наверх
01.05.202416:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Выборы президента Польши: как результат отразится на Украине?

(обновлено: )6612
По мнению политологов, президент в Польше не имеет такого большого влияния, как в странах с более авторитарным укладом, поэтому результат выборов не приведет к значительным изменениям в вопросах поддержки Украины.

В Польше 10 мая прошли президентские выборы. Лидируют действующий президент Бронислав Коморовский и кандидат от оппозиции Анджей Дуда.

Учитывая, что ни один из кандидатов не набирает 50% голосов, 24 мая будет проведен второй тур.

Как результаты этих выборов могут отразиться на взаимоотношениях Польши и Украины, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал председатель правления Украинского института международной политики Ростислав Томенчук.

Если в Польше сменится президент, как это повлияет на ее отношения с Украиной? Что вообще известно о тех людях, которые сегодня принимают участие в первом туре президентских выборов?

— Независимо от того, кто выиграет, должность президента в Польше не такая влиятельная, как в Украине. Поэтому эти выборы не изменят внешнюю политику Польши категорически.

То есть Польша останется на своих позициях?

— Собственно, да. Возможно, мы будем слышать различные заявления, поскольку там новый кандидат Анджей Дуда неоднократно говорил о возможности предоставить Украине вооружение.

Возможно, на этом он и получил высокие рейтинги?

— Такой вариант возможен. Хотя опять же, нужно отделять обещания политиков, и то, что они начинают делать после избирательной кампании. Я бы не сказал, что помощь Украине оружием была основным месседжем Анджея Дуды. Я склонен к тому мнению, что поддержка Украины Польшей после выборов не изменится. На сегодняшний момент Польша не играет первую скрипку в заявлениях, официальных позициях, то есть в призывах она уступает Литве, где Грибаускайте имеет возможность высказываться более однозначно, более жестко относительно поддержки Украины. От Польши таких заявлений поступает меньше, но если анализировать финансовую поддержку, поддержку реформ, поддержку бизнеса, поддержку власти, то Польша продолжает помогать Украине, и это довольно основательная работа.

Если говорить о тех программах, о том сотрудничестве, которое сейчас у нас с Польшей развернуто, на реализацию каких еще проектов мы можем рассчитывать? Или будет какое-то свертывание?

— Нет, эти выборы не повлияют на уровень сотрудничества. Есть государственные программы, которые финансируются через различные фонды, они поддерживают и культурное направление, и направление работы общественных организаций, и поддержки внутренних переселенцев. Собственно, здесь я не вижу проблемы.

Говоря об экономических отношениях Украины с Польшей, можно ли говорить, что есть потенциал для дальнейшего развития?

— Говорить о том, что Польша может себе сейчас позволить большие финансовые вливания, понимая, что они сейчас находятся в дотационной форме, сложно. Говорить о том, что Польша нашла свою профильную нишу в экономике Европейского Союза, думаю, тоже будет слишком. Ситуация у них тоже непростая, страна большая. Но они смогли удержаться во время кризиса 2008-2009 года, это была чуть ли не единственная страна, которая не показала отрицательный баланс, чем довольно сильно удивила все другие страны ЕС. Конечно, Польша рассчитывает видеть Украину партнером. Анализируя ситуацию во внешней политике, для Польши интересен формат восточного партнерства, в который входит Украина.

Если говорить о международной поддержке Украины, США может присоединиться к нормандскому формату и выступить еще одной стороной?

— Я все-таки склонен к той мысли, что Соединенные Штаты — это настолько мощное государство, что отпадает необходимость входить или не входить в какой-то переговорный формат. Они своими действиями могут получить желаемый результат. Вопрос только в том, насколько он желателен, насколько приоритетный по сравнению с другими проблемами, которые стоят перед политиками в Соединенных Штатах.

То есть возможно, что у США нет ни времени, ни желания присоединяться к нормандскому формату, чтобы решить вопрос на востоке Украины?

— Было бы неплохо для Украины, если бы и Великобритания присоединилась к этому формату. То есть все-таки это партнеры, которые хотят, чтобы Украина состоялась экономически, как государство, была финансово способной удерживать свои долги и развиваться внешне. Поэтому для Украины был бы плюс, если бы вошли эти страны, потому что на сегодняшний момент в нормандском формате мы не имеем прямых партнеров Украины.

А чего мы можем ожидать от рижского саммита? Каким прогрессом мы можем похвастаться? Может вообще не ездить, если «ничего не дадут»?

— Очевидно, что будут кредитные программы и программы помощи, которые подтверждались ранее, которые недавно подтверждались на саммите Украина-ЕС. Здесь другой политический формат, то есть надо рассматривать это мероприятие в русле предыдущих событий, даже визита Керри в Сочи, даже визита Ангелы Меркель к Владимиру Путину.

Почему у нас все происходит не так быстро, как хотелось бы?

— Собственно из-за того, что Европейский Союз — это не организация с одним голосом, это не один человек, который может принимать решения так, как она себе считает нужным.

Читайте также: Налогооблажение предприятий Донбасса возрастает — эксперт

С чем вообще мы подходим к рижскому саммиту?

— Я бы все-таки поставил вопрос, с чем Европейский Союз выходит на рижский саммит. Потому что он явно будет не успешным для Европейского Союза, то есть он будет пустым, там не будет принято каких-то прорывных договоров или прогрессивных решений.

Самое читаемое
    Темы дня