, и прокуратура проводит следственные действия в рамках уголовного производства, в рамках двух уголовных производств. Это превышение служебных полномочий и убийство.

А как вы считаете, что стало причиной этой трагедии? То, что эти работники были недостаточно профессиональными?

– Это комплексный вопрос. Могу вам сказать одно, что по выводам, которые предоставили в целом органы прокуратуры, смерть потерпевшего наступила в результате травматического повреждения сердца, которое состоялось в результате травматического действия пули Флобера. 

Это травматический пистолет с диаметром пули чуть больше 4 мм, который точно не стоит на вооружении Нацполиции. Вопрос, почему сотрудником полиции было применено травматическое оружие, не относящееся к штатному оружию, это вопрос к судебному расследованию.

Мы склонны к мнению, что системный кризис, в том числе кадрового вопроса, который имел место в Кривом Озере, в конечном итоге, стал следствием таких событий. 

А по результату проведения служебного расследования в Николаевской области были приняты достаточно жесткие меры реагирования, начиная с увольнения из органов Нацполиции всего руководящего состава Нацполиции Николаевской области, и.о. Кривоозерского отделения полиции, и безусловно сотрудников, которые были причастны к этому событию. 

Кроме того, следует говорить, что новый руководитель, а он, кстати, представитель новой патрульной полиции, провел довольно жесткий отбор, в рамках которого фактически отстранены и уволены с должностей еще ряд сотрудников. Я думаю, что вопрос Кривого Озера в ближайшей перспективе мы будем рассматривать исключительно в положительном формате.

Как объяснить тот факт, что четверо из шести полицейских, которые фигурируют в деле жителя Кривого Озера, весной успешно прошли переаттестацию, еще один восстановился на работе через суд, а еще один, кажется, вообще не проходил, потому что был водителем до этому?

– Я бы хотел заметить то, что аттестация, пожалуй, все же не панацея решения всех проблем, которые сегодня действительно существуют в структуре, в том числе, и Нацполиции. 

Следует говорить о том, что в начале создания нового органа, я именно настаиваю на формулировке такого мнения — создания, а не реформирования, потому что Нацполиция – это вновь созданная структура, встал вопрос отбора в состав этой полиции сотрудников, а вопрос отбора рассматривался в нескольких аспектах. 

Во внимание принимался также аспект тотального освобождения всех 130 тысяч сотрудников, которые в то время перешли в ряды полиции.

Это грузинский опыт?

– Нет. В Грузии также не было тотально. Весь личный состав не был уволен и в Грузии. Говоря о том, что можно было реализовать двумя путями, мы должны понимать, какие риски перед нами предстают при реализации одного из них, в данном случае полное увольнение всех сотрудников. 

Часто нас упрекают неэффективной подготовкой новых сотрудников. А теперь представим себе, что в один момент 130 тысяч сотрудников Нацполиции уволены из органов и на следующее утро ни в одном из райотделов не остается ни одного милиционера, который обязан выйти на охрану общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, реагирования на любое заявление и сообщение. 

Поэтому, понимая апокалиптичность такого подхода, было принято решение о проведении аттестации. Но все же, аттестация – не единственный из элементов восстановления и создания эффективной структуры.

К аттестации был привлечен широкий круг общественных деятелей. Общественные организации иногда критиковали нас относительно прозрачности отбора. 

Но могу сказать точно: в случае, если говорить о Николаевской области, работало около десяти комиссий. Они оценивали с сотрудниками Нацполиции эффективность и возможность выполнения тех задач, которые ставились перед самими сотрудниками. 

Поэтому еще раз говорю: аттестация не панацея, а те механизмы и пути, которые определены Законом Украины "О Национальной полиции" к дальнейшему обновлению и повышению эффективности работы полиции, они постепенно реализуются. Среди прочего я бы хотел сказать о других механизмах, которые включает обновление рядов полиции. Это полицейская комиссия – орган, который образуется при каждом территориальном подразделении Нацполиции.

Полицейская комиссия существует или только в планах?

– Полицейская комиссия существует во всех территориальных органах и в ее состав вошли представители общественности, которые были выбраны голосованием в областном совете, представители Нацполиции, представители МВД, представитель территориального подразделения. На сегодня успешно начали свою работу комиссии в Киеве, в Киевской области, в Хмельницком, в Одессе, в Николаеве, а также комиссия, которая осуществляет донабор в патрульную полицию. 

В случае, если кандидат соответствует общим требованиям, определенным Законом Украины "О Национальной полиции", эти люди будут зачислены для прохождения обучения и дальнейшего прохождения службы в рядах Нацполиции.

Если человек прошел отбор, дальше с ним происходит? Он идет на обучение, сколько оно длится, и может за это время выйти классный полицейский?

– В данном контексте мы должны рассматривать функциональность будущего сотрудника. Если мы осуществляем подбор в ряды патрульной полиции, то это одна программа подготовки. 

Если мы осуществляем подбор в ряды органа досудебного расследования – в следствие, то это мало того, что это другая программа подготовки, это еще и другие квалификационные требования, ведь при объявлении конкурса на занятие вакантных должностей в подразделениях следствия основным ключевым требованием является юридическое образование. 

Если мы говорим о работниках участковой службы полиции, то это уже совсем другие квалификационные требования, а, как следствие, другая программа подготовки. В данном случае, если мы говорим о подготовке сотрудников следствия, больше акцент, безусловно, фокус подготовки смещен на нормы применения в рамках уголовного процесса. То есть функционал определяет программу. 

В дальнейшем для того, чтобы этот уровень, который будет достигнут в рамках первой начальной подготовки и минимально необходимый для занятия вакантной должности, мы разработали целую систему курсов повышения квалификации.

Успешно начата эта работа у нас и представлена на позапрошлой неделе. Мы представили курсы переподготовки участковых полицейских, работников подразделений противодействия торговле людьми, а также представителей патрульной полиции. Это перманентный процесс, который будет продолжаться, ведь мы понимаем, что общество развивается довольно таки динамично и ставит перед нами довольно серьезные вызовы. 

В соответствии с динамикой развития общества развивается и структура правоохранительных органов. Поэтому постоянный процесс повышения квалификации и владения новыми методами, формами, применение технических средств – это тот процесс, который требует от нас постоянно быть на передовой в вопросе переподготовки личного состава.

На каком этапе переаттестация? Насколько она себя оправдала в рамках страны?

– Аттестация находится на завершающем этапе. У нас на сегодня буквально финализация происходит процесса во Львове, в Днепропетровске, в Запорожье, в Харькове и в Кировограде. Это процесс выходит на финишную прямую. 

Полная статистика результатов аттестации будет у нас буквально в первых числах октября опубликована. Она будет абсолютно открыта. Более того, мы прорабатываем сейчас вопрос подачи формата информации, касающейся персонификации результатов по каждому из сотрудников.

Если мы вспомним, то в начале аттестации в комиссии массово пришли активисты, общественные деятели. Но в процессе они начали выходить из этих комиссий, делая заявления. Например, Роман Синицын, который писал, что он не может там работать, потому что на него давят, давят на комиссии, правоохранители переаттестоывают своих людей как хотят.

– Я не исключаю того, что в работе определенных комиссий были проблемы. Мы все помним проблематику львовских аттестационных комиссий. Включались депутаты, пытались оказать определенные какие-то действия, которые, по их мнению, отвечали требованиям закона. 

И в то же время мы вынуждены были дважды останавливать аттестационный процесс во Львовской области, до тех пор пока не урегулировали вопрос неотвратимости именно такого процесса, который определяет инструкция, утвержденная приказом МВД и зарегистрированная в Минюсте. Поэтому говорить об однозначности маркеров, что все аттестационные комиссии ровно так работали, как считает тот или иной представитель в составе комиссии, общественной организации, я бы не стал. 

Я был и членом аттестационной комиссии, и апелляционной комиссии, и председателем аттестационной и апелляционной комиссии, я вас уверяю, что ситуация в целом выглядит несколько иначе, чем нам пытаются транслировать. Более того, все же понимают, что процесс аттестации, который длится уже 11 месяцев, пожалуй, несколько стал не совсем актуальным в понимании отдельных представителей, которые были чрезвычайно активны в начальной стадии аттестации. 

Ведь всем понятно, что люди должны за что-то жить, у них есть повседневные задачи. 11 месяцев принимать непрерывно участие в работе с восьми до восьми, с учетом обработки результатов и подготовки к комиссии, видимо все же несколько утомительно. Поэтому я вас уверяю, мы опубликуем по результатам обработки результатов комиссий информацию и после этого сможем перейти к следующему этапу: формированию новой и эффективной полиции.

Разбитые "Приусы". Действительно ли из тех автомобилей, которые получила полиция, чуть ли не половина попала в ДТП?

– На балансе Нацполиции находится 14000 транспортных средств. Патрульная полиция, как один из элементов Нацполиции, составляющих Нацполиции, на балансе имеет около 1600 транспортных средств. По разным оценкам, которые я читал в СМИ, почти весь автопарк стоит, патрульные ходят пешком. 

На самом деле, ситуация совсем не такая. Когда мы говорим об этом вопросе, я обращаю внимание на такой простой нюанс: а много ли вы помните открытых таких сведений о ДТП с участием работников ГАИ?

Все это было и раньше, просто это замалчивалось…

– Абсолютно точно. Именно принцип открытости является одним из тех принципов, которые мы приняли для себя за основу. Я скажу вам одно: что эта проблема была, есть и будет в силу того, что люди, которые работают на дорожных путях, используя служебный автотранспорт, в течение 12 часов, тоже люди. 

И более того, здесь следует еще различать категории виновников ДТП. Всем вам известны факты, когда наши сотрудники оформляют ДТП и становятся жертвами ДТП, совершенных по вине водителей.

Мы говорим о проблематике двух направлений. Первый – по вине наших сотрудников, и второй – по вине автомобилистов, которые "мягко говоря" вели себя некорректно на дороге. Поэтому я не вижу здесь никакого фатализма в этом вопросе. 

Более того, скажу, что этот горький опыт дает нам поводы для того, чтобы обрабатывать в рамках, опять же, повышение квалификации, новые программы, которые будут в свою очередь направлены на повышение их мастерства в том числе.

Пилотный проект детективов Киевской области. Что это за детективы?

– Детективы – это люди, которые фактически должны совместить в себе функции существующих подразделений следствия и подразделений уголовного розыска. Это люди, которые в силу своего функционального назначения будут заниматься расследованием уголовного преступления с момента его обнаружения до момента направления в суд.

Чем они отличаются от существующей системы?

– Уголовным производством занимается следователь, а все поручения, которые необходимо выполнить с целью установления истины, следователь поручает для осуществления структурному подразделению под названием "уголовный розыск" или "противодействие незаконному обороту наркотиков", или "борьба с экономическими преступлениями", то "торговля людьми", то "киберпреступность". 

И так именно на примере Киевской области мы хотим отработать с помощью наших иностранных партнеров, а мы говорим в данном случае о консультативной миссии Совета Европы, которая широко представлена в Украине и поддерживает этот проект.

Смысл заключается в том, что с целью повышения эффективности приобщить к процессу полного расследования как можно большее количество сотрудников полиции. 

Фактически, не два сотрудника условно будут работать на одном направлении раскрытия преступлений, а каждый конкретный сотрудник будет иметь свое направление и будет его реализовывать путем принятия тех мер, которые сегодня разбиты на две категории – на следственные и на уголовный розыск.

Как будут набирать таких детективов?

– Среди прочего, новый набор, который сегодня происходит в Киевской области работников следствия, тоже будет привлечен к реализации этого эксперимента. Абсолютно новые, не заангажированные работой в предыдущий милиции.

А есть ли на это средства?

– Мы, как, пожалуй, и все другие, не является исключением, мы бы хотели как можно больше, чтобы обеспечить потребности, в первую очередь, повседневные, а, во-вторых, потребности развития.

Мы же понимаем, что для того, чтобы сформировать функционально эффективное подразделение, одноразовых вливаний, видимо, не совсем достаточно, ведь поддержание боеспособности или высокого уровня подготовки, как я уже говорил, нуждается в постоянной переподготовке. 

Сам процесс переподготовки обучения довольно таки финансово емкий, он требует дополнительных расходов. Бюджет буквально в этом году относительно Нацполиции составил сумму 13,6 млрд. Увы, но только 87% от этой суммы — это сумма оплаты труда. Бюджет развития в данном цифровом измерении абсолютно нулевой. 

То есть мы говорим о том, что, кроме всех проблем, которые возникают у нас в повседневной деятельности, у нас возникает еще проблема финансового, материального, технического обеспечения.

Читайте также: Веерные отключения, неплатежи и сюрприз от МВФ: навстречу новому отопсезону

То есть из этой суммы только около полутора миллиарда было запланировано на какое-то оборудование, технику?

– Буквально несколько больше. Я вам напоминаю – 14000 автотранспорта. 14000 автотранспорта, мы говорим, это как постоянная составляющая, но 130000 личного состава, которые требуют новой формы в соответствии с Переходными положениями Закона Украины "О Национальной полиции". А до 31 декабря этого года мы должны всех переодеть, там сумма просто несовместима с теми цифрами, которые заложены в бюджет действующего 2016 года. 

Более одного миллиарда гривен нужно для того, чтобы переоснастить всех новой формой при том, что целевых средств на это направление в бюджете выделено всего 60 млн.

Смотрите также фотоленту: Митинг волынских шахтеров под Радой

Напомним, ранее юрист Евгений Солодко заявил, что законопроект об увеличении ответственности за оскорбление правоохранителей имеет право на существование, но позже, когда полицейские будут более профессионально подготовленными.

Самое читаемое
    Темы дня