наверх
25.04.202414:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Закон о госслужбе. Чиновники все еще мыслят стереотипами — эксперт

(обновлено: )665
Верховная Рада приняла новую редакцию закона о государственной службе. Профессор кафедры государственной политики Национальной академии госуправления Эдуард Афонин сообщил обо всех положительных и отрицательных сторонах данного документа.

После длительных дискуссий и консультаций в кабинете спикера Верховной Рады, парламент все-таки принял новую редакцию закона о государственной службе. Новый закон о госслужбе предусматривает полное разграничение политических и административных должностей, проведение открытых конкурсов при назначении на государственную службу.

Документом вводится три категории должностей вместо существующих на данный момент семи: "А" — высший корпус госслужбы, "Б" — руководители структурных подразделений и "В" — остальные госслужащие. Новый закон существенно сокращает количество госслужащих в Украине.

При этом закон о Госслужбе вступит в силу не с 1 января, как предполагалось, а с 1 мая 2016 года. Данный документ в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал профессор кафедры государственной политики и общественного развития Национальной академии госуправления Эдуард Афонин.

Закон о госслужбе в новой редакции эксперты называют революционным. Почему?

— Я мог бы согласиться с этой формулой. В данном случае я одобряю принятый закон в новой редакции. Потому что до этого уже существовал закон, и последние три года была ситуация неопределенности. А данный документ дает все основания ожидать четкого решения проблем государственной службы.

Мы можем верить в то, что будет полное распределение между политическими и административными должностями?

— Закон четко регулирует эти вопросы. Но мы знаем, что ни одна из статей Конституции не работает. По введенной процедуре предполагается конкурс по утверждению в должности государственного служащего. И вот пример яркий в Одессе: идет конкурс на руководителя таможенный службы, а тут приезжает президент и назначает его по за рамками конкурса. Стереотипов много осталось в головах у чиновников, в том числе и высшего ранга. В законе есть вопрос только к определению профессиональных характеристик государственных служащих. Мы остаемся еще в стереотипном советском формате, размытость существует профессиональных качеств. Там говорится об основаниях для зачисления на государственную службу уровня не ниже магистра. И надо было бы указать, какого магистра. Речь идет о профессиональной службе. А раз профессиональная, должны назначать магистра государственного управления, а не колхозника или космонавта, или еще кого-то. Это же требование надо было бы отметить еще и в порядке проведения конкурса. Это единственная слабость, которую я со своей стороны отметил бы в теле этого закона.

Смотрите также: Как Рада реформировала госслужбу

Согласно закону, государственный служащий не может быть членом политической партии, проводить или участвовать в предвыборной кампании. Каким образом будет проверяться политическая принадлежность кандидата?

— Проверять эти факты должна общественность. Хотя я согласен, что здесь можно было бы еще подумать в плане обеспечения полной безопасности.

На текущей неделе под стенами ВР проходили митинги, участники которых требовали от властей проведения реформ, в частности, реформы госслужбы. В целом, за два года количество госслужащих в Украине выросло практически на 2%. Председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин ранее отметил, что в госслужбе никто не живет на официальную зарплату. При этом премьер-министр Арсений Яценюк обратился к Европейской комиссии, чтобы с ее помощью сформировать фонд заработной платы для государственных служащих в Украине.

Самое читаемое
    Темы дня