Украинские предприниматели импортируют товаров значительно больше, чем поставляют отечественной продукции в другие страны. Если по итогам прошлого года у нас было позитивное сальдо внешней торговли, то уже в январе текущего ситуация сильно изменилась.
За первый месяц 2016 года, по данным Госстата, отрицательное сальдо внешней торговли Украины достигло 295 миллионов долларов. Международный центр интернет-торговли Allbiz предоставил свою статистику внешней торговли Украины. И как показывают эти данные, мы импортируем очень много продукта, который способны производить сами.
По данным Международного центра интернет-торговли Allbiz, рынками, в рамках которых Украина больше импортировала товаров, в прошлом году, были рынок продуктов и напитков – 38%, сельскохозяйственный и одежный рынки – 24% в целом, а также рынок строительных материалов – почти 9%. В десятку наиболее объемных по импорту рынков также вошли: авто-мото-вело техника, промышленность, мебель и, а также тара и упаковка.
Кстати, еще более странно выглядит тридцатка импортных товаров, на которые поступали заказы из Украины. Из представленного списка лишь несколько позиций действительно нуждаются в ввозе из-за границы (это, например, маслины, мандарины и кофе). Однако большую часть этого списка вполне можно произвести и в Украине: это крупы, подсолнечное масло и даже яблоки с грецкими орехами.
При этом больше всего Украина импортировала товаров с последующей тройку стран: это Россия, имеет долю импорта в 24%, Польша – на ее плечах 20% нашего импорта, и Беларусь, которая получила 8% украинского рынка.
Подробнее о том, почему Украина импортирует товары, которые можно производить внутри страны, радиостанция Голос Столицы поговорила с президентом Центра антикризисных исследований Ярославом Жалило.
Почему в список наиболее импортируемых попадают такие категории товаров, которые мы сами можем производить?
– Чтобы корректно воспринимать эти цифры, нужно четко понимать, о чем мы говорим. А мы говорим о данных, предоставленных компанией интернет-торговли. То есть, речь идет о структуре поставок товаров, которые клиенты этой сети заказывали через интернет.
Об импорте Украины эти данные практически ничего не говорят, потому что это крайне малый, незначительный и специфический сегмент украинского импорта.
Какие товары в основном импортирует Украина?
– За последние несколько лет товарный импорт Украины существенно сократился, в принципе, стихийное импортозамещение уже произошло.
На первом месте в объемах импорта у нас минеральные продукты, прежде всего, это газ и бензин. Можно отметить, что бензин Украина могла бы производить самостоятельно. К сожалению, большинство наших НПЗ сегодня не работают, и мы вынуждены завозить готовый продукт.
Также это продукты химической промышленности, которые мы тоже могли бы более активно производить, как это было раньше. Но, во-первых, ряд предприятий химпрома был утерян в результате боевых действий и потери контроля над частью территории страны, а во-вторых, у нас в основном устаревшие технологии, и подорожание природного газа, который является сырьем в большом количестве процессов, сделало производство нерентабельным. Соответственно, чтобы организовать импортозамещение в этой сфере, необходима существенная технологическая реконструкция.
Кроме того, мы импортируем больше 20% продукции машиностроения, включая транспортное машиностроение. Остальные составляющие структуры импорта незначительны.
В 2015 году доля импорта фармацевтических товаров составила 3,9%. С чем это связано? Может ли Украина сама производить лекарства?
– Думаю, может, потому что у нас есть соответствующие мощности и технологии. Но дело в том, что большинство товаров этого рынка должны, во-первых, проходить четкую сертификацию, а во-вторых, существуют международные патенты на их производство. То есть, наладить производство аналогов далеко не всегда возможно, по причине соблюдения международного патентного права.
Я считаю, в этой сфере мы можем найти свои ниши и развить собственное производство.
Автомобили составляют значительную долю общего импорта. Что нужно сделать, чтобы они производились в Украине?
– Украина имеет опыт попыток развития отечественного автомобилестроения. На данный момент у нас неплохо получается с производством грузовых автомобилей, автобусов и т.д.
Что касается производства современных легковых автомобилей, то в последнее время оно только сокращалось. Сложно сегодня утверждать, что мы можем создать достаточно объемные полные циклы производства автомобилей, чтобы это привело к уменьшению импорта. Более того, наше обязательство перед ЕС – постепенно сокращать импортные пошлины на ввоз автомобилей.
Кроме того, сегодня идет борьба потребителей за то, чтобы снижать пошлины на ввоз подержанных автомобилей, и я думаю, что импорт авто будет только расти. Но мы можем развивать у себя производство комплектующих для этих автомобилей.
К слову, несмотря на то, что Украина является мощным экспортером агропродукции, все же приходится закупать некоторые позиции сельхозтоваров за границей. Почему так происходит, радиостанция узнала у директора Аграрных консультационных программ Лины Доценко.
Насколько конкурентоспособна украинская агропродукция?
– Безусловно, украинская продукция очень конкурентоспособна. А когда произошла девальвация гривны, у нас покупали намного больше продукции, потому что она получилась очень дешевой и вполне приемлемого качества.
Если наша продукция такая высококачественная, то зачем покупать, например, крупы и овощи у той же Польши?
– Есть рынок, а на рынке есть спрос. Например, американская компания Boeing большинство запчастей закупает в других странах, хотя спокойно могла бы производить эти запчасти в США. Но они решили, что так им будет выгоднее.
Поменялось ли что-то после вступления в силу ЗСТ с ЕС?
– Хотелось бы, чтобы поменялось намного больше. У нас свободная торговля, но не настолько, как хотелось бы. У нас еще очень небольшие квоты для основных позиций продукции, и нам нужно, чтобы ЕС расширял эти квоты.
У нас все еще не по всем торговым позициям есть так называемая свободная торговля, но я думаю, что это вопрос времени, и мы будем постепенно наращивать продажи.
Как обстоят дела с квотами на продукты агросектора? Мы выбираем эти квоты?
– По некоторым товарам мы очень быстро выбираем квоты. Нужно встречаться с представителями ЕС и договариваться, чтобы размер квот на эти товары увеличивался. А в идеале этих квот вообще не должно быть.
Мне кажется, если речь идет о свободной торговле, то она должна быть свободной, вообще без квот. Я думаю, что их размер зависит от того, насколько аргументированно наша сторона сможет объяснить, почему эти квоты нужно увеличивать.
Ранее замминистра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая в эфире 106 FM рассказала, каким образом правительство планирует заменить рынок России для украинского экспорта. Она сообщила, что Украина активно осваивает рынки ЕС, Азии и Африки для продажи продукции агропромышленного комплекса.
Тем временем и.о. главы "Продовольственно-зерновой корпорации Украины" Борис Приходько подробно рассказал о росте экспорта отечественной агропродукции. По его словам, зерновой потенциал и излишки зерна, которые находятся в Украине, достаточно значительны и на них есть большой спрос.