Виталий Кличко заявил, что не будет нарушать закон о государственной службе. Он не собирается совмещать должности мэра Киева и главы КГГА. "Я буду работать в рамках закона о государственной службе. И в ближайшее время сделаю все, чтобы не нарушать его", — сказал столичный градоначальник.
Напомним, что 1 мая вступил в силу новый закон о государственной службе. Он запрещает занимать государственные должности гражданам с каким-либо иным гражданством, кроме украинского. Закон также предусматривает проведение конкурсов на все должности госслужбы, разделение политических должностей и должностей госслужбы, а также введение трех вместо семи категорий должностей госслужащих.
Насколько законно совмещение двух должностей Виталием Кличко, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил профессор, заведующий кафедры государственной политики и общественного развития Национальной академии государственного управления Валерий Тертычка.
Кличко откажется от какой-либо из указанных должностей?
— Получается, что да, он отказывается от одной из должностей, так как должность городского головы выборная, а глава Киевсовета назначается соответствующим указом. Сложность в том, что на сегодня Кличко попадает под действие двух законов: о местном самоуправлении и о городе-герое Киеве. И сегодня он является своего рода двуликим Янусом, с чем у него есть сложности. Я думаю, что ссылка на закон о государственной службе это формальный исключительно повод, а более глобально это вопрос децентрализации, которая у нас должна происходить. На должности городского головы у него и так достаточно обязанностей, которые надо выполнять.
Кличко сможет быть и.о. председателя КГГА, пока не назначат нового руководителя?
— Вполне возможно. Но есть ограничения в назначениях на должности, ограничения в функциях и.о.
Может ли Кличко просто быть и.о. столько, сколько ему надо?
— Вы же знаете, что у нас в системе многое возможно, а законодательство является достаточно специфическим направлением. Это вполне возможно. Он сам себя контролирует — как городского голову. Он также контролирует средства бюджета, которые распределяет Киевсовет — как председатель КГГА. И функционирование органов власти в Киеве на него возложены. У киевского городского головы, как он уже показал себя на велосипеде, больше дела, связанные с самим функционированием города, то есть они приземленные: коммунальная сфера, уборка и т.д. Но сейчас к киевскому городскому голове можно предъявлять претензии киевлянам, почему лифт не работает, почему коммунальные платежи дорогие и т.д. И здесь будет возможность "переходить" с одной должности на другую.
Есть ли какой-то дедлайн, до которого Кличко обязан выполнить условия закона о госслужбе?
— Закон вступил в силу с 1 мая, так что сделать это уже нужно. Многие госслужащие надеялись, что он не вступит в силу, кстати.
Если с 1 мая этот закон уже действует, то Кличко нарушает закон?
— Постепенно идет процесс освобождения от должностей тех, у кого двойное гражданство. Боровик, Згуладзе — процесс идет. Но формально дедлайна нет.
Это юриспруденция. Это довольно специфическая сфера, где можно найти любое оправдание чему угодно. Но в контексте децентрализации, которую мы должны проводить, и введения должностей префектов, которые должны осуществлять контроль за исполнением законов на соответствующей территории, предстоит разъединение этих должностей.
Надо ли менять закон о городе-герое Киеве?
— Было предложение о его изменении. Но эти изменения возможны только через ВР, а это достаточно политизированный процесс.
Подробнее процесс децентрализации и новый закон о госслужбе в эфире радиостанции проанализировала политический консультант Юлия Комарова.
Виталий Кличко не может занимать должность мэра Киева и главы КГГА одновременно по закону о госслужбе. Но есть закон о городе-герое Киеве, который эти должности напрямую объединяет. Как выйти из этой ситуации?
— Безусловно, нужно менять закон о городе-герое Киеве. Эти изменения давно на слуху, и есть альтернативные проекты, уже разработанные. Правда, там мало проработан проблемный вопрос о совмещении должностей мэра и главы КГГА, а больше сделан акцент на расширении полномочий Киевсовета и расширении полномочий советов в районах Киева. Тем не менее, можно считать, что это заявление станет очередным толчком, может даже новым стартом в дискуссии о том, что должны быть изменения внесены в закон о Киеве. Соответственно, будет проведена работа в парламенте, будут приняты нужные законодательные изменения. Но насколько быстро — я не разделяю оптимизма. Зная украинских политиков, начнется торг, будут очень долго муссировать, будут очень долго выяснять какие-то мелкие детали. В итоге все произойдет не в этом году, даже не в следующем. Будет много шума, много пиара.
Виталий Кличко говорит, что не собирается нарушать закон о госслужбе и совмещать эти две должности. Какую должность было бы выгоднее оставить за собой?
— Должность мэра, потому что это мандат представительства и доверия от киевской громады. А касательно кресла главы КГГА, ему было бы даже неплохо дистанцироваться от власти, учитывая усиление репутационных рисков вокруг главы государства, определенные тенденции к демонизации Порошенко, учитывая также то, что неумолимо приближается срок следующих президентских выборов, где Кличко вполне сможет составить конкуренцию действующему главе государства.
Это может свидетельствовать о неких сложностях в отношениях между Кличко и Порошенко?
— Я бы так не драматизировала. Противоречия между партиями УДАР и "Солидарность", между Кличко и Порошенко не новы и известны. А этот информационный повод инициирован не самой командой Кличко, а бдительными журналистами, и этот сигнал Кличко дал как ответ на каверзный журналистский вопрос, причем ответ недостаточно четко артикулированный. Он сказал: "Я подумаю, как решить этот вопрос". То есть было совершенно видно, что месседжа нет, что он застигнут врасплох, просто сориентировался в ситуации. А со стороны президента тоже нет никакой рациональности в том, чтобы сейчас наживать себе еще один очаг конфликта на уровне столицы.
Кто будет занимать должность главы КГГА?
— Мой прогноз: останется Кличко. И будет сделан четко упор на том, что это прямое предписание закона о городе-герое Киеве.
Читайте также: The New York Times: сомнительный прогресс Украины после ассоциации с ЕС
Напомним, что политический эксперт Александр Солонтай на 106 FM заявил, что согласовывать количество заместителей мэра столицы должна киевская община, а не правительство. Он уверен, что пять заместителей в масштабах города Киева — это не так уж и много.