наверх
25.04.202408:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Новая альтернатива Западу

Санкции в отношении России_2014 (811)

(обновлено: )1470201
Главный ответ Кремля на давление Запада состоит не в запретительных мерах в отношении ввоза западных товаров и технологий, а в формировании многополярного мира.

Юрий Городненко, публицист, политолог

Давление Запада на Россию непрерывно растет. С 1 августа 2014 года Евросоюз ввел против Российской Федерации новые санкции. В ответ российский президент Владимир Путин поручил правительству разработать ответные меры на санкции Вашингтона и Брюсселя.

Но, пожалуй, главный ответ Кремля состоит отнюдь не в запретительных мерах в отношении ввоза западных товаров и технологий. Нет.

Намного более мощным ответом является формирование многополярного мира, основой которому должно послужить создание таких блоков как БРИКС, ШОС.

ШОС на пути к раширению

В конце июля 2014 года в Душанбе на заседании министров иностранных дел стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества были согласованы правила принятия новых членов (Порядок предоставления статуса государств-членов ШОС, Меморандум об обязательствах государств-заявителей), а также стратегия развития организации до 2025 года. Правила приема планируют утвердить в сентябре этого года на заседании глав государств-членов ШОС. "Стратегию развития ШОС до 2025 года", по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, примут на саммите в Уфе летом 2015 года.

Надо заметить, что путь к расширению Шанхайской организации сотрудничества был долгим. В 2001 году, когда было принято решение о начале юридического оформления ШОС, шесть стран подписали "Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества". Все эти государства (Китайская народная республика, Российская Федерация, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Узбекистан), таким образом, стали соучредителями ШОС.
С той поры количество стран-участниц оставалось неизменным.

Хотя в п.7 "Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества" была определена возможность принятия в состав ШОС новых государств, но сама процедура нигде не была прописана. Например, в п.13 "Хартии Шанхайской организации сотрудничества" (еще один основополагающий документ ШОС, утвержденный 7 июня 2002 года) прописано, что вопросы предоставления членства решает Совет глав государств (СГГ) объединения на основании официального обращения заинтересованной страны, направленного председателю Совета министров иностранных дел (СМИД).

Но ни в одном документе не установлены критерии, по которым определяется соответствия кандидатов для приема в организацию. Не прописана процедура рассмотрения заявки на заседании Совета глав государств, а также порядок уведомления претендента о положительном решении.

На протяжении 10 лет существования ШОС использовалась другая форма взаимоотношений организации с теми, кто пожелал установить более тесное сотрудничество с Шанхайской шестеркой – им предоставляли либо статус наблюдателя, либо партнера по диалогу.

Чтобы стать наблюдателем страна-претендент должна была направить согласно "Положения о статусе наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества" (утверждена 17 июня 2004 года) через исполнительного секретаря ШОС заявление в адрес Совета глав государств. Последний принимал решение по данному вопросу в соответствии с представлением совета министров иностранных дел ШОС. Отметим, что наблюдатели наделяются правом присутствовать и участвовать в обсуждении (без права голоса) на открытых заседаниях СМИД, а также руководителей министерств и ведомств стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества. Также они получают доступ к ознакомлению с документами и решениями ШОС.

Чтобы получить статус партнера по диалогу страна-претендент должна была согласно "Положения о статусе партнера по диалогу Шанхайской организации сотрудничества" (утвержден 28 августа 2008 года) направить соответствующее заявление через Генерального секретаря ШОС. Само же решение принималось (по представлению СМИД) Советом глав государств и оформляется подписанием Меморандума. Партнеры по диалогу наделены существенно меньшими полномочиями. Они могут участвовать и выступать (без права голоса) в заседаниях только тех министерств и ведомств государств-членов ШОС, которые отвечают за направления указанные в Меморандуме.

Надо заметить, что уже в 2004 году первая страна официально приобрела статус наблюдателя — Монголия. С тех пор количество наблюдателей значительно увеличилось: Индия, Пакистан, Иран, Афганистан. Белоруссия, Шри-Ланка, Турция стали партнерами по диалогу. О желании стать наблюдателями заявили еще несколько стран (например, Армения).

Уже сам перечень стран-наблюдателей и партнеров по диалогу говорит о том, что интерес к ШОС огромный. И очевидно, что ряд из указанных государств не может удовлетворить предоставленный им на сегодняшний день статус. Индия, Пакистан, Иран, Турция в разное время высказывали пожелание стать полноценными участниками организации.

Причины, по которым ШОС осторожно подходил к вопросу принятия новых членов, были разные. Например, в отношении Ирана этому мешала так называемая "ядерная проблема", которая очень раздражала Запад. В этих условиях принятие этой страны в состав ШОС означало бы резкую конфронтацию с США и ЕС. 

Когда в 2006 году Пакистан заявил о желании стать полноправным членом, Россия выступила за то, чтобы присоединение этой исламской республики произошло одновременно с Индией. В этом вопросе Москва нашла поддержку Китая.

Сегодня именно Индия, Пакистан и Иран рассматриваются большинством аналитиков как наиболее вероятные будущие члены ШОС.

Положительным сигналом в этом направлении стало заключение 5 августа 2014 года крупной товарно-сырьевой сделки между Москвой и Тегераном, согласно которой Россия намерена закупать иранскую нефть в обмен занимаясь строительством и реконструкцией электросетей на территории Ирана, поставкой товаров народного потребления. Этой сделке прежде очень сопротивлялся Вашингтон, оказывавший сильное давление на Кремль. Белый Дом опасался, что подобное соглашение сведет на нет западные санкции в отношении Тегерана, введенные с целью остановить иранскую "ядерную программу".

Позитивные сигналы идут и из Дели, где в результате последних парламентских выборов новое правительство возглавил Нарендра Моди. Запад негативно относится к последнему и даже вводил против него персональные санкции, пока Моди был в оппозиции.

Итог американской политики – создание нового блока

Надо заметить, что с момента юридического оформления ШОС Вашингтон все с большим недовольством смотрел на деятельность этой организации.

Одной из причин такого повышенного интереса, конечно, была важная стратегическая роль центральноазиатского региона для транспортировки грузов в Афганистан. Кроме того, в принятом Конгрессом США "Акте о Шелковом пути" (март 1999 года) Центральная Азия была определена как дешевая ресурсная база для Запада. Конечно, Белый Дом не мог спокойно взирать на то, как постепенно утрачивает контроль за регионом.

Не без поддержки США в Киргизии прошла так называемая "тюльпановая революция". Белый Дом также стал инициатором кампании против властей Узбекистана после подавления выступлений в Андижане в 2005 году.

Но поддержка Белым Домом "цветных революций" имела обратный эффект. Вмешательство во внутренние дела участников ШОС настолько напугало лидеров Центральной Азии, что вызвало ответные шаги по уменьшению американского присутствия в регионе.

Еще в июле 2005 года на саммите в Астане члены ШОС обратились к Вашингтону с призывом определить сроки вывода войск с военных баз в Киргизии и Узбекистане. В ноябре 2005 года после событий в Андижане узбекские власти вынудили американцев покинуть авиабазу Карши-Ханабад. В ответ сенат США в специальном постановлении запретил погашать в 2006 году задолженность (за 2003-2005 года) в размере 23 миллионов долларов за использование этого военного аэродрома, чем еще больше показал насколько американцы ненадежные партнеры. В феврале 2009 года киргизский парламент принял закон о денонсации договора с США об аренде авиабазы "Манас". А 11 июля 2014 года завершился срок действия соглашения по работе центра перевозок, функционировавший до этих пор на базе "Манас". С еще одним маршрутом для поставки грузов в Афганистан — через Пакистан – также возникли сложности. Удары американских беспилотников по северо-западным пакистанским территориям вызвали в стране такую волну протестов, что в декабре 2013 года пришлось временно прекратить транзит грузов через территорию страны. Пропускные возможности еще одного американского транзитного центра в казахском Актау незначительны – 1% всех грузов, доставляемых в Афганистан.

29 июля 2014 года в Ташкент прибыл командующий Центральным командованием Вооруженных сил США генерал Ллойд Джей Остин. Главная цель — оказать давление на узбекские власти с целью получить согласие на создание военной перевалочной базы в Термезе. За аренду американцы готовы платить небывалую сумму — 1 миллиард долларов (для сравнения, максимальная арендная плата за использование базы "Манас" составила 60 миллионов долларов, за Карши-Ханабад — 10 миллионов долларов).

Никаких заявлений по результатам его визита сделано не было, что скорее всего свидетельствует в пользу отсутствия конкретных договоренностей.

Сегодня Шанхайская организация сотрудничества выходит на новый уровень своего развития. Если на раннем этапе становления Шанхайская группа ставила своей задачей урегулирование пограничных споров России и ряда стран Центральной Азии с Китаем, потом уделяла главное внимание сохранению стабильности в регионе, то на сегодняшний день на первый план выходит стратегия формирования нового экономического блока. Не случайно согласно "Стратегии развития ШОС до 2025 года" одним из ключевых приоритетов станет создание Банка развития организации.

Одновременно расширение объединения должно, по словам генсека ШОС Дмитрия Мезенцева, "обеспечить Организации более весомое позиционирование, рост влияния".

В итоге перед Вашингтоном и Брюсселем стоит реальная перспектива получить мощного конкурента, который уже на сегодняшний день контролирует 60% территории Евразии, а в случае присоединения Индии, Пакистана и Ирана – намного больше. Общая численность населения ШОС на данный момент – около 1,5 миллиардов населения, т.е. ¼ всего населения планеты. Экономика Китая – вторая после США. Россия входит в десятку стран мира по объемам ВВП. По сути, формируется новый рынок в разы превосходящий по своему потенциалу европейский (население ЕС – 507 миллионов человек) или американский (население США – 320 миллионов человек).

В случае присоединения Индии (1,22 миллиарда жителей), Пакистана (183 миллиона жителей), Ирана (80 миллионов жителей) возможности ШОС станут по истине огромными.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня