Накануне начала учебного года "Сегодня" составило рейтинг самых дорогих специальностей. Это – международные экономика, право, бизнес. Цена учебы на бакалаврате по таким специальностям в разных вузах колеблется в диапазоне 22-29 тыс. грн в год, на специалиста – 21-27 тыс. грн. Магистрам придется заплатить больше – 24-35 тыс. грн в год.
Дорого обойдется и учеба на филологических специальностях, психологии и журналистике – от 20 до 30 тыс. грн в год. От 20 тыс. грн стартует цена обучения в некоторых вузах, где взращивают специалистов компьютерных наук. Год обучения по специальности "Стоматолог" стоит 27 500 грн, на медицинском факультете – 23 500 грн. При этом контрактные места заполнены.
Насколько доступно получать высшее образование в Украине и от чего зависит цена обучения на разных факультетах, в эфире радиостанции Голос Столицы экс-министр образования и науки, ректор национального университета биоресурсов и природопользования Украины Станислав Николаенко.
По какому принципу складывается цена контракта?
– В Европе практически все государственные университеты для жителей ЕС являются бесплатными. То есть, они содержатся за счет государственного бюджета.
Я думаю, что нам нужно эту гонку с платным обучением постепенно, как только война будет стихать, останавливать. Потому что нельзя ставить искусственных барьеров перед умными одаренными детьми независимо от того, кто где родился.
Второй момент, касающийся нынешней ситуации: к сожалению, государство может финансировать только зарплату худо-бедно, коммунальные услуги и частично стипендии. И то коммунальные услуги – на 20-30% от потребности. Речь не идет о ремонтах, о приобретении оборудования, командировочных, литературы, компьютерах и так далее.
Читайте также: ЧП в Кривом Озере: в Украине фактически нет правоохранительной системы — Золотарев
В нашем национальном университете биоресурсов и природопользования дифференцированна также стоимость. Но где-то в среднем 35-40 тыс. в год обходится один студент. Дороже, – это, скажем, ветеринарная медицина, инженерные специальности. То есть, ветеринарный врач у нас в год обходится 39 тыс. грн.
Но мы исследовательский университет, и мы не можем себе, как, скажем, КПИ позволить иметь большое количество контрактов. У нас где-то их примерно 25-27% суммарно. А только в центральном корпусе в Киеве, у нас еще есть филиалы, обучается примерно 11 тыс. на стационаре и 5,5 тыс. заочников. Всего до 30 тыс. у нас.
И хочу сказать, что стоимость у нас для контрактников: где-то от 12 до 18 тыс. Самые дорогие – это ветеринарные врачи. Да, мы перекрываем часть стоимости за счет деятельности учебно-опытных хозяйств, определенной экономии и тому подобное, потому что к нам едут, как правило, дети из сельской местности и для них эти цифры заоблачные
Стоимость обучении по отдельным специальностям определяет университет или министерство?
– Нет, дело в том, что в законе написано, что университеты являются неприбыльными организациями, поэтому там фактически должна быть себестоимость.
Но Министерство сегодня не может определить себестоимость по всем специальностям, потому что, скажем, у нас в Киеве 17 учебных корпусов. У нас здесь 13 общежитий, мощная спортивная база, лабораторная база.
Скажем, чтобы агронома, биолога подготовить, он должен пройти 24 лаборатории. А в другом университете, скажем, в той же "Киево-Могилянке", базы практически нет. Там имидж, иностранный язык, возможность поехать за границу.
Своей точкой зрения о высшем образовании в Украине, его стоимости и качестве, в эфире 106 FM поделился бывший заместитель министра образования и науки Украины Олег Деревянко.
Насколько цена за обучение соответствует ее качеству, если речь идет о контрактном обучении в украинских высших учебных заведениях.
– Она рыночная, такая, какая есть, потому что университеты связаны по рукам и ногам статусом бюджетного учреждения в своем развитии.
Потому что если бы вы даже сейчас сотни миллионов долларов университету дали и сказали: станьте настоящим. А они не могут стать современным. Потому что они не могут взять на работу человека и назначить зарплату нормальную, достойную, потому что они также бюджетные учреждения. Они также связаны с тарифными сетками и т.д.
У нас есть в Украине ростки качественного обучения, и есть остатки качественного обучения.
Вы говорите, что цена на обучение формируется по рыночным принципам. Как именно рынок влияет?
– Стоимость обучения, это сколько студент обходится государству, исходя из того, сколько государство имеет возможности давать денег университетам – это одна составляющая. А цена обучения по контракту – это другое дело.
По контракту – очень простая вещь. Если у вас есть деньги, вы можете заплатить за контакт, то у вас есть определенная планка, то есть, вы можете платить в Украине определенное количество, 20 тыс. грн или 25 тыс. грн в год.
Если у вас получается выше цена, то вы просто поедете в Польшу или в Германию и тому подобное.
О востребованности украинских выпускников на рынке труда в эфире "ГС" рассказала HR-эксперт портала rabota.ua Татьяна Пашкина.
Насколько зависит качество последующей работы от стоимости обучения и престижности тех факультетов, вузов, которые заканчивает человек?
– У многих работодателей есть свой рейтинг вузов, выпускники которых считаются более предпочтительными. Те рейтинги, которые я видела в их изданиях, как правило, подтверждают заблуждения или штампы работодателей.
Хорошо выкладывать большие деньги за обучение на юриста в Америке, потому что большая часть американских президентов, так уж исторически сложилось, юристы. Что касается нашего рынка, у нас порядка 75 откликов на вакансии юриста в среднем последние 5 лет – это самый высокий, самый конкурентный показатель на рынке труда, который превышает даже количество резюме, которое отсылается на топ-менеджеров.
У нас конкурентность юристов есть, а на прокурора юриста не нашлось. Такое бывает.
В принципе, большая часть работодателей все равно в дальнейшем тестирует своих соискателей на предмет практических знаний. Потому что мы все-таки привыкли к тому, что вузы наши дают больше теоретическое образование, которое к реальным практическим навыкам на рабочем месте имеет отношение крайне опосредованное.
То есть становится распространенным явлением, когда студенты на последних курсах пытаются по специальности устроиться на работу, чтобы получать какие-то практические знания?
– Да, есть такое. Гораздо раньше студенты пытаются устроиться хоть куда-то, чтобы заработать денежку на проживание. И зачастую бывают ситуации, когда будущий юрист, понимая, что его знания не будут достаточно востребованы, начинает работу в том же ресторанном бизнесе, становится администратором ресторана или директором, применяя уже свои юридические, маркетинговые знания более прикладным образом в сфере менеджмента.
Кстати, мы проводили опрос по поводу того, почему люди работают не по специальности. У нас выяснилось, что среди наших опрошенных 45% работают по специальности, 36% – нет и 11% работали, но бросили – выяснилось, что они просто не могут заработать нормальных денег на той работе, которую бы они получили, если бы работали по специальности. То есть, та специальность, которую они получают в вузе, реально оказывается не рыночной.
И в принципе, у нас уже были приступы таких профессий, которые оказались непригодны. Такие как экологи, такие как политологи, социологи, экономисты-международники, юристы-международники. Они стоили достаточно приличных денег, но, к сожалению, такого же приличного дорогостоящего трудоустройства абсолютно не гарантировали.
А много ли работодателей вообще обращают внимание на диплом?
– Если человек пришел на должность продавца, например, или курьера, то какой бы красный диплом у него не был, работодателю все равно.
Могу сказать из собственного опыта: первую работу я получила благодаря красному диплому политеха. Мой работодатель сказал: человек, который получил красный диплом политеха, по умолчанию дураком быть не может. Просто так получилось, что я поступала на самую дефицитную специальность, закончила одну из самых ненужных, в середине 90-х их вообще не было.
Первый заместитель министра образования и науки Инна Совсун в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировала вступительную кампанию 2016 года, а также пояснила, почему количество вузов в стране необходимо сократить.
Ранее исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный отметил, что нелогично увеличивать количество мест госзаказа, оставляя финансирование на прежнем уровне. По его словам, качество бесплатного образования в Украине существенно снизилось.