наверх
19.04.202421:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Декоммунизация среднего образования: начало, так, на троечку

На металлолом. Украина против советских памятников. (688)

(обновлено: )1062110
Во время визита в Тернопольскую область Петр Порошенко пообещал "декоммунизировать" школьное образование. По словам президента, в 2016-м году будут заложены законодательные основы европейского и патриотического образования.

Максим Вихров

Петр Порошенко отметил, что нужно провести инвентаризацию "традиций" в школьном образовании.

"Нам нужно ещё раз внимательно пересмотреть традиции, которые были наработаны ещё коммунистической властью", – сказал президент, пообещав обновление учебных программ.

О реформе средней школы высказывался и премьер-министр Арсений Яценюк.

"Мы ставим ключевое задание на 2016-й год – это реформирование среднего и дошкольного образования", – объявил глава правительства в ноябре прошлого года.

В ведомстве Сергея Квита – Минобразования – уже представили новую версию закона "Об образовании", которую Верховная Рада рассмотрит в марте. Вопрос в том, каких именно новаций следует ожидать школьникам.

Планы

Заявления власть имущие делают традиционно громкие.

"Мы вырастим новое поколение образованных украинцев, которые будут прославлять себя, родной край и Украину во всём мире", – заверяет Порошенко.

"Наши образование и наука достались нам в наследство от изолированной советской системы… Чтобы догнать и не отставать, сегодня нужно действовать молниеносно", – отмечает министр Квит.

Поэтому, в Минобразования обещают всего и помногу.

Во-первых, речь идёт об отказе от "авторитаризма". Так, замминистра образования Павел Хобзей выступает за отказ от оценок и разделения на предметы в младшей школе. По мнению чиновника, предметное обучение должно начинаться только с 7 класса, но количество предметов не должно превышать 7-8.

Больше свободы планируют дать и учителям – в частности, освободить их от фиксированного расписания уроков и бюрократической волокиты.

Во-вторых, учеников планируют разгрузить, вернув с 2018-го года 12-летнее образование и отделить старшую школу от средней, единство которых в Минобразования считают рудиментом коммунизма.

Читайте также: Нужно ли вводить обязательное ВНО для девятых классов. Мнение эксперта

По планам Минобразования, школьники будут сдавать ВНО уже после 9-го класса, а по результатам – поступать в академические или профессиональные лицеи. В первых будут готовить к поступлению в вуз, а во вторых – давать рабочую профессиональную квалификацию.

В-третьих, будет усилен контроль за качеством образования. Кроме расширения родительского контроля, планируется ввести сертификацию учителей с целью избавления от неквалифицированных кадров. Как утверждает замминистра образования Инна Совсун, на первых порах сертификация будет добровольной, прошедшим её будут давать надбавки к зарплате. Впоследствии сертификация станет обязательным условием работы в школе.

Денег нет

Эти и другие идеи пока находятся на стадии обсуждения. Однако, уже сейчас есть основания полагать, что "европеизации" школы не будет ни в 2016-м, ни в ближайшие годы. По словам Квита, реформа школьного образования упирается, прежде всего, в финансирование.

"Мы не сможем радикально изменить нашу школу в лучшую сторону с такими зарплатами учителей", – признаётся министр.

Напомним, сегодня средний оклад педработника составляет около 2 тыс. грн. В прошлом году учителя даже подали петицию президенту с требованием повысить оклады. Однако, улучшений ждать не приходится: в бюджете на 2016-й год расходы на образование и науку урезали на 13 млрд грн, а субвенции местным бюджетам оставили примерно на прежнем уровне.

Денег нет не только на зарплаты, но и на учебники. Так, без книг начали второе полугодие ученики 4-х и 7-х классов, которые должны были учиться уже по новым программам. Поэтому введение "европейского" образования откладывается на неопределённый срок.

Если премьер-министр анонсирует школьную реформу уже в этом году, то в Минобразования осторожно обещают развернуть реформы то ли в 2018-м, то ли вообще в 2020-м.

Между тем, реформы действительно нужны, поскольку ситуация в украинских школах весьма плачевна. Так, по словам директора Украинского центра оценивания качества образования Игоря Ликарчука, в 2015-м выпускники "завалили" ВНО по математике и английскому. Максимальный балл по математике набрали лишь 48 человек из 106 тысяч, а по английскому – 13 из 72 тысяч.

Не лучше ситуация и с другими предметами, в частности – с биологией, украинским языком и историей.

Вопросы на засыпку

В общем, проблем у реформаторов – хоть отбавляй. Прежде всего, в государстве нет резервов для глобальной кадровой "перезагрузки" школы. Мизерные зарплаты давно превратили школу в кадровый отстойник и приют одиноких идеалистов, а инфляция обнуляет копеечные надбавки.

Да и где взять учителей, освоивших "не-авторитарные" способы обучения? Похоже, этот вопрос в Минобразования оставили без внимания.

То же касается и отделения высшей школы. На бумаге всё выглядит красиво, но как это будет реализовано на практике? Какие реальные перспективы трудоустройства будут открывать перед учащимися профессиональные лицеи? Да и как сдать ВНО после 9-го класса, если предметное обучение будет начинаться только с 7-го? Ведь даже сейчас, при "авторитарной" системе обучения, школьники не в состоянии сдать ВНО.

Возврат к 12-летней системе образования поддерживают не все. В частности, исследование фонда "Демократические инициативы", поведенное летом 2015-го, показывает, что 12-летку не поддерживают 70% родителей и 68% учителей. Если в Минобразования не собираются прислушиваться к общественности и навязывать решение сверху, то о какой демократизации может идти речь?

Отсутствие удобоваримых ответов на эти и другие вопросы ставит под сомнение перспективы школьной реформы. Не исключено, что школьная реформа может повторить судьбу декоммунизации, когда запущенный наверху процесс пошёл на местах вкривь и вкось, и, в конце концов, забуксовал.

Разница лишь в том, что теперь речь идёт о судьбах конкретных школьников.

Самое читаемое
    Темы дня