наверх
18.04.202417:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Косянчук: каждый третий литр бензина в Украине - "бодяга" и криминал

(обновлено: )504
На украинском рынке нефтепродуктов очень много компаний, которые продают фальсификат. Каждый третий литр бензина – криминального происхождения, сообщил президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.

Мировые цены на нефть резко снизились, после того как безрезультатно завершился саммит нефтедобывающих стран в столице Катара Дохе. Напомним, что крупнейшие производители нефти намеревались подписать соглашение, ограничивающее нефтедобычу, но переговоры закончились полной неудачей. В результате, на торгах на Лондонской бирже ICЕ цена на нефть постоянно падает.

О том чего следует ожидать в дальнейшем на рынке нефтепродуктов в эфире радиостанции 106 FM рассказал президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.

Как эти неудачные переговоры могут повлиять на рынок нашей страны?

– Украина практически не импортирует нефть в тех объемах, которые бы имели хоть какое-то влияние на нашу жизнь. Мы по-прежнему зависим от импортной составляющей, которая превышает 85%. Потому что той нефти, которую мы добываем, ее не хватает, чтобы хотя бы на четверть загрузить мощности единственного работающего нефтеперерабатывающего завода в Кременчуге.

Сегодня добыча украинской нефти – это отдельный бизнес, отдельные структуры отдельной вертикально-интегрированной структуры, которая замыкает в себе добычу, переработку и розничную продажу.

Теперь почему не смогли договориться эти нефтедобывающие страны-гиганты. Рынке нефти – это отдельная биржа. А раз биржа, значит есть огромная доля спекулятивных моментов.

Мы должны четко понимать, что для некоторых стран, таких как Россия, Катар, Саудовская Аравия доходы от продажи добытой нефти – это основная статья дохода национального бюджета.

Смотрите также: Новак о результатах встречи представителей стран ОПЕК в Дохе

Государство привыкает к хорошим быстрым деньгам. Вот Россия, к примеру, за счет своего статуса сырьевого придатка Европы, которым она выступала до определенного момента, было очень классно продавать по 100 долларов за баррель и выше. И она могла позволить себе быть гегемоном в различных частях земного шара и тратить сумасшедшие деньги на поддержание каких-то непонятных процессов в той же Европе, на том же Ближнем Востоке и т.д. Но сегодня пришлось урезать немножко аппетиты.

С другой стороны, мы понимаем, что вот такие вот катаклизмы с ценами на нефть и такие вот проблемы, они всегда приводят к развитию новых технологий, как бы это ни было странно.

Какие сейчас прогнозы?

– Ко всем прогнозам на нефтяном рынке нужно относиться достаточно настороженно. Кто-то умный сказал такую фразу: "Если сравнить прогноз на нефтяном рынке и прогноз погоды, то прогноз погоды можем считать точной наукой".

Международные эксперты того же Международного энергетического агентства дают разновекторные прогнозы. За 35 лет, которые я на этом рынке нахожусь, могу сказать, что существует бесконечное множество различных прогнозов на нефтяном рынке и нет практически ни одного, который был бы реализован или был бы правильным.

Очень сложно договариваться людям, странам, представителям стран, у которых совершенно разные и политические, и экономические условия и интересы. Легко договариваться людям, у которых одна цель.

Так что же делать?

– Во всем должна быть мера. Мера в дебете скважин, то есть то, сколько мы с нее можем выкачивать, и мера в том, сколько мы с нее можем не выкачивать. Для многих стран это является чуть ли не единственным источником наполнения государственного бюджета.

Что в свое время заставляло покупать нефть по 100-120 долларов за баррель? Тогда почему-то все кричали о том, что нефть вот-вот закончится. Когда я работал в Лондоне, читал очень интересные исследования. Оказывается, что если 50 лет нефтяная скважина была заглушена и вдруг ее расконсервируют, то она дает такой же дебет, какой она давала при открытии. То есть непонятно, откуда там взялась нефть. То есть это возобновляемый источник.

Не все так просто, как нам кажется, откуда там нефть взялась и как она там появляется в тех недрах. Может быть, это совсем не остатки растительного, животного мира предыдущих цивилизаций. Кто его знает. Есть определенные сомнения.

Так почему же мировая цена на нефть падает, а мы этого не чувствуем?

– Как она падает, если она первого числа была 36 долларов, а сегодня 42 доллара? Куда она падает? Сегодня цены на бензин на внешнем рынке на 34 доллара выросли, а на дизельное топливо больше, чем на 40 долларов. Говорим о том, что все падает, а у нас ничего не падает. Давайте правильные цифры.

А сравнивать нужно не гривну с долларом. Если мы говорим о долларовой цене, то, действительно, нефть упала в цене. Если раньше мы покупали по доллар двадцать, то сегодня мы покупаем по 67 центов.

Насколько сейчас качественен украинский бензин?

– Я хочу сказать, что украинского бензина – не найдешь. Потому что рынок наполняется более чем на 85% импортом. А импорт – это всегда хорошее качество. Есть очень риск большой попасть на так называемую "бодягу" или на фальсификат, или на украинский бензин.

Но украинский бензин у нас продается в единственной сети единственной вертикально-интегрированной структуры. Он практически не выходит на розничный внутренний рынок.

Читайте также: Почему опять растут цены на бензин? Комментарий эксперта

Как много фальсификата на рынке?

– К сожалению, каждый третий литр бензина, продаваемый в Украине, имеет криминальное происхождение. То есть, либо с него не уплачены налоги, либо это фальсификат. Либо то и другое вместе взятое.

Этот рынок очень серьезно развивался последние два года. Если сразу после революции там чуть-чуть пригасло все, так потом все эти схемы были возвращены. И, собственно говоря, многие бренды, которые принадлежали так сказать, приближенным к семье Януковича, они сегодня работают и портят конкуренцию на рынке. Правда, в последнее время ими серьезно занимается ГФС. Мы им серьезно усложнили жизнь в виде электронного администрирования.

Но все равно борьба с контрабандой, с неуплатой налогов, с нелегальщиной сегодня отсутствует практически, в том объеме, в котором она должна была бы быть, потому что нет политической воли.

Каким образом вообще попадает некачественное и неучтенное топливо на заправки?

– А очень просто. Импортируются или закупаются компоненты, которые были не подакцизные, из них делается подакцизный товар и продают вам под видом бензина.

На самом деле к бензину это никакого отношения не имело. Это просто была горючая смесь, которая портила экологию, ваше здоровье и ваш автомобиль. Зато было дешевле на две гривны.

Что мешает собираться с операторами и проводить исследования, у кого фальсификат?

– Во-первых, ассоциация объединяет в себе исключительно добросовестных операторов рынка, которые платят все налоги и не занимаются оптимизацией качества и оптимизацией налогообложения. Мы таких не принимаем к себе вообще. И никаких конференций нам проводить на надо, мы и так знаем, кто чем дышит, кто чем занимается на этом рынке. И мы не только знаем сами, мы и информируем. Начиная от Антимонопольного комитета и заканчивая местными властями.

Как вы определяете недобросовестных?

– Мы их не определяем, мы их знаем, знаем, кто чем занимается.

То есть вот эта треть – это подтверждение того, что люди занимаются "бодяжничеством"?

– Чтобы определить, кто чем занимается, не нужно иметь Штирлицов в этой команде.

Когда-то был замечательный фильм о наших разведчиках. Там говорили: "Для того, чтобы понять, что выпускает завод, не обязательно туда устраиваться на работу и проверять, что привезли, что вывезли. Станьте и посмотрите: если на завод поступает хлопок, то, скорее всего, там шьют ватники. А если кроме хлопка туда поступает серная и азотная кислота, то, наверное, делают порох".

Так и здесь. Если у них нет в закупах 95-го бензина, а в результате они продают три сорта бензина 95-го.

У кого нету закупок 95-го?

– Например, компания "БРСМ". Она не закупила не одной тонны 95-го, зато три или четыре вида продает на своих заправках. И сейчас ГФС занимается этой компанией.

Но до сих пор это была "священная корова". Более того, я имел четыре судебных заседания о нанесении ущерба этой компании. Я всегда спрашивал: "как можно нанести ущерб репутации, которой не было?".

Среди ваших операторов были те, которые зашли хорошо, а потом бодяжили? Были ли такие, которых исключили?

– Были. Я не буду говорить, кто это. Дело прошлое. Мы даже не пытались уговаривать этих господ вести честный бизнес.

Как только нам стало известно и наши исследования показали правоту наших подозрений, эта компания сразу была исключена из состава – президией ассоциации. Репутация – это такая штука, которую зарабатывают годами, а теряют за минуты.

Сколько их было?

– Два эпизода. Поэтому мы стали очень внимательно относится к тем людям, которых мы принимаем в ассоциацию. Никогда в ассоциации не будет "БРСМ" и никогда не будет ни одной компании Коломойского.

Ранее Леонид Косянчук заявлял в эфире радиостанции ГС, что цены на нефтепродукты снижаться не могут, так как гривна постоянно падает.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн заявлял, что власти намерены бороться с "левым" бензином с помощью акцизных накладных при импорте нефтепродуктов, и в связи с этим дешевый бензин может скоро исчезнуть с автозаправок.

Самое читаемое
    Темы дня