наверх
23.04.202410:31
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

"Вышки Бойко". Как качественно переместить из пустого в порожнее

(обновлено: )2323130
Размышления журналиста на заправочной станции о коррупции, цене на бензин и беспомощности судебной власти.

Роман Степняк

Вставив пистолет в бензобак, я уставился на мелькающие цифры счетчика. Особенно неестественно, как мне показалось, мелькали копейки и гривны, опустошающие мою кредитку в обмен на хилые литры язвительно пахнущей жидкости. Как-то не вязалось все это с падением цен на нефть, о чем вещал диктор из не выключенного приемника, несказанно радуясь дешевеющей бочке "черного золота". Кроме этого сообщения с еще большим воодушевлением ведущий сообщил другую "нефтяную" новость: оказывается, Печерский районный суд арестовал плавучие буровые станции "Петр Годованец" и "Украина", которые в прессе часто называют "вышками Бойко". Такое нагромождение углеводородной информации побудило выстроить ее в логический ряд.

Итак — о вышках.

Инициатором сделки был тогдашний министр топлива и энергетики, ныне один из лидеров "Оппозиционного блока" в парламенте Юрий Бойко. Подконтрольная министерству компания "Черноморнефтегаз" в 2011 году приобрела две буровые платформы сингапурского производства через посредников стоимостью по 400 миллионов долларов каждая. Сразу же после сделки разгорелся скандал, выяснилось, что цена платформ была завышена почти вдвое, реальная стоимость каждой из вышек не превышала 250 миллионов долларов. Следы посредников терялись где-то в Прибалтике, а в прессе время от времени появлялись различные сведения о причастных к сделке лицах, возбуждались и откладывались в длинный ящик дела, Бойко всячески отбивался от нападок. В конце концов, о сделке стали забывать, ее ожидала судьба множества подобных коррупционных афер, которые так и остались эпизодами дореволюционной жизни.

Но в феврале 2014 года ситуация в стране резко изменилась, а спустя два месяца Крым перестал быть частью Украины. Вместе с полуостровом "уплыла" и компания "Черноморскнефтегаз", на балансе которой находились платформы. Однако правоохранительную систему интересовало другое: 18 июня 2014 года Генпрокуратура начала досудебное расследование по факту завладения неустановленными лицами, действовавшими от имени "Черноморнефтегаза", государственными средствами под видом закупки вышек для добычи нефти и газа на Черноморском шельфе. То есть, речь шла о правомочности самой сделки, а отнюдь не о судьбе дорогостоящего оборудования.

Полтора года следственных действий так ни к чему и не привели. Надо подчеркнуть, что все это время вышки находились в территориальных водах Украины под юрисдикцией национального законодательства. 14 декабря прошлого года "Черноморскнефтегаз" под прикрытием эскорта Черноморского флота переместил платформы из района Одесского газового месторождения на подконтрольную России территорию. Слабые попытки украинских властей воспрепятствовать этому перемещению не увенчались успехом.

Спустя неделю после того, как вышки покинули территориальные воды страны, Печерский районный суд наложил на них арест, о чем говорится в опубликованном в Едином государственном реестре судебных решений. Таким образом, Печерский суд удовлетворил ходатайство Генеральной прокуратуры, поданной 21 декабря 2015 года. Одной из причин ареста указаны злоупотребления полномочиями бывшими должностными лицами Министерства энергетики, НАК "Нафтогаз Украина" и "Черноморнефтегаза" в процессе их покупки.

В "Нафтогазе Украины" также сообщили, что будут добиваться в международных судах возвращения захваченных в Крыму вышек, напомнив при этом, что убытки компании от прекращенной деятельности в Крыму только за 2014 год составили около 14 миллиарда гривен, а стоимость утраченных в Крыму активов — почти 16 миллиардов. Судебный процесс будет начат в Стокгольме или Лондоне в ближайшее время, интересы украинской стороны, возможно, будет одна из американских юридических фирм.

Из вышеописанных фактов вытекают весьма противоречивые выводы. Почему правоохранительные органы, осведомленные о перерегистрации "Черноморскнефтегаза" в правовом поле Российской Федерации, в течение полутора лет не предпринимали никаких действий, чтобы защитить свою собственность, находящуюся на своей территории, а спохватились лишь после того, как платформы в прямом смысле уплыли к чужим берегам? Почему расследование скандальной сделки пятилетней давности продвигается ни шатко, ни валко, хотя никаких препятствий вывести на чистую воду представителей "преступного режима Януковича" быть не должно в принципе? Почему в течение полутора года платформы, уже не принадлежащие Украине, спокойно работали в ее территориальных водах, и никому до этого не было никакого дела?

И вообще, почему это все должно волновать меня и других рядовых потребителей, время от времени вынужденных задумываться о таких банальных вещах, как цена на бензин, дизтопливо или газ в наших квартирах? Обладая элементарными познаниями в области ценообразования, мы невольно сравниваем стоимость нефти и газа на мировых рынках с содержимым наших кошельков, опустошаемых на автозаправках или при оплате коммунальных услуг. Картина получается несоизмеримая. За последнее время стоимость нефти на мировых биржах упала как минимум втрое, курс гривны колеблется незначительно, а цена бензина устойчиво цепляется за 20-гривневую отметку за литр! И это никак не зависит ни от цены за бочку "черного золота" на Лондонской бирже, ни от отсутствия либо наличия буровых вышек "Петр Годованец" и "Украина" в собственности "Нафтогаза Украины", ни от количества углеводородов, добываемых из скважин, контролируемых представителями хоть прежней, хоть нынешней власти.

…А тем временем за мной собралась очередь, и коллеги-водители начали истошно нажимать на клаксоны. Пришлось прервать свои размышления и вновь начать изображать среднестатистического участника дорожного движения. Не мое это дело, кому принадлежат "вышки Бойко" и кто у кого их отсудит. Или все-таки мое?

Самое читаемое
    Темы дня