наверх
20.04.202402:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Распад коалиции. Получится ли у Порошенко сшить ее из лоскутков?

Гройсман, Парубий и новый Кабмин. (976)

(обновлено: )469
Паралич в работе ВР выгоден Петру Порошенко, так как при бездействующем парламенте у президента появляется большое пространство для маневра, заявила эксперт Елена Дяченко. По ее словам, Порошенко намерен баллотироваться на второй срок.

За три недели консультаций между различными политсилами депутаты так и не смогли продвинуться в решении политического кризиса, который образовался после фактического распада коалиции. Об этом заявил спикер Верховной Рады Владимир Гройсман. Он также подчеркнул, что под коалиционным соглашением остаются подписи 237 народных депутатов при минимально необходимых 226.

Ранее 3 фракции из 5 заявили о своем выходе из коалиции.

В то же время лидер фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко уверена, что в ВР состоятся досрочные парламентские выборы. По ее словам, в конце недели заканчивается 30-дневный срок, в течение которого депутаты должны были создать новую коалицию и новое правительство. В противном случае, по словам Тимошенко, президент получит право объявить досрочные парламентские выборы.

Перспективы выхода парламента из политического кризиса в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала директор консалтинговой компании "Партия власти" Елена Дяченко. 

Политсилы заинтересованы в разрешении кризиса?

― Естественно, решение искали, потому что парламент, по сути, парализован, он бездействует. Но если Гройсман говорит о том, что коалиция существует, то на каком основании сейчас ведется поиск нового премьера? Тогда пусть коалиция голосует необходимые изменения в законодательство, в том числе те, которых требуют минские соглашения. Однако этого не происходит. В то же время, о развале коалиции не сообщается, как того требует украинское законодательство.

Кто прав с юридической точки зрения – Гройсман или Тимошенко? Существует ли коалиция формально?

― На сегодняшний день, согласно Конституции, деятельность коалиции депутатских фракций определяется Конституцией и законом о регламенте. Но в законе о регламенте отсутствуют 12 статей, которые должны регулировать деятельность коалиции и оппозиции. Эти 12 статей были исключены "преступным режимом", так как предыдущая редакция Конституции не предполагала коалиции. И демократическая коалиция, два года назад изменившая редакцию Конституции, не посчитала нужным вернуть эти статьи в закон о регламенте. Поэтому сейчас деятельность коалиции ничего не регулирует. А в этих 12 статьях было много чего интересного. Например, о любых количественных изменениях в составе коалиции нужно было делать публикацию в "Голосе Украины". В случае, если в коалиции оказывается меньше 226 депутатов, объявлялось, что коалиция прекращает свое существование, включался конституционны срок в 30 дней, в течение которого нужно было найти новый компромисс. И сейчас этого всего нет. Юридически демократическая коалиция дала себе возможность не отвечать перед украинским народом о том, существует она или нет. Мы сейчас можем только верить Гройсману на слово о том, что в коалиции 237 депутатов. В то же время в Конституции указано, что это коалиция депутатских фракций, а не депутатских фракций и еще отдельных депутатов или депутатских групп.

Сейчас нет возможности понять, дееспособна ли ВР с юридической точки зрения?

― Мы можем определить ее дееспособность по факту: не принимается ни одно важное решение, нет взаимодействия между парламентом и правительством, парламентом и президентом. При этом юридически существует правовой вакуум в виде 12 статей. И таким образом демократическая коалиция ушла от ответственности перед украинским народом. Вот и все. Согласно букве закона, депутаты сейчас могут вообще перед нами не отчитываться. Соответственно, 30-дневный срок не запускается, коалиция может искать премьера, перебирать миллионы вариантов, но парламент будет бездействовать.

Стоит ли ожидать прорыва на текущей неделе, в ходе возобновления работы Верховной Рады?

― Дееспособность парламента будет ситуативной. Под каждый закон инициатор должен будет собрать необходимое количество голосов. И, соответственно, начнется откровенный политический шантаж между коллегами по коалиции, между отдельными депутатскими фракциями и группами. Но этот, по сути, паралич парламента выгоден только одному политику в государстве. Это президент. Он выгоден в хорошем смысле, в политическом. При парламентско-президентской форме правления паралич парламента предоставляет президенту огромное количество возможностей как для политического позиционирования и наращивания своего рейтинга, так и для введения прямого президентского правления. Это сейчас выгодно президенту, поэтому, скорее всего, президент не будет вносить никаких кандидатур, у которых есть шансы на большинство голосов.

Ожидать ли нам точки в процессе переформатировании Кабмина?

― Я думаю, что нет. Если бы эта точка намечалась, то она наверняка уже была бы поставлена в течение этой трехнедельной паузы в работе парламента. Никого из лидеров фракций, которые были членами коалиции, также никого из политиков первого эшелона из БПП или "Народного фронта" президент не предложит на должность премьера по одной простой причине. Я думаю, что Порошенко уже думает о втором президентском сроке, и делать такой подарок кому-либо из своих потенциальных конкурентов он не будет. Хотя, на мой взгляд, наибольшие шансы возглавить правительство и собрать большинство голосов, как ни странно, имеет действующий глава ВР Владимир Гройсман. Это самая на сегодняшний день компромиссная фигура, и в кулуарах уже негласно говорят о том, что большинство голосов есть.

К слову, ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире 106 FM, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.

Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире "ГС" политолог Николай Спиридонов.

Самое читаемое
    Темы дня