Во вторник, 22 марта, Конституционный суд в форме устного слушания продолжит рассмотрение дела о том, соответствуют ли Конституции отдельные положения "Закона об очищении власти".
Народные депутаты и судьи оспаривают нормы о запрете в течение десяти лет занимать должности для определенных лиц, в отношении которых осуществляется люстрация. Также сообщается, что нынешний вариант "Закона об очищении власти" не устраивает и Венецианскую комиссию. Там считают, что документ не полностью соответствует европейским стандартам и принципам верховенства права.
Председатель совета Общественного люстрационного комитета Александра Дрик в эфире радиостанции Голос Столицы заявила, что парламент уже более года затягивает рассмотрение изменений в закон об очищении власти, которые были согласованы с Венецианской комиссией.
В октябре прошлого года Конституционный суд перенес заседание по рассмотрению закона об очищении власти на неопределенный срок, а сейчас снова заговорили о люстрации. Каких изменений можно ожидать?
– Конституционный суд не имеет оснований для отмены люстрационного закона. Это манипуляция, которую сделали противники люстрации, утверждая, что Венецианскую комиссию не удовлетворяет закон об очищении власти.
Венецианская комиссия одобрила люстрационный закон и в своем заключении, опубликованном 19 июня 2015 года, она учла изменения, которые были предложены по результатам консультаций как раз с этой же комиссией, после чего они были внесены на рассмотрение парламента.
Почти год парламент не рассматривал эти изменения, потому что они застряли в комитете по вопросам правоохранительной деятельности и правосудия, который возглавляет Князевич, бывший представитель президента в парламенте.
Почему так долго тянули?
– Это была афера, чтобы к следующему рассмотрению Конституционным судом закона об очищении власти сказать, что украинский люстрационный закон не соответствует требованиям Венецианской комиссии, хотя это неправда. И вся эта афера была затеяна специально к этому заседанию Конституционного суда.
Однако, мы ее вовремя определили и поняли, в чем проблема. Сейчас соответствующие изменения вновь были внесены в парламент, и надеемся, что парламент в ближайшее время их рассмотрит.
Но на сегодня у Конституционного суда нет оснований ни утверждать, что Венецианская комиссия раскритиковала закон, ни отменять люстрацию.
Кто придумал, что Венецианская комиссия рекомендует внести изменения в закон об очищении власти?
– Комментарии с участием председателя Венецианской комиссии Джанни Букиккио были еще в конце позапрошлого года, когда разрабатывались изменения в закон. И то, что было распространено отдельными телеканалами и новостными агентствами не означает, что этот комментарий был взят недавно.
У меня есть большие подозрения, что это была нарезка, сделанная из тех комментариев, которые ранее давались Джанни Букиккио. В любом случае, заявления о том, что в законе не учтены те предложения, которые предоставляла Венецианская комиссия, является неправдой.
Эти рекомендации Венецианской комиссии носят обязательный характер?
– Они носят рекомендательный характер, но мы прекрасно понимаем, что это один из самых уважаемых европейских органов, который оценивает все законы стран ЕС на соблюдение прав человека. Поэтому, если мы движемся в этом направлении, то мы должны учитывать эти рекомендации.
Что может затянуть процесс принятия закона об очищении власти и на какой срок?
– Ситуация, которая сложилась в комитете Князевича, показывает, что у нас в парламенте гораздо больше врагов, чем кажется.
Врагами люстрации сегодня являются как раз те народные депутаты, которые сами попадают под критерии люстрации, и они обратились в Конституционный суд с просьбой отменить люстрационный закон.
Очевидно, что происходят какие-то переговоры с президентом, который сейчас хочет сформировать новое правительство, и в этих переговорах участвуют представители прежней власти, которым люстрационный закон запрещает занимать руководящие должности. Это касается министров, руководителей различных ведомств, в том числе правоохранительных, налоговых и так далее.
После завершения исследования материалов Конституционным судом в устном слушании, КСУ перейдет к закрытой части пленарного заседания?
– Начнем с того, что КСУ уже превысил все сроки, которые отводились ему действующим украинским законодательством для вынесения своего решения.
У Конституционного суда было три месяца, а рассмотрение закона, напомню, длится уже более года. Это является нарушением процедуры при рассмотрении этого закона в Конституционном суде. И наличие этих нарушений свидетельствует о том, что нарушения регламента могут происходить и дальше.
Действительно, после устного слушания должен происходить переход к письменному производству. Но очень важно, чтобы представители парламента и органов власти, которые будут выступать в защиту люстрационного закона, были услышаны, и чтобы те судьи, треть из которых позволили Януковичу узурпировать власть, были как минимум отстранены от рассмотрения этого закона об очищении власти, а как максимум – были наказаны.
Принятие этого закона будет окончательным или могут быть какие-то дальнейшие изменения?
– Сегодня действует существующая редакция закона. Те изменения, которые были согласованы с Венецианской комиссией, должны быть единственными изменениями, внесенными в закон об очищении власти. Как быстро парламент примет эти изменения, зависит от депутатов.
Я не исключаю, что Конституционный суд сам заинтересован в отмене закона из-за того, что согласно этим изменениям теперь и они будут проходить люстрационную проверку.
К слову, ранее в эфире радиостанции Голос Столицы член правления общественной организации "Transparency International Украина" Ярослав Юрчишин заявил, что реальный уровень коррупции втрое превышает статистику ГПУ.
Ранее в эфире радиостанции директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко высказала мнение о том, что антикоррупционные ведомства в стране создаются только для отчетности.
В то же время управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний считает, что антикоррупционная прокуратура является орудием давления на политических оппонентов.