Парламент практически собственноручно дал повод президенту распустить Верховную Раду VIII созыва. Причина в том, что народные депутаты – с учетом каникул – не собираются на пленарные заседания больше 30 дней. Так считает конституционалист Виктор Мусияка. В парламенте же убеждены, что до роспуска дело не дойдет.
Эксперт по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко в эфире радиостанции Голос Столицы заявила, что если депутаты до 25 января соберутся хотя бы на одно пленарное заседание, то у президента не будет оснований для роспуска парламента.
Сейчас получается, что президент имеет юридические рычаги для роспуска парламента?
– Если обратиться к Конституции, то у нас есть одно из оснований для роспуска парламента, которое звучит так: досрочное прекращение полномочий парламента возможно, если не могут начать пленарное заседание в течение 30 календарных дней.
Что у нас произошло? С целью голосования конституционных изменений наш парламент продлил свою очередную сессию на месяц. И получается, что последнее пленарное заседание было, если я правильно помню, 24 декабря, когда был принят бюджет. Если до 25 января парламент не соберется на пленарное заседание, то такое право у президента формально появляется.
Но надо заметить, что эта норма предусматривает определенную неспособность парламента работать. В нашем варианте такого не происходит, поэтому, в принципе, фактических оснований у президента распускать парламент нет.
То есть, президент не имеет права этого делать?
– Нет, он имеет право распустить. Для чего такое основание? Бывают ситуации, когда парламент неспособен работать должным образом и нужен предохранитель, поэтому такое право дается президенту – распустить парламент.
То есть, в парламенте тоже могут быть какие-то экстраординарные моменты, которые делают его неработающим, тогда у президента появляется такое основание. В нашем варианте депутаты продолжали сессию, когда у них должны быть каникулы, поэтому возникает такая ситуация, что они не собираются 30 дней.
Воспользуется ли Порошенко такой возможностью?
– Нет, я не вижу на сегодня рисков, что он воспользуется этим правом, потому что парламентская фракция Порошенко входит в парламентское большинство, и других кризисных моментов относительно политических отношений между президентом и парламентом нет.
То есть получается, что плохенько работающая Верховная Рада – это меньшая беда, чем перевыборы?
– Конечно. Тем более, я думаю, что парламент сделает себе предохранитель и соберется до 25 января по крайней мере на одно пленарное заседание.
Если президент не воспользуется этим правом, может ли он затем использовать это как рычаг влияния на парламент?
– Нет, если очередная сессия откроется вовремя и будет происходить пленарное заседание в рабочем режиме, то такое основание не может быть использовано президентом, поскольку парламент работает.
Стоит ли ждать досрочных выборов в Верховную Раду?
– Риск такой есть, но на сегодняшний день я не вижу политической воли идти на перевыборы у парламентского большинства, а также у других мощных политических игроков в ближайшие месяцы. А дальше сложно прогнозировать, потому что у нас политическая ситуация стремительно меняется.
Ранее политический эксперт Вадим Карасев заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что начала процесса распада парламентской коалиции можно ожидать в 2016 году.
Среди руководства страны существует политический консенсус о том, что досрочные выборы в ВР состоятся не ранее июня 2016 года, однако из-за своей неэффективности нынешняя Рада может быть распущена и ранее, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Николай Спиридонов.