наверх
25.04.202410:26
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Новое руководство ГФС работает на испытательном сроке — эксперт

Громкие отставки и назначения в Украине (474)

(обновлено: )26310
Правительство отобрало на конкурсной основе новый состав руководства Государственной фискальной службы. Специалисты отмечают, что времени на реформу организации выделено крайне мало, при этом кредит доверия со стороны бизнеса фактически исчерпан.

Кабмин назначил новое руководство Государственной фискальной службы. Председателем службы стал Роман Насиров.

Заместителями Насирова стали Константин Ликарчук, который имеет опыт работы в сфере борьбы с контрабандой и Сергей Билан.

Каких изменений стоит ждать предпринимателям в связи с назначением нового руководства ГФС, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

Недавно было назначение нового руководства Государственной фискальной службы. Насколько сейчас те люди, которые возглавляют ГФС, были ожидаемы на этих постах?

— Как только Роман Насиров появился в первоначальном списке — 67 кандидатур — то он фигурировал как один из претендентов. И по мере отсеивания остальных конкурентов и формирования короткого списка начала просачиваться инсайдерская информация о том, что его поддерживают и в АП, и есть договоренности на уровне Кабмина. Потому что изначально был вариант, что подадут две кандидатуры. Две или даже несколько. А уже Кабмин должен принять решение, как коллегиальный орган, кто из них наиболее достоин.

То есть те лица, которые участвовали в конкурсе, прошли некое предварительное согласование со стороны руководства страны?

— Безусловно, были определенные консультации, но конкурс был довольно прозрачным. Вряд ли можно заподозрить какую-то предубежденность, потому что очень многие представителей этого совета по отбору абсолютно открыто голосовали за ту или иную кандидатуру. Другой вопрос по его заместителям. Это "темные лошадки", поэтому когда они появились, для многих был вопрос — кто они, за кем они стоят, то есть это были абсолютно неизвестные доселе личности. Один из них — профессиональный юрист, который будет курировать таможню. Второй, это работник СБУ, контрразведки, который будет контролировать налоговую милицию. Будет ли это налоговая милиция или что-то другое — посмотрим. Потому что сейчас есть инициатива ликвидировать налоговую милицию и вернуться к идее службы финансовых расследований. То есть разный опыт есть у разных стран, но у нас это будет орган при Минфине.

Стране нужна сейчас эта реформа?

— Вопрос в том, насколько она будет системной. Потому что если это будет опять замена одного органа на другой, без изменения в подходе администрирования налогов, в отношении…

Перевешивание табличек?

— Да. Конечно, бизнес против этого. То есть это ему не нужно. Если он увидит, что эта структура действительно поменяет отношение налоговой милиции к бизнесу, тогда поддержка будет. Потому что с подобного рода инициативами кредит доверия исчерпывается все больше и больше.

Если говорить о той активности, которую мы видим со стороны ГФС — это некий пиар новых лиц на новых должностях или нет? Насколько хватит "запала" у обновленной ГФС?

— Могу сказать, что им дали три месяца. И премьер-министр три месяца дал. Фактически, три месяца — это карт-бланш на инициативу. И Роман Насиров, насколько я знаю, во время одного из выступлений сказал, что он готов уйти, если ему не удастся сделать то, что он задумал. Условно говоря, ему дали карт-бланш, и он сейчас нарабатывает дорожную карту реформ. Ему нужно реформировать саму службу. А уже эта реформа поведет за собой изменение налоговых правил игры.

Насколько эта дорожная карта сейчас понятна украинскому предпринимателю? И можно ли говорить, что поставлены какие-то реальные задачи?

— К сожалению, пока что деталей нет. Я знаю, что сейчас в спешном порядке готовится эта дорожная карта, то есть план реформирования налоговой, фискальной службы. И она должна быть презентована президенту, то есть в АП, и премьеру. Я думаю, стоит задача уже на этой неделе определить какие-то первые очертания. Возможно, будет анонсирована пресс-конференция, где Насиров скажет о первых своих шагах. Три месяца — это очень мало. Самый большой риск для проведения реформы — это люди, то есть система. Потому что система работает по старым правилам, а в штате практически 70 тысяч сотрудников. Многие попали под люстрацию, многие руководители на разных уровнях просто отсутствуют, многие ушли в отпуск. Поэтому бизнес говорит о том, что сейчас возникли новые схемы, которые никем не контролируются. И сейчас надо навести порядок, восстановить управляемость этой вертикали и горизонтали, а затем уже начинать какие-то преобразования.

Читайте также: Роман Насиров. Справка

Чего ожидает бизнес от ГФС?

— Ждут изменений правил игры, отношения к бизнесу. Налоговик должен смотреть на бизнес не с точки зрения фискала, а с точки зрения чиновника, который помогает бизнесу развиваться. Он должен быть заинтересован.

То есть, не доить…

— Не доить, а развивать. Дать ему на пастбище выйти и травку пощипать, потому что если только доить, то рано или поздно корова не сможет давать молока. Поменять отношение. Об этом говорили и в прошлом году, и в этом году. Это ключевой момент. В прошлом году были инициативы, когда предлагали изменить подходы в рамках первого этапа налоговой реформы. К сожалению, то что было наработано самим бизнесом, не было принято. Очень болезненная тема, к которой сейчас есть смысл вернуться — возмещение ПДВ. Также важна прозрачность информации, которую предоставляет ГФС, нужна максимальная открытость, прозрачность в их действиях. Кроме того, необходимо обеспечить участие общественности в назначении по вертикали и горизонтали.

Но ведь в последнем конкурсе общественность участвовала?

— Да, бизнес-ассоциации поучаствовали, была такая возможность. Другой вопрос, что на законодательном уровне это не закреплено. То есть это пока имеет рекомендательный характер. По сути, могли бы их заслушать и не принять решений. Поэтому это надо закрепить законодательно. Есть европейская практика, когда подобный конкурс является обязательным.

Существует ли способ ненасильственной детенизации для украинского бизнеса?

— Простой пример. Уровень тени в сфере подакцизных нефтепродуктов опять вырос. По простой причине — продолжаются схемы завоза присадок, которые использовали раньше. Уровень тени вырос, при том, что схемы остаются. То есть их нужно закрыть, и мы знаем, кто этим занимается. Уже заработали акцизные посты, и я думаю, каким-то образом эта ситуация улучшится. Потом, детенизация зарплат — это тоже не так просто, потому что даже если снизить ЕСВ, это не решит всех проблем, там нужны системные изменения. Надо мотивировать работодателей выплачивать официальные зарплаты.

Как мотивировать?

— Нужно не забывать, что мотивация появляется, когда экономика на подъеме. Когда она падает, бизнесмен ищет возможности для оптимизации.

Сейчас существует некий запас прочности. Это те бизнесмены, которые из восточных регионов переехали на территорию, подконтрольную Украине, которые привезли сюда свой капитал, свое производство, свой бизнес… Насколько сейчас на них можно опираться, чтобы изменить ситуацию?

— В любом случае, их нужно поддерживать. У многих даже в Киеве есть торговые заведения, рестораны, которые сумели найти свою нишу в условиях того, что с начала года в Киеве закрылось больше 120 ресторанов, то есть какие-то ниши освобождаются. Плохо это или хорошо, но это говорит о том, что кто-то может даже воспользоваться ситуацией. Но нужны какие-то системные преференции со стороны государства для этих людей. Вот даже Джордж Сорос, когда приезжал в марте, говорил, что один из приоритетов с точки зрения его институционной стратегии — это именно поддержка именно переселенцев, малого и среднего бизнеса, который вынужденно покинул территорию Донбасса и переехал сюда. Потому что они как раз готовы работать с минимальными затратами, своими силами… Поэтому нужно им не мешать и обеспечить какую-то минимальную поддержку.

Самое читаемое
    Темы дня