наверх
19.04.202404:44
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Реформы в экономике сводятся к повышению налогов и печатанию денег

Бюджет-2015, Нацбанк и курс валют (398)

(обновлено: )115630
Налоговые инициативы, которые приняла Верховная Рада, очень сильно усложняют жизнь предпринимателям, а любое дальнейшее повышение уровня налогообложения будет приводить только к уменьшению поступлений в государственный бюджет.

Логика реформ, которые сегодня проводит правительство, заключается в увеличении фискального давления, расширении базы налогообложения, увеличении ставок и введении новых налогов.

Налоговая реформа, которую в конце прошлого года приняла Верховная Рада, предусматривает сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9. Также правительство отменяет на два года проверки для малого и среднего бизнеса. Кроме того, правительство решило повысить ставку для пассивных доходов (проценты, роялти, инвестдоходы) с 15% до 20%, по дивидендам – 5% или 20% (в зависимости от уплаты налога на прибыль). Законом предусмотрено, что тестовый режим системы электронного администрирования по НДС будет вводиться с 1 февраля по 1 июля 2015 года.

Насколько эффективны такие нововведения, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал кандидат экономических наук, главный эксперт инициативы Реанимационный пакет реформ Илья Несходовский.

Вы представляете группу налоговой реформы в Реанимационном пакете. Что удалось реализовать?

− Так получилось, что наши наработки, наши советы, которые были предоставлены правительству, в принципе, не были учтены. Не было учтено никаких наших поправок. Исключение составляют лишь только предложения по ЕСВ. Они частично использовали принцип, который мы предлагали. Но ввели "предохранители" − размер, с которого можно применить сокращение ЕСВ, и размер социального взноса, который непосредственно должны платить граждане. И здесь принцип якобы использовали, но они полностью его испортили. Можно сказать, что наше предложение было полностью искажено и не все смогут им воспользоваться.

Никто из предпринимателей не ожидал снижения налогов в 2015 году, все говорили: понимаем, что война, готовы идти на какие-то уступки, но давайте нам логику процесса, мы хотим понимать, на какие уступки мы идем. Можете объяснить логику?

− Первый момент заключается в том, что налоговая реформа напрямую связана с бюджетной реформой. Почему? Так получилось, что правительство на 2015 год только увеличило расходы, обосновывая это войной. Но есть очень много различных статей, которые можно было сократить, а они остались нетронутыми. Единственный плюс в отношении бюджета, который был принят, это ограничение максимальных выплат, которые осуществляются чиновникам за счет государственного бюджета.

А теперь о логике реформ, проведенных правительством. Реформы заключались только в увеличении фискального давления, расширении базы налогообложения, увеличении ставок, введении новых налогов. Общая налоговая нагрузка в стране возросла. Любой экономист знает, что такое "кривая Лаффера". Если мы ставим уровень налогообложения ноль процентов, понятно, что мы в государственный бюджет ничего не получим, но если мы поставим 100%, то также в государственный бюджет ничего не получим, потому что никто не будет платить, никто не будет работать, зарабатывать деньги и отдавать их государству.

Соответственно, где-то посередине есть определенная точка, в которой налоги собираются максимально. В данном случае мы уже находимся на второй части этой кривой, и любое дальнейшее повышение уровня налогообложения будет приводить только к уменьшению поступлений в государственный бюджет. И в прошлом году, когда правительство ввело отдельные нормы, которые увеличивали налоговую нагрузку, это привело к уменьшению поступлений в государственный бюджет. Это общая логика реформ на сегодняшний день.

Вы начали говорить о ЕСВ, здесь тоже есть подводные камни?

− Множество, это просто булыжники, по-другому назвать нельзя. Например, в этой налоговой реформе введена уникальная норма. Если вы не получаете доход, то вы все равно должны заплатить минимальный единый социальный взнос в размере где-то ориентировочно 430 гривен. То есть человек не получил доход, а государство предлагает что? Продавать свое собственное имущество? Каким образом государство предлагает человеку оплатить этот единый социальный взнос? Я считаю, что эта норма аморальна.

Кроме того, теперь выходит, что нельзя официально нанять человека, чтобы он сделал какую-то работу в течение одного дня. Например, мне нужно, чтобы перенесли мебель, я официально оформляю договор и так далее. Человек поработает у меня один день, заработает 300 гривен, но я должен перечислить государству единый социальный взнос, не менее 420 гривен. Это совершенно нелогичный подход, который приведет к тому, что люди вообще не будут оформляться. Вообще, частные предприятия на сегодняшний день просто будут сниматься с регистрации и работать "в черную", не будут платить никаких налогов.

В чем тогда смысл?

− Налоговую реформу готовила налоговая. А налоговая − это "азаровская" школа. Те инициативы, которые сейчас были приняты, действительно очень сильно усложняют жизнь предпринимателям. И главное − нет разъяснений, нет методик. То есть это не было подготовлено на необходимом уровне, при том, что Налоговый кодекс в принципе запрещает осуществлять любые изменения налоговой системы за полгода до начала действия бюджетного года, они могли внести эти изменения до 1 июля. То есть они сами нарушают это законодательство. В этом проблема нашего правительства − они считают, что для них законы не писаны.

Есть дыра в бюджете, и она будет увеличиваться и увеличиваться.

− В бюджете заложили очень негативную вещь. Например, от Национального банка хотят получить 65 миллиардов. Также прописали, что необходимо напечатать деньги, докапитализировать банки, профинансировать дефицит "Нафтогаза". Все эти напечатанные средства, попадут в оборот. Не сразу, не прямо, но попадут. И в результате возрастет инфляция, и мы все заплатим так называемый инфляционный налог.

Гонтарева честно предупредила, что будет эмиссия, будет работать станок…

− Я хочу сказать относительно Гонтаревой, это больше давление со стороны Минфина, который говорит: "я не могу выполнить бюджет − печатайте". Вы же видите, они прописали в законе и обязали Национальный банк перечислить 65 миллиардов. А Национальный банк перечисляет только свою прибыль. У него нет такой прибыли, она в два раза меньше, а они обязали. Вот как быть? Есть закон, который надо выполнять. Поэтому здесь по факту включается станок, печатаются деньги, они находятся в обороте, пошла инфляция, а мы теперь приходим в магазин и вместо 100 гривен тратим 150.

Самое читаемое
    Темы дня