На Кабинет министров подали иск в суд с требованием провести "ревизию" составляющих прожиточного минимума и установить его на достаточном уровне в соответствии с законом.
Правительство не провело экспертизу и не пересмотрело набор непродовольственных товаров для установления прожиточного минимума в Украине на 2015 год. В связи с этим истец требует признать противоправной бездеятельность Кабинета министров.
На какое решение суда можно рассчитывать в этой ситуации, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал партнер адвокатской фирмы GORO legal Дмитрий Овсий.
Как вы оцениваете перспективу такого иска?
— Для того чтобы оценивать перспективу, нужно вернуться к вопросу о процедуре утверждения прожиточного минимума. Действительно, прожиточный минимум устанавливается Кабмином, но по результатам экспертизы. Ее проводит орган, в состав которого входят четыре представителя Кабмина, четыре представителя органов профсоюзов и четыре представителя организации работодателей. И обязать Кабмин установить новый прожиточный минимум без этой экспертизы невозможно. Обязанности проводить эту экспертизу у Кабмина тоже нет, потому что в состав этого органа от Кабмина входит не сам премьер, а представители отдельных министерств, как это указано в постановлении Кабмина о порядке проведения такой экспертизы. Поэтому, чтобы требовать каких-то обязательств или обвинять правительство в бездеятельности, эта обязанность сначала должна быть прописана конкретно для Кабмина.
Читайте также: Власть: пенсионеры Украины, живите, как можете, а не можете – умрите
То есть, надо было подавать в суд не на Кабмин, а на отдельные министерства и ведомства?
— Не совсем так. Можно было бы, наверное, подавать на отдельные министерства и ведомства, можно было бы, в том числе подавать на Федерацию работодателей Украины и Федерацию профсоюзов Украины. Вопрос в том, что установление прожиточного минимума — это результат работы этой комиссии в процессе социального диалога. Социальный диалог — это регламентированный в том числе законом процесс, который не заканчивается, он должен быть постоянным. Этим иском истцы поднимают более глобальную проблему.
У нас на протяжении длительного периода времени отсутствует социальный диалог. У нас репрезентативность общественности в этом триедином органе поручена Федерации работодателей и Федерации профсоюзов Украины. Туда уполномочиваются представители, которые реально не отстаивают права работников, не отстаивают права работодателей. Они имеют колоссальный разрыв с реальным обществом, которое вынуждено жить на этот минимум.
Читайте также: Евростандарты от Кабмина: скоро мы будем завидовать нищим
Эти организации нужно подстегивать к каким-то действиям? Или их нужно вообще заменить на другие, более близкие к народу?
— Нет, эти организации невозможно заменить, потому что это самые большие общественные организации в Украине. Проблема Федерации профсоюзов Украины мне хорошо известна. Она заключается в том, что там очень высокий возрастной ценз всех руководителей. То есть это люди, которые уже недостаточно энергичны, они недостаточно эффективно могут справляться с теми вызовами, которые стоят перед такими органами.
То есть, нам нужна замена руководителей Федерации профсоюзов?
— Да. Так как заменить эту организацию на другую невозможно, нет другой организации с численностью в несколько миллионов человек.