наверх
25.04.202419:07
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Перевооружение ВСУ: в чем угрозы? Комментарий эксперта

(обновлено: )484572
Ведущий эксперт военных программ Центра Разумкова Алексей Мельник заявил, что на пути перевооружения армии стоят нехватка бюджетных средств, проблемы с закупками у зарубежных партнеров и отсутствие программы развития ВСУ.

Масштабного перевооружения в ближайшее время в Украине не будет. Об этом заявили в Совете национальной безопасности и обороны.

В ведомстве считают, что армии для начала необходимо повысить эффективность имеющегося вооружения. Как сказал заместитель секретаря СНБО Александр Литвиненко, этого можно добиться путем улучшения логистики и стратегического управления, гибко и своевременно реагируя на существующую ситуацию.

Тем временем ситуация на Донбассе вновь на грани дестабилизации. По словам секретаря СНБО Александра Турчинова, совет может рассмотреть вопрос о введении военного положения в случае продолжения опасного обострения конфликта.

Насколько оправдано решение отказаться от перевооружения в условиях незавершенного конфликта на Востоке, в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал ведущий эксперт военных программ Центра Разумкова Алексей Мельник.

Что означает масштабное перевооружение армии и почему от этого процесса отказались?

– Под масштабным перевооружением обычно подразумевается изменение формы одежды или стрелкового оружия, изменение основных видов перевооружения – это танки, самолеты, артиллерия, и очень немногие страны могут себе это позволить. 

Этот процесс обычно растягивается не просто на несколько лет, а на десятилетия. Потому в Украине на сегодня невозможно и, наверное, не совсем целесообразно проводить масштабное перевооружение.

Первая причина – это отсутствие средств в бюджете, так как даже того увеличенного оборонного бюджета с трудом хватает на содержание армии, обеспечение боевой подготовки, ремонт, модернизацию техники. 

Вторая причина – даже при наличии средств нет "супермаркета", образно говоря, где можно было бы пойти и купить это оружие. То есть должно быть или развито собственное производство, или должна быть возможность закупить это вооружение у зарубежных поставщиков, что также не является простой покупкой. 

Сейчас я думаю, что это достаточно рациональное решение, поскольку, исходя из тех причин, которые я назвал, те образцы вооружения, которые есть в украинской армии, имеют потенциал модернизации. То есть это не замена на новейшие высокотехнологичные образцы, но в данном случае, исходя из всех обстоятельств, я думаю, это было бы наиболее оптимальное решение – сосредоточиться на модернизации и закупках небольших партий.

То есть начинаем с каких-то небольших проектов, переходим на более современные технологии?

– Действительно, в этом направлении делаются определенные шаги. Речь идет прежде всего о бронемашинах. Это то, что сейчас очень нужно на фронте. Масштабное перевооружение может проводиться только при наличии программы реформирования, поскольку первым идет видение модели Вооруженных сил, и только потом под эти задачи закупается вооружение. 

Если сделать наоборот, то это может подорвать не только обороноспособность государства, но также перспективы экономического развития, поскольку основные вооружения, их жизненный цикл продолжается 20, 30, иногда 50 лет. 

Потратив деньги на то, что нужно сегодня, но не будет нужно через 2-3 года, государство загоняет свой сектор обороны в ситуацию, когда пытается тратить деньги на то, что не нужно, или искать пути, чтобы избавиться по цене металлолома.

Это будет расточительно?

– Да. Без программы развития ВСУ, которой сейчас нет, при том, что идут разговоры о реформах, любые широкие программы модернизации или перевооружения грозят негативными последствиями.

А стоит воплощать это в жизнь в условиях проведения АТО?

– Есть два подхода. Одни говорят, что идет война и не до реформ. Хотя именно наличие вооруженного конфликта является временем, когда насущные реформы становятся еще более насущными, чем в мирное время, когда есть очевидная угроза, когда есть поддержка в обществе, в правительстве, когда станет вопрос в парламенте голосования за бюджет. 

То есть сейчас эти оборонительные реформы являются крайне актуальными.

Какие именно реформы вы считаете наиболее актуальными?

– Я могу посоветовать обратиться к документу, который называется "Стратегический оборонный бюллетень". Это недавно утвержденный стратегический документ на уровне государства, там определены шесть приоритетов. 

Это главные направления: укрепление системы управления командования, укрепление системы логистики, медицинского обеспечения, противодействие кибернетическим угрозам. Единственное, чего сейчас не хватает, это то, что эти концептуальные вещи должны быть возложены на программу, подкрепленную как сроками исполнения, так и, что особенно важно, ресурсами, которые должны быть заложены в государственный бюджет – и не только на следующий год, а на перспективу минимум трехлетнюю.

Того, что заложено в бюджет, достаточно для реализации данного плана?

– Бюджета на следующий год нет, и я волнуюсь, что, хотя бюджетный процесс уже, по идее, должен был начаться, нас ждет все та же процедура принятия бюджета накануне нового года. Поэтому сейчас я не имею никаких выходных данных, чтобы анализировать бюджет следующего года.

Напомним, специальный корреспондент Артем Маслаков сообщил, что ситуация на Донбассе остается напряженной, на линии разграничения очень много вооруженных людей, в некоторых местах расстояние между окопами не превышает 500 метров.

Отметим, что по словам политолога Руслана Бортника, под предлогом совершения преступлений, власть избавляется от добробатов, которые уже выполнили свою функцию на Востоке. Но с другой стороны, в отношении некоторых из них, в том числе "Айдара", есть действительно много претензий, а участие в АТО не может быть индульгенцией.

Самое читаемое
    Темы дня