Определять, является ли боец дезертиром, и насколько эффективными были приказы командования, должны военные суды, которые подчиняются Верховному Главнокомандующему.
За уклонение от мобилизации, самовольное оставление воинских частей, дезертирство и уклонение от выполнения приказов теперь предусмотрена уголовная ответственность. В то же время, как заявил в эфире радиостанции Голос Столицы правозащитник Владимир Чемерис, нужно разделять дезертирство и уход с позиций без разрешения командира в попытке спастись.
Подробнее на эту тему радиостанция Голос Столицы поговорила с независимым экспертом по военным вопросам Игорем Козием.
Владимир Чемерис нам советует разделять такие понятия, как дезертирство, и случаи, когда человек оставляет позиции, чтобы спасти жизнь. Что вы по этому поводу скажете? Как их разделить и кто их может разделить?
– Я Владимиру Чемерису вообще бы сказал, что война – это такая штука, на которой убивают, если он этого не знает. И простите, если он предлагает, чтобы после каждого залпа вражеской артиллерии подразделение с целью защиты своей жизни оставляло позиции, отходило, тогда понятно, чьи интересы вообще этот правозащитник защищает.
Вы, как военный эксперт, считаете все приказы военного руководства эффективными и такими, которые направлены не только на то, чтобы отстоять территориальную целостность, но и уберечь жизни людей?
– Вот что бы я сегодня посоветовал правозащитникам – это ввести так называемого омбудсмена, который есть, кстати, в Германии, который есть в других европейских странах, для военнослужащих. Это такой, знаете, фактически профсоюз с конкретными правами. Когда через этого омбудсмена обратная связь идет именно в парламент, сенат, бундестаг, называйте как угодно, именно благодаря этой обратной связи, как правило, законодатель своевременно может внести те или иные правки в законодательство.
Теперь возвращаюсь к поставленному вопросу. Да, действительно, не все приказы, с моей личной точки зрения, являются эффективными. И это мы увидели с самого начала. Это и Волноваха, это и ИЛ-76, это Иловайск, это и Дебальцево в отдельных случаях… Но вопрос заключается в том, кто будет определять, какой приказ является эффективным, а какой является неэффективным. Какая структура? Какой орган? Если это военная прокуратура, то у меня тогда вполне логичный вопрос: хорошо, военная прокуратура может привлечь, а кто дальше? Военный суд? А вот тут у нас проблема. А их нет! Мы уничтожили военные суды. Тех специалистов, которые могут в конце концов сказать, что этот прав, а тот неправ. Почему снова правозащитники не желают защитить военнослужащего через военные суды. Военные суды, кстати, никогда не подчинялись военному ведомству, они были подчинены всенародно избранному Верховному Главнокомандующему.