наверх
19.04.202418:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Запрет проката российских фильмов и культурный вакуум Украины

Бюджет-2015, Нацбанк и курс валют (398)

(обновлено: )1089112
Собрались как-то глухой, слепой и немой и стали решать, какое кино украинцам можно смотреть, а какое — нет.

Андрей Лысенко

Процессы, происходящие в сфере культуры нашего горячо любимого государства и, непосредственно, в киношной части этой культуры, говорят об одном – откровенном упадке интеллектуальных, а если по-простому, то умных решений, а также об отсутствии элементарной умной, а если говорить серьезно, то – интеллектуальной политики. 

И дело тут не в персонах, которые где-то сидят и за что-то пытаются отвечать, чем-то и кем-то пробуют руководить. Дело тут в общей неразберихе, в потере основ, от которых можно было бы оттолкнуться, и в отсутствии ориентиров, которыми можно было бы руководствоваться.

Решения некими гражданами Украины принимаются какие-то странные, скажем прямо – решения принимаются в ущерб всем остальным гражданам разрозненной Украины. Очень, знаете ли, плохо, когда госчиновниками принимаются совершенно необдуманные решения, такие, которые могут иметь печальные последствия, ну или просто решения, за которые всем нам – гордым украинцам – стыдно.

И что обидно, решений подобного толка мы – гордые украинцы – видим по несколько раз на неделю и это даже, знаете, как-то до неприличия стыдно. Ближе к концу недели, некоторым особо гордым украинцам может стать даже гадко на душе от обилия подобных решений. Бывает, что и стошнит кого, да – таковы реалии сегодняшнего времени, неприятно писать такое, но приходится.

Но не буду юлить, как чуб депутата Гаврилюка на ветру, а перейду уже к делу. Речь, конечно, идет о запрете проката на территории Украины некоторых работ российских кинематографистов.

Если раньше Госкино Украины смело запрещало в Украине телевизионный показ никому не известных и мало популярных даже в России сериалов на военную и около военную тематику, то сейчас речь часто-густо идет уже о запрете кино большого формата.

23 декабря сообщалось, что принято решение "не пущать" в Украину "Мамы 3" за "шовинистические возвеличивания России и российских ценностей, возбуждение искусственной ностальгии по советским традициям, имперскую идеологию и пропаганду "русского мира"", а также "Тараса Бульбу" режиссера Бортко, потому что фильм "искажает исторические события, фальсифицирует и дискредитирует украинскую национальную идею, и в целом, является вопиюще антиукраинским".

То есть, практически сразу после публикации этого решения гордые собой украинцы всей массой своей с этим решением Госкино согласились. Так подумалось, наверное, главе Госкино и некоторым другим украинонаправленным сотрудникам структуры.

Но ведь это не так. Зачем жить в обмане самому, да еще и любимый, драгоценный, гордый украинский народ обманывать? Нет, без иронии, а действительно гордый украинский народ! Захотел что-то получить народ, вышел на улицу, добился, пусть и ценой жизней собственных представителей, но ведь получил что хотел, и сейчас имеет вокруг себя практически все, о чем мечтал и за что выходил – ни больше, ни меньше. Потому он гордый и никакой другой. 

Но вернемся к теме синематографа. Запретить "Мамы 3" архи нужно было. Сейчас такое время, ребята, не мне вам рассказывать. Не дай Господи, чтоб в это страшное время у одного какого украинца, или даже у двух возникла "ностальгия по советским традициям". Нам это не нужно. Со всем советским надо бороться на местах, конечно, это процесс сложный и за день-другой его никак в рамках всей страны не провернуть, но за неделю да еще усилиями Госкино – вполне можно.

Еще несколько таких запретов и совсем выжмем мы из себя и из станы все советское. Просто правильные фильмы надо запрещать. Вот "Калина красная", чем плохой фильм для запрета? Исконно русский мужик снял, Василий Шукшин. С березками обнимается. Тут не только ностальгия, тут очень сильно шовинизмом попахивает.

Другой вопрос, как из знаний, из впечатлений и из памяти украинцев, выдушить всю эту советскую белиберду после официального запрета фильма?

Можно, конечно, каким указом президента или рекомендацией Минкульта запретить вспоминать о фильме, но сами понимаете, проконтролировать исполнения документа будет сложно. Можно, но сложно. 

Вот программа Кабмина тоже на запрет всего советского направлена. Отмена бесплатной медицины, бесплатного образования, бесплатных обедов деткам. Все перечисленное — пережитки совка.

Яценюк предложил, сейчас депутаты это все дело проголосуют и запрограммируют, таким образом, всех нас на выдавливание из себя атавизмов прошлых времен. Даже, несмотря на то, что бесплатные ценности в Конституции прописаны. Когда о таком важном деле речь идет, тут извини-подвинься, не до Конституции, не до формальностей всяких.

Или "Тарас Бульба" экранизация нашего с вами любимого Николая Васильевича Гоголя. Очень хорошее произведение, но Гоголь когда писал его забыл оставить на полях страниц приписочку, мол, запрещаю потомкам, а особенно режиссеру Бортко трактовать в какую угодно сторону прописанные в моем романе буквы сложенные в слова входящие в предложения и формирующие сюжет.

Историческая правдивость самого по себе бессмертного произведения Гоголя Н.В. в данном случае не предмет рассмотрения интеллектуалов от культуры.

Гоголь потому и Гоголь, что мог, понимаешь, позволить себе трактовать события как ему вздумается и даже не на украинском языке, а по-русски, на языке, так сказать, страны-агрессора. Но Гоголю простительно, он – Талант. Хоть и психованный был человек, нервный и неадекватный на фоне приступов геморроя (в первый раз с двумя "м" написал название болезни).

Вот второй том другого своего бессмертного романа "Мертвые души" взял и сжег в печке. И не потому, что сидел без отопления центрального до ноября как мы, а псих потому что. 

Вспомнился, совершенно случайно, конечно, фильм нашего выдающегося украинского мастера Юрия Ильенко. "Молитва о гетмане Мазепе" называется. Тоже можно было бы начать дискуссию о правдивости показанного в этом фильме применительно к событиям, имевшим место в истории, но не будем же мы так мелочиться. Да и кто может опровергнуть показанное Ильенко? Свидетелей то, побратимов Мазепы нет уже в живых. И давно. 

Вообще надо отдельно написать, что автор этих строк никогда особым поклонником российского, русского и советского кинематографа не был. Поверьте, быть профессиональным кинокритикам и изучать процессы в зарубежном кинематографе, то есть европейские и американские, намного интереснее. Да, это не профессионально изучать кино и брезговать проявлениями в этом искусстве целой страны, но существует такое понятие – специализация.

А между нами говоря, российские киношники очень любят эксплуатировать в своих работах такой не самый симпатичный сегмент как чернуха. Появилась она еще в постперестроечное время, но никуда почему-то не делась.

"Груз 200" и множество других работ пропитаны чем-то таким поразительно гадколипким, даже не объяснить словами. Но не важно. Чернуха есть, я ее не люблю и кино российское практически не смотрю.

Комедии? Так там одни герои камеди-клабов. Прямо скажем, не комедии, а однодневки. Второй раз смотреть их даже скучно. Это не Гайдай, не Рязанов и не Данелия. Вот это были ребята! Как и Герман Алексей. Тот еще чернушник, но как снимал! Лучшие фильмы СССР – "Проверка на дорогах" и "Мой друг Иван Лапшин"…

Но мы отклонились, хотя почему? Госкино Украины может взять на карандаш названных режиссеров и названные фильмы, и оградить украинцев от них новым лаконичным запретом. Ностальгия, напомним, она во всем виновата, злодейка. Насмотрятся еще фильмов этих граждане Украины, потом выйдут на Майдан советское прошлое требовать возвращать.

Кому оно надо? Последнего Майдана последствия еще лет 15-20 аукиваться будут в каждом доме, в каждой семье. Новые Майданы Украине ни к чему.

Кстати Госкино могло б выдать распоряжение-запрет на проведение Майданов по стране, а почему нет? С такой интенсивностью запретов исходящих от этой структуры, они скоро Солнце и Луну запретят, потому что их из России тоже видно, а так как у нас своя, особенная гордость, то делить эти штуки с "агрессорами" не стоит. Войну, конечно, объявлять за небесные светила глупо, а запретить смотреть на них – вполне практичная вещь.

Кстати о запретах. Значения они никакого не имеют, потому что в интернете любой фильм находишь и смотришь бесконечное количество раз. Здесь работает принцип не тратить деньги украинцев на билеты в кинотеатр и просмотр ими российской картины, но тоже косвенно работает, потому как складывается такое впечатление, что денег у украинцев скоро вообще не будет. Все заработанное будет уходить обратно, в страну, в качестве оплаты за газ, свет, тепло и батон. На другую еду денег просто не останется…

Да и природа запрета, как таковая, если вспомнить события прошлого века в США, которые сейчас наши стратегические партнеры, тоже губительна.

Эпоха маккартизма к чему привела? Было так – выпил в кафе чашку кофе с человеком, который проходил мимо дома, где коммунисты США водку пили – тебя автоматом в коммунисты тоже записали.

В Голливуде это явление имело широкое применение. Закончилось все творческим упадком Голливуда и массовой эмиграцией творческих кадров из него в Европу. Нам такая реакция даже не светит, знаете почему? Потому что процесс уже в разгаре и продюсеры с режиссерами и актерами покидают Украину, не прощаясь.

Оседают они кто в Европе, кто в той же России, чтобы просто работать, применять свой талант на практике, а не быть "агентами Кремля" или представителями "страны-агрессора". Таланты их Украине не нужны. Украине вообще мало что нужно сейчас из культуры. Время такое — не до десертов. 

Вон Михаил Ильенко, очень хороший режиссер. Экранизирует стих Шевченко, работает над, на 200 процентов национальным материалом. Точнее работал, потому что деньги внезапно закончились. Михаилу намекнули, мол, "Толока" твоя кино нужное, но и деньги дело нужное, потому мы их себе оставим, а тебе не дадим.

Собирает он сейчас с помощью каких-то ребят из интернета недостающие два миллиона гривен. И достанет, и соберут и доснимет он кино свое и премию государственную или Шевченковскую за него получит, и запрещать это кино близко никто не будет, потому что кино правильное и хорошее, но почему тогда просто не взять стране и не профинансировать его?

Ностальгируя по СССР давайте вспомним сколько и какие фильмы сняли во время Великой Отечественной? "Свадьба" по Чехову. 1944 год, между прочим. Классическая экранизация, в которой нет ни капли про агрессора, партизан и подвиге. Все потому, что снять такое кино в разгар жестокой войны было само по себе подвигом.

А вы говорите, "Тарас Бульба" "дискредитирует украинскую национальную идею". То есть, вы может, и не говорите, Госкино говорит, но вы ведь молчите, правда?

Смешивать политику с кино, как и с любым другим искусством, вредно для здоровья и жизни страны. Кто пробовал смешать в один стакан водку и коньяк? Вот и эти явления не стыкуются, но примета времени сегодняшнего такова, что при всей нашей евроинтеграции, а значит и цивилизованности, у нас принимаются решения в стиле каменного века.

Вы скажете нужно? Да, нужно, но вы ведь помните, что происходит с запретным плодом. Он сладок, потому что все его сразу спешат попробовать. Это обратная сторона запрета, и она намного сильнее, чем сам запрет, потому что даже если кто и не хотел смотреть "Мамы 3" и "Тараса Бульбу" все равно посмотрит, потому что интересно: и из-за чего его там запретили?

Можно предположить, что атавизм советского прошлого — такие структуры как Госкино и Экспертная комиссия по вопросам распространения и демонстрации фильмов надеются, что к их мнению кто-то в нашей стране прислушается и не станет смотреть указанные фильмы и в интернете тоже, но согласитесь, рассчитывать на это значит надеяться, что все кругом дураки.

Тогда зачем? Ну, надо ведь кому-то хоть как-то показывать необходимость в собственном существовании, вот и запрещают. Фильмы с Пореченковым и Охлобыстиным запретили тоже. А это кто, великие артисты? Да фильмы с их участием и так мало кто не смотрел! Сериалы? "Интерны"? Тогда понятно. Помнится, совсем недавно по нашему ТВ крутили все семь или восемь сезонов российского сериала "Солдаты".

Да, тогда не было мнимой войны, но и из зрителей этого сериала никто в Россию на ПМЖ не уехал после просмотра, и вслух ни разу никто не сказал, что армия РФ во много раз сильнее армии Украины, потому что "я смотрел сериал "Солдаты" и знаю это точно".

В Украину уже год никто не приезжает с гастролями. Кино мы смотрим постольку-поскольку. Книги читаем, может? Газеты и журналы украинские? А вы знаете интересные? Сейчас на этом фоне еще и запреты кино пошли.

Думается простая штука, что наши люди сядут, посмотрят и сами разберутся в качестве работы российских кинематографистов. Или чиновники в Госкино действительно думают, что после сеанса "Мамы 3" агрессивно-ностальгически заряженные зрители устроят Майдан с требованием немедленно вернуть СССР? Просмотр "Тараса Бульбы" моментально сфальсифицирует и дискредитирует в головах украинцев украинскую национальную идею.

Ну, так просто надо иметь такую нацию и такую идею, чтоб никакой Бортко всеми своими экранизациями Булгакова и Гоголя не смог ее дискредитировать! Но очевидно, раз Госкино принимает такие решения, в собственном народе власть не до конца уверена пока еще, и надо разобраться какие там у кого идеи – национального масштаба, или как у Яценюка, не идеи, а банальные мыслишки про "выжить".

Так вот, собрались как-то глухой, немой и слепой и стали решать: какое кино украинцам показывать, а какое нет. Слепой пальцем тыкнул в то, что ему показалось, надо запретить, глухой кивать сразу начал потому что привык молча со всем соглашаться, а немой не отстает от сотоварищей, громко так в ладоши хлопает от радости. Оно и понятно, чего ему не радоваться, Новый год скоро. 

Самое читаемое
    Темы дня