наверх
20.04.202400:11
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Децентрализация в Конституции нужна не президенту, а Порошенко – Бортник

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )64320
Петр Порошенко презентовал обществу основные изменения в Конституции в части децентрализации. Однако эксперты считают, что на самом деле глава страны пытается укрепить президентскую ветвь власти.

В ближайшее время Петр Порошенко передаст народным депутатам на рассмотрение проект закона о внесении изменений в Конституцию. Напомним, что накануне глава государства презентовал обществу основные изменения в Конституции в части децентрализации.

Гарант добавил, что рассчитывает на поддержку всех политических сил в Верховной Раде. По его словам, новая Конституция должна объединить украинское общество.

О том, насколько полезными для общества будут внесенные изменения в Основной закон, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

Какие ключевые тезисы озвучил президент?

— Важно то, что при разработке проекта Конституции, по части децентрализации, были учтены замечания Венецианской комиссии, потому что их было более 12. Это показывает конструктивную работу президента. Важно, что есть наметки на решение по ситуации на Донбассе, есть пункт в переходных положениях о том, что это будет регулироваться отдельным законом, и важно, что все-таки президент чуть-чуть уступил в своих полномочиях в части контроля над местными советами и контроля над префектами, что позволяет говорить о большей жизнеспособности этого проекта в парламенте. Но при этом происходит умышленное сужение в поле конституционной реформы. Необходимо реформировать всю Конституцию, а не только ее часть, которая касается полномочий местных органов власти и децентрализации. Также хотелось бы более детально прописанных полномочий местных органов власти по сравнению с префектами и по сравнению с полномочиями президента. К сожалению, этот вопрос пока что остается не до конца урегулированным, особенно в финансовой части. Не смотря на тезис президента о том, что больше финансов будет переходить на места, это не закреплено в тех проектах Конституции, которые демонстрировались обществу неофициально. И еще бы хотелось, чтобы большее отображение в проекте децентрализации получили Минские соглашения, потому что их положения касаются и муниципальной милиции, и системы прокуратуры. Наверняка местные советы захотят больше полномочий.

Можно ли говорить о том, что в стране происходит усиление президентской власти?

— Я сторонник чистых форм управления — или президентской республики, или парламентской. Смешанные формы управления порождают безответственность и конфликт между ветвями властей, что мы регулярно наблюдаем. Что касается проекта Конституции, мне очень не понравилось то, что президент сказал: президентско-правительственная исполнительная вертикаль. Все же надо помнить, что правительство — это отдельная ветвь власти исполнительной, которая ответственна перед парламентом. То есть это продолжение парламента. Если говорить о тексте Конституции, конечно, мы его финальный вариант не видели, но все же мне кажется, что стратегия выбрана неправильно. То есть стратегия того, что президент активно влияет и вмешивается в деятельность местных общин, вплоть до роспуска местных советов – а раньше он таких прав не имел. Это же касается и назначения тех же префектов с супер-полномочиями. Мне кажется, что все-таки президент пытается сконцентрировать власть, в том числе и путем обеспечения влияния на местное самоуправление. Это неправильно. В нынешней модели, при парламентско-президентской модели, этот контроль должен быть обеспечен со стороны прежде всего парламента и опосредованно со стороны Кабинета Министров, без участия президента.

Президент заявил, что не видит оснований для досрочных выборов в парламент. Вас это удивляет?

— Нет, это абсолютно прогнозируемый тезис. Я думаю, что президент лукавит, потому что тезис об отсутствии оснований для досрочных выборов в парламент — это заигрывание с народными депутатами, потому что теперь нужно как минимум два голосования, сначала в 226, а потом в 300 голосов. В свое время Кучме этого не удалось сделать, не хватало несколько голосов. При этом Порошенко напоминает, что досрочные выборы в парламент могут состояться, если депутаты будут себя как-то по-другому вести – механизм существует. А что касается местных выборов, то это уже похоже на часть какой-то политической стратегии, которая уже была обкатана на Киеве. Был дан посыл: не участвуйте в таких выборах, господа оппоненты, потому что скоро все равно будут повторные выборы. Это делается для того, чтобы деконцентрировать внимание политических оппонентов и общественности на выборах 25 октября, которые на самом деле будут очень сложными.

Как сообщалось ранее, на минувшей неделе Конституционная комиссия одобрила проект изменений в Конституцию в части децентрализации. Изменения в Конституцию предусматривают, что руководители областных госадминистраций будут уволены, а часть полномочий обладминистраций будут переданы в исполкомы и органы местного самоуправления.

Самое читаемое
    Темы дня