наверх
20.04.202413:36
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Закон о референдуме: политики боятся делиться властью – политолог

(обновлено: )39901
Политики беспокоятся, что закон о всеукраинском референдуме ослабит вес парламента, потому и обратились в Конституционный суд, заявил политический эксперт Сергей Таран. По его мнению, решение любого референдума должно быть согласовано с парламентом.

КСУ начал рассмотрение обращения ряда депутатов о том, что закон о всеукраинском референдуме является неконституционным. Ранее 57 парламентариев обратились в суд с ходатайством. По их мнению, Верховная Рада при принятии закона превысила свои полномочия. Получается, что "обычным законом" фактически установлен новый порядок изменения Конституции. Вице-спикер парламента Оксана Сыроид заявила, что есть и другие недостатки.

"Закон, который мы сегодня здесь рассматриваем, это сплошная злокачественная манипуляция. То есть, с одной стороны, предлагается людям как очень широкий круг вопросов, которые могут быть предметом рассмотрения на референдуме. Но этот же закон определяет кучу манипулятивных инструментов, как эта власть людей и желание людей высказаться на референдуме может быть злоупотреблена", – сказала Оксана Сыроид.

Недовольны не только депутаты, но и президент. Петр Порошенко считает неконституционным закон "О всеукраинском референдуме". Об этом сообщил судья Конституционного суда Михаил Гультай во время рассмотрения вопроса. По его словам, судьи обратились для оценки документа и к спикеру парламента Владимиру Гройсману, от которого тоже получили негативную характеристику.

Какое решение может вынести КСУ по закону о референдуме, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал политический эксперт Сергей Таран.

Зачем принимали закон, если он противоречит Конституции?

– Здесь есть один нюанс. Может быть закон о референдуме, и референдум может состояться по многим вопросам. Но когда дело доходит до реализации решения референдума, то нужны дополнительные решения, которые должны быть приняты в первую очередь в Верховной Раде. Таким образом, в Украине может быть референдум, но его сила будет только консультационной.

Собственно говоря, если какие-либо изменения в Конституцию или законы принимаются вне парламента – это дурной тон. И политики беспокоятся, чтобы референдум не дал возможности нивелировать вес парламента.

Поэтому сейчас нужно выяснить, в чем заключается механизм реализации решений, принятых на референдуме. Это самый главный вопрос. Если по нему будет найден консенсус, то споры уже не будут актуальными.

Какие могут быть манипуляции с этим законом?

– Например, можно вне парламента вынести на референдум вопрос, связанный с изменением в Конституцию. И даже если результат не будет потом иметь силы прямого действия, то все равно это даст политикам возможности для спекуляций. Они будут говорить: видите, этого хотят люди, мы не можем идти против воли народа. 

То есть, это даст основания для спекуляций, а вопрос на референдум можно вынести любой.

Нужны ли местные референдумы?

– Как раз местные референдумы нужны, но вопросы, которые могут выноситься на местный референдум, должны быть четко регламентированы.

Читайте также: Штаты дают DOBRE на децентрализацию Украины и $50 млн в придачу

Я считаю, что этот механизм целесообразно протестировать именно на местных референдумах, где люди имеют представление о том, что происходит в их городе, селе.

Но выносить вопрос на всеукраинский референдум всегда сложно в странах, которые не имеют достаточного опыта демократии. По сути, результат такого голосования заранее определяется той формулировкой, которая заложена организаторами референдума.

Есть ли вероятность, что вернут местные референдумы?

– Конечно, местные референдумы могут вернуть. Но там должны быть заложены не вопросы особого статуса, а вопросы, которые касаются жизни людей.

Например, хотят ли люди, чтобы была проложена дорога национального значения, которая была бы рядом с городом, может ли быть построен какой-то завод, который дает налоги в местный бюджет, но опасен для экологии.

Местный референдум – это очень хороший механизм, который работает в Европе. Но будет очень странно выглядеть, если на местные референдумы будут выноситься вопросы, например, по изменению конституционного строя страны. То есть, проблема в определении круга задач, которые может решать местный референдум.

Оксана Сыроид заявила, что закон о всеукраинском референдуме принимался с последующей целью федерализации Украины. Вы с этим согласны?

– Я бы так не сказал. Если местный референдум четко определяет, какие вопросы могут выноситься, если это не будет связано с изменением конституционного строя, я думаю, опасения относительно федерализации страны исчезнут сами по себе.

По вашему мнению, какое решение примет Конституционный суд?

– В любом случае КСУ будет выносить решение в корреляции с теми нормами, которые существуют в Европе. А в Европе есть четкое представление, что любой закон и любое изменение в Конституцию должно обязательно пройти через парламент, иначе не бывает.

То есть, может быть какой угодно референдум, но все равно решение должно пройти через парламент, и вряд ли по этому поводу будет какая-то дискуссия.

Читайте также — Порошенко: децентрализация – ключевой элемент подготовки Украины к членству в ЕС

Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире 106 FM, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, считает политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня