наверх
23.04.202421:11
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Как обеспечить правопорядок в зоне АТО. Мнение военного эксперта

Донбасс - мир? (572)

(обновлено: )774
Эксперт по военным вопросам Игорь Козий посоветовал правозащитникам ввести так называемого омбудсмена для военнослужащих, который есть в Германии и в других европейских странах.

Определять, является ли боец дезертиром, и насколько эффективными были приказы командования, должны военные суды, которые подчиняются Верховному Главнокомандующему.

За уклонение от мобилизации, самовольное оставление воинских частей, дезертирство и уклонение от выполнения приказов теперь предусмотрена уголовная ответственность. В то же время, как заявил в эфире радиостанции Голос Столицы правозащитник Владимир Чемерис, нужно разделять дезертирство и уход с позиций без разрешения командира в попытке спастись.

Подробнее на эту тему радиостанция Голос Столицы поговорила с независимым экспертом по военным вопросам Игорем Козием.

Владимир Чемерис нам советует разделять такие понятия, как дезертирство, и случаи, когда человек оставляет позиции, чтобы спасти жизнь. Что вы по этому поводу скажете? Как их разделить и кто их может разделить?

– Я Владимиру Чемерису вообще бы сказал, что война – это такая штука, на которой убивают, если он этого не знает. И простите, если он предлагает, чтобы после каждого залпа вражеской артиллерии подразделение с целью защиты своей жизни оставляло позиции, отходило, тогда понятно, чьи интересы вообще этот правозащитник защищает.

Вы, как военный эксперт, считаете все приказы военного руководства эффективными и такими, которые направлены не только на то, чтобы отстоять территориальную целостность, но и уберечь жизни людей?

– Вот что бы я сегодня посоветовал правозащитникам – это ввести так называемого омбудсмена, который есть, кстати, в Германии, который есть в других европейских странах, для военнослужащих. Это такой, знаете, фактически профсоюз с конкретными правами. Когда через этого омбудсмена обратная связь идет именно в парламент, сенат, бундестаг, называйте как угодно, именно благодаря этой обратной связи, как правило, законодатель своевременно может внести те или иные правки в законодательство.

Теперь возвращаюсь к поставленному вопросу. Да, действительно, не все приказы, с моей личной точки зрения, являются эффективными. И это мы увидели с самого начала. Это и Волноваха, это и ИЛ-76, это Иловайск, это и Дебальцево в отдельных случаях… Но вопрос заключается в том, кто будет определять, какой приказ является эффективным, а какой является неэффективным. Какая структура? Какой орган? Если это военная прокуратура, то у меня тогда вполне логичный вопрос: хорошо, военная прокуратура может привлечь, а кто дальше? Военный суд? А вот тут у нас проблема. А их нет! Мы уничтожили военные суды. Тех специалистов, которые могут в конце концов сказать, что этот прав, а тот неправ. Почему снова правозащитники не желают защитить военнослужащего через военные суды. Военные суды, кстати, никогда не подчинялись военному ведомству, они были подчинены всенародно избранному Верховному Главнокомандующему.

Самое читаемое
    Темы дня