наверх
24.04.202417:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

На замке. Эксперты о том, как не выпускать беглых чиновников за границу

Онищенко: новая партия компромата (410)

32202
Нардеп Вадим Денисенко и юрист Маркиян Галабала прокомментировали, что делать, чтобы подозреваемые в преступлениях чиновники, а также нардепы и судьи, были лишены возможности прятаться за границей.

Бывшего мэра Херсона Владимира Сальдо задержали в Доминиканской республике — якобы за похищение человека. Эту информацию подтвердили в посольстве Украины в республике Куба.

Отмечается, что видео задержания чиновника телеканалу "112 Украина" предоставил человек, который утверждает, что именно его похитили охранники Сальдо. Ранее были обнародованы записи разговоров якобы бывшего мэра Херсона, которые свидетельствуют о его сотрудничестве с ФСБ.

Таких случаев, когда чиновники сбегают из Украины, довольно много, поэтому народные депутаты фракции "Блок Петра Порошенко" выступили с предложением ограничить право депутатов на выезд за границу в случае, если в парламент поступает представление Генпрокуратуры о снятии депутатской неприкосновенности.

Более подробно о проекте в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил народный депутат от фракции БПП Вадим Денисенко.

Как вы предлагаете ограничить выезд за границу для народных депутатов? Что для этого необходимо сделать?

— Нет, мы прекрасно понимаем, что изменить Конституцию сейчас фактически невозможно. И поэтому мы предложили следующим образом: если генпрокурор подает представление на народного депутата на арест, задержание или даже привлечения к ответственности, автоматически вносятся изменения в закон о выезде граждан Украины, и в этот момент ограничивается выезд народного депутата за границу.

На самом деле, других чиновников можно арестовывать и задерживать на месте. А народного депутата можно только после согласия ВР. И это традиционно примерно 2-3 недели с момента, когда есть представление от генпрокурора.

Это будет касаться судей?

— В данном случае мы говорили только о народных депутатах. Теоретически можно расширить до судей, но мы в данном случае решаем вопрос только в отношении народных депутатов.

Соответствующий законопроект уже готов?

— Он уже представлен и зарегистрирован в ВР. И мы ждем, когда председатель ВР распишет его в соответствующий комитет. После этого начинается уже процедура рассмотрения в комитетах.

Я бы очень хотел, чтобы максимально ускорили рассмотрение этого законопроекта, так как без такого законопроекта мы и дальше будем рассказывать, как "онищенки" убегают.

Мы помним, что уже очень много говорилось о лишении депутатов неприкосновенности. Об этом вопросе в ВР речь не идет?

— Этот вопрос касается исключительно изменений в Конституцию.

Мы пошли путем изменений, постепенных изменений в Конституцию. Но, к сожалению, кроме изменений в судоустройстве в течение одного года, никто принять не сможет. Поэтому мы, группа антипопулистов, предложили вот такой законопроект, который позволит решить этот вопрос.

Тем более, это не требует 300 голосов, нужно всего на всего 226 голосов.

С другими фракциями этот законопроект как-то обсуждается?

— Сейчас я веду индивидуальные беседы с определенными членами других фракций.

Я так понимаю, что многие будут это поддерживать, но часть депутатского корпуса начнет кричать о том, что это ограничение прав депутата, это антиконституционно и подобные вещи.

Хотя в данном случае никаких нарушений Конституции, с моей точки зрения, нет. И мы имеем все шансы решить в течение одного месяца максимум вопрос побега или не побега подозреваемых народных депутатов.

Каким именно образом будет ограничиваться выезд депутата?

— Просто не будут пропускать на границе. То есть, он автоматически будет вноситься в базу данных.

О реальности и перспективе ограничить "побеги" подозреваемых нардепов за границу, в эфире ГС рассказал юрист, экс-заместитель председателя специальной комиссии по проверке судей при Высшем совете юстиции Маркиян Галабала.

Как вы считаете, реальна ли эта инициатива: ограничить депутатам выезд за границу?

— Сомнительно из-за того, что это может быть истолковано как ограничение права на свободное передвижение, которое предусмотрено как Конституцией Украины, так и Конвенцией о защите основных прав человека, то есть, Европейской конвенцией о защите прав человека.

Пока судом на человека не наложено определенных ограничений в передвижении, до тех пор, я думаю, эти ограничения не могут быть применены каким-то искусственным образом.

Конечно, этот проект через эту практическую ситуацию с бегством многих действующих и бывших чиновников, на него есть спрос в обществе, но риски тоже имеют место.

Наверное, речь идет о депутатах, которым могут ограничить передвижения после того, как есть представление от прокуратуры по какому-то делу, задержанию и прочее?

— Совершенно верно. Любое лицо, которое не имеет иммунитета, а иммунитет у нас предусмотрен для народных депутатов, судей, с этими деятелями есть проблемы при их задержании, то в отношении народных депутатов, возможно, этот законопроект и имеет место.

Но, опять же, я говорю, что представление генпрокурора только первичный этап ограничения депутатской неприкосновенности. То есть, после решения ВР нужна еще все равно решение суда о задержании или определение суда о содержании под стражей.

Здесь все-таки идет определенным образом политическая игра и подмена термина, потому что буквально год назад президент внес в парламент законопроект об ограничении депутатской неприкосновенности, который получил положительное заключение КСУ.

Почему сейчас не продвигаются изменения в Конституцию в этой части, у меня есть сомнения. То есть, пытаются какую-то сделать подмену понятий, и просто провести ограничения через обычный закон, а не через изменения в Конституцию.

Читайте также: Главные за вчера: трагедия в Кривом Озере, новая отсрочка безвизового режима

То есть, если будет принят этот закон, то об изменениях в Конституцию о снятии депутатской неприкосновенности можно забыть?

— Да, это однозначно. К тому моменту, если не будет этот закон обжалован в КСУ, который скажет, что любое ограничение в передвижении народных депутатов не может иметь место в выдерживании процедуры, предусмотренной Конституцией.

То есть, высока вероятность того, что этот закон потом будет отменен КСУ как таковой, что не соответствует Конституции и международным правовым актам.

К слову, эксперт Руслан Бортник считает, что в отличие от дела нардепа Игоря Мосийчука, ситуация с Александром Онищенко не выглядит, как попытка запугать парламент. Депутат от "Воли народа" стал жертвой потому, что был плохо защищен и очень богат.

Ранее эксперты высказали мнение, что генеральный прокурор Юрий Луценко умышленно позволил Александру Онищенко сбежать, не смотря на то, что Национальное антикоррупционное бюро имело право его задержать без снятия депутатской неприкосновенности.

Самое читаемое
    Темы дня