наверх
02.05.202408:54
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Закон по Донбассу нельзя реализовать с учетом интересов Украины – эксперт

Споры вокруг закона о статусе Донбасса (112)

(обновлено: )49301
Верховная Рада будет определять районы с особым порядком местного самоуправления на Донбассе. После того как в парламенте и СМИ возникла путаница по поводу того, кому же принадлежат такие полномочия, в тексте соответствующего закона появились изменения, которые внесли ясность.
Очередь к банкомату в Донецке. Архивное фото

Сначала документ наделял Верховную Раду полномочиями принимать решения по особым районам Донецкой и Луганской областей. Но позже в его тексте появились изменения, согласно которым это право получил руководитель Антитеррористического центра при СБУ.

Почему же возникла путаница, радиостанция Голос Столицы спросила эксперта Института политического образования Александра Солонтая.

— Если бы не вернули этих полномочий, пришлось бы организовывать уголовное дело против аппарата Верховной Рады, против спикера, против народных депутатов, ведь вышла фальсификация. До этого был текст именно такой, что Верховная Рада устанавливает, в каких районах есть особый статус, а в каких нет. Поэтому эти полномочия даже не вернули Верховной Раде, а просто сделали логическое исправление.

И кто все-таки должен это определять?

— Только Верховная Рада, потому что государственным управлением, определением территорий не может заниматься структура, обеспечивающая безопасность, а этот закон – это закон об особенностях управления в определенных городах и определенных районах. Такие территории может определять исключительно Верховная Рада, потому исключительно она является тем органом в Украине, который может предоставлять определенным территориям определенные особенности. Впрочем, я хочу сказать, что этот закон придется еще редактировать, ведь непонятно почему регионы Донбасса, находящихся под оккупацией, должны иметь больше прав, чем те люди, которые верой и правдой были все это время с украинским государством.

Зная, как наши депутаты умеют "договариваться", несложно предположить, что вопрос о статусе будет очень сильно буксовать. Как с этим быть?

— Берется фиксируется на определенную дату линия фронта, и фиксируется, например, на два месяца. Через некоторое время линия фронта сдвигается, и составляется другой список. Здесь проблемы нет, это одно постановление Верховной Рады, в котором фиксируются оккупированные на данный момент территории.

То есть по состоянию на 1 ноября есть одна линия, которая фиксируется, а затем через месяц или два этот вопрос могут пересматривать? То есть сегодня у вас есть особый статус, а через месяц мы у вас его заберем?

— Именно так. И именно поэтому закон о статусе Донбасса вызывает вопросы, так как возникает ситуация, что когда Украина освобождает районы, органы самоуправления получают меньше прав. Вот в этом как раз и есть особенность этой проблемы, этого закона, и почему он не может быть воплощен. Кроме того, закон создает неравенство между органами самоуправления.

Получается, что одни органы самоуправления в Украине, то есть жители общин на местах имеют одни права, а другие – другие права. Грубо говоря, освобожденный Мариуполь имеет меньше прав, чем оккупированный Донецк. Поэтому этот закон невозможно выполнять с точки зрения интересов Украины, потому что выходит, что мы у территорий, которые освобождаем, забираем права.

К тому же, когда органы самоуправления читают этот закон, они понимают, что технически его реализовать невозможно. Если посмотреть на текст, то текст никак не связан с другими текстами, с другими законами. В нем говорится о бюджете, но он не связан с бюджетным кодексом, говорится о милиции, но он не связан с законом о милиции, говорится о национальных правах, но он не связан с законодательством о национальных меньшинствах.

Так законы не пишутся. Это просто рамочный технический закон, который является простой декларацией, но не более. В реальности его выполнить технически невозможно.

    Самое читаемое
      Темы дня