Василий Стоякин
Петр Порошенко 13 января дал интервью французскому телеканалу France24, в котором сказал, что Украина готова предложить народным республикам Донбасса "статус свободной экономической зоны со специальным режимом отношений с Россией и Евросоюзом".
Для этого в регионе должны состояться свободные выборы в местные органы власти по украинским законам. Кроме того, президент напомнил французским зрителям, что Донбасс уже имеет особый статус местного самоуправления.
Возможно ли примирение с сохранением Донбасса в составе Украины по такому сценарию?
Начнем с конца, где президент, пользуясь некомпетентностью аудитории, попросту говоря, соврал. Донбасс не имеет никакого особого статуса местного самоуправления.
Да, соответствующий закон был принят, но в силу он не вступил, поскольку Рада не определила границы, в которых будет действовать особый режим местного самоуправления. Хотя введение пропускного режима на границах "ЛНР", "ДНР" и, почему-то, района Мариуполя, наводит на определенные мысли. Справедливости ради следует отметить, что даже принятие Радой соответствующего решения ничего не гарантирует, потому что народные республики изначально ориентированы на существование в границах соответствующих административных областей. Более того, СНБОУ рекомендовал Раде отменить этот закон, и Александр Турчинов даже подал соответствующий законопроект.
Что касается статуса свободной экономической зоны с особыми отношениями с ЕС и Россией, то тут есть несколько существенных "но".
Первое. Если уж статус СЭЗ уточняется как "особый" в отношении ЕС и РФ, то тут нужен особый закон. Совершенно непонятно – какой.
Второе. Если республики получают особый статус в отношении ЕС, то логично спросить мнения ЕС. Ведь "особый статус", если я правильно понимаю, означает, что на их территории не будут действовать какие-то из норм соглашения об ассоциации с ЕС.
Третье. Учитывая категорическую невыгодность для Украины соглашения об ассоциации, я совершенно не исключаю, что статуса особой зоны будут требовать и другие регионы. В первую очередь – Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Одесса. Что-то подсказывает, что не последними в очереди будут разнообразные евроинтеграторы и заединоукраинцы вроде Коломойского.
Четвертое. А у России мнения спросили? Ведь главные претензии к соглашению об ассоциации состояли, помнится, в угрозе реэкспорта европейских товаров благодаря механизмам ЗСТ СНГ. Ну, какая разница, будет ли реэкспорт вестись через Украину вообще или через СЭЗ "Донбасс" в частности?
Пятое. Учитывая, что Донбасс экономически несамодостаточен и связан с предприятиями на остальной территории Украины, будет ли "народным республикам" выгоден этот статус, если их партнеры просто загнутся благодаря евроинтеграции?
Думаю, что список сомнительных моментов особого экономического статуса можно продолжать. А можно и закончить, если учесть, что у Киева наверняка нет ответов даже на эти вопросы.
Следующий момент – выборы.
Если честно, я не считаю, что тут есть какие-то препятствия. Так или иначе, но "ЛНР" и "ДНР" нужны органы местного самоуправления. Почему бы их не избрать по украинским законам? Ведь Народные советы и руководителей республик Киев все равно формально не признает, а вот если депутаты этих самых советов будут, одновременно, депутатами органов местного самоуправления, то считаться с ними придется (собственно, Порошенко именно об этом говорит практически открыто).
Другое дело, что, боюсь, в проведении таких выборов не заинтересован, прежде всего, сам Киев.
Читайте также: Бойцы АТО и их враги в мирной жизни
Впрочем, уже избранные органы "ЛНР" и "ДНР", скорее всего, останутся в любом случае. Ибо, как пишет пользователь ФБ под ником "Лёшик Капловушко": "Главным итогом вчерашних берлинских переговоров стало то, что Россия впервые публично употребила официальные названия республик Новороссии. Лавров призвал Киев не к переговорам с абстрактными лидерами Юго-Востока (как было раньше), а с "представителями провозглашённых "ДНР" и "ЛНР", а также к "обеспечению особого статуса провозглашённых Донецкой и Луганской "республик". Напомню, что по т. наз. международному праву лишь 3 человека могут официально говорить от имени страны – глава государства, глава правительства и министр иностранных дел". Правда, интересам Киева это никак не противоречит, поскольку важнейшим моментом решения проблемы Донбасса является исключение его представительства на центральном уровне. Собственно, Киев именно потому с такой легкостью слил Крым и устроил войну на Донбассе, что избранные этими регионами депутаты по умолчанию нарушали политическую однородность националистически-олигархического режима в Киеве.
В общем, как мне представляется, предлагаемый Порошенко путь "замирения" Донбасса теоретически возможен. Но даже в теории присутствует огромное количество нерешенных, да что там – даже не поставленных, задач.
А ведь есть еще чисто политическая составляющая.
В киевской элите чрезвычайно сильна "партия войны", которая пользуется поддержкой США. Ее влияние достаточно, чтобы заблокировать (или обесценить) необходимые законодательные акты и сделать невозможным (или исказить до неузнаваемости) их исполнение.
Даже для "партии мира" очевидно, что продолжение войны нужно. Тут и соображения безопасности – надо же как-то утилизировать вооруженных отморозков, которые в любой момент могут обернуть оружие против Киева. Тут и социально-политические соображения – надо же как-то объяснять гражданам, почему жизнь в стране хуже, чем при "антинародном режиме". Тут и проблема целостности страны, которая пока что удерживается только за счет военной пропаганды – убери эту подпорку и придется признать, например, что Днепропетровская область отличается от "Донецкой народной республики" только названием, украинской власти на ее территории нет.
Ну и как примиряться всем в таких нечеловеческих условиях?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.