Максим Вихров
Петр Порошенко отметил, что нужно провести инвентаризацию "традиций" в школьном образовании.
"Нам нужно ещё раз внимательно пересмотреть традиции, которые были наработаны ещё коммунистической властью", – сказал президент, пообещав обновление учебных программ.
О реформе средней школы высказывался и премьер-министр Арсений Яценюк.
"Мы ставим ключевое задание на 2016-й год – это реформирование среднего и дошкольного образования", – объявил глава правительства в ноябре прошлого года.
В ведомстве Сергея Квита – Минобразования – уже представили новую версию закона "Об образовании", которую Верховная Рада рассмотрит в марте. Вопрос в том, каких именно новаций следует ожидать школьникам.
Планы
Заявления власть имущие делают традиционно громкие.
"Мы вырастим новое поколение образованных украинцев, которые будут прославлять себя, родной край и Украину во всём мире", – заверяет Порошенко.
"Наши образование и наука достались нам в наследство от изолированной советской системы… Чтобы догнать и не отставать, сегодня нужно действовать молниеносно", – отмечает министр Квит.
Поэтому, в Минобразования обещают всего и помногу.
Во-первых, речь идёт об отказе от "авторитаризма". Так, замминистра образования Павел Хобзей выступает за отказ от оценок и разделения на предметы в младшей школе. По мнению чиновника, предметное обучение должно начинаться только с 7 класса, но количество предметов не должно превышать 7-8.
Больше свободы планируют дать и учителям – в частности, освободить их от фиксированного расписания уроков и бюрократической волокиты.
Во-вторых, учеников планируют разгрузить, вернув с 2018-го года 12-летнее образование и отделить старшую школу от средней, единство которых в Минобразования считают рудиментом коммунизма.
Читайте также: Нужно ли вводить обязательное ВНО для девятых классов. Мнение эксперта
По планам Минобразования, школьники будут сдавать ВНО уже после 9-го класса, а по результатам – поступать в академические или профессиональные лицеи. В первых будут готовить к поступлению в вуз, а во вторых – давать рабочую профессиональную квалификацию.
В-третьих, будет усилен контроль за качеством образования. Кроме расширения родительского контроля, планируется ввести сертификацию учителей с целью избавления от неквалифицированных кадров. Как утверждает замминистра образования Инна Совсун, на первых порах сертификация будет добровольной, прошедшим её будут давать надбавки к зарплате. Впоследствии сертификация станет обязательным условием работы в школе.
Денег нет
Эти и другие идеи пока находятся на стадии обсуждения. Однако, уже сейчас есть основания полагать, что "европеизации" школы не будет ни в 2016-м, ни в ближайшие годы. По словам Квита, реформа школьного образования упирается, прежде всего, в финансирование.
"Мы не сможем радикально изменить нашу школу в лучшую сторону с такими зарплатами учителей", – признаётся министр.
Напомним, сегодня средний оклад педработника составляет около 2 тыс. грн. В прошлом году учителя даже подали петицию президенту с требованием повысить оклады. Однако, улучшений ждать не приходится: в бюджете на 2016-й год расходы на образование и науку урезали на 13 млрд грн, а субвенции местным бюджетам оставили примерно на прежнем уровне.
Денег нет не только на зарплаты, но и на учебники. Так, без книг начали второе полугодие ученики 4-х и 7-х классов, которые должны были учиться уже по новым программам. Поэтому введение "европейского" образования откладывается на неопределённый срок.
Если премьер-министр анонсирует школьную реформу уже в этом году, то в Минобразования осторожно обещают развернуть реформы то ли в 2018-м, то ли вообще в 2020-м.
Между тем, реформы действительно нужны, поскольку ситуация в украинских школах весьма плачевна. Так, по словам директора Украинского центра оценивания качества образования Игоря Ликарчука, в 2015-м выпускники "завалили" ВНО по математике и английскому. Максимальный балл по математике набрали лишь 48 человек из 106 тысяч, а по английскому – 13 из 72 тысяч.
Не лучше ситуация и с другими предметами, в частности – с биологией, украинским языком и историей.
Вопросы на засыпку
В общем, проблем у реформаторов – хоть отбавляй. Прежде всего, в государстве нет резервов для глобальной кадровой "перезагрузки" школы. Мизерные зарплаты давно превратили школу в кадровый отстойник и приют одиноких идеалистов, а инфляция обнуляет копеечные надбавки.
Да и где взять учителей, освоивших "не-авторитарные" способы обучения? Похоже, этот вопрос в Минобразования оставили без внимания.
То же касается и отделения высшей школы. На бумаге всё выглядит красиво, но как это будет реализовано на практике? Какие реальные перспективы трудоустройства будут открывать перед учащимися профессиональные лицеи? Да и как сдать ВНО после 9-го класса, если предметное обучение будет начинаться только с 7-го? Ведь даже сейчас, при "авторитарной" системе обучения, школьники не в состоянии сдать ВНО.
Возврат к 12-летней системе образования поддерживают не все. В частности, исследование фонда "Демократические инициативы", поведенное летом 2015-го, показывает, что 12-летку не поддерживают 70% родителей и 68% учителей. Если в Минобразования не собираются прислушиваться к общественности и навязывать решение сверху, то о какой демократизации может идти речь?
Отсутствие удобоваримых ответов на эти и другие вопросы ставит под сомнение перспективы школьной реформы. Не исключено, что школьная реформа может повторить судьбу декоммунизации, когда запущенный наверху процесс пошёл на местах вкривь и вкось, и, в конце концов, забуксовал.
Разница лишь в том, что теперь речь идёт о судьбах конкретных школьников.