наверх
28.03.202414:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Хитрый рецепт децентрализации власти от Порошенко

(обновлено: )236320
Подготовленный от имени президента Украины проект внесения изменений в Конституцию посвящен, преимущественно, децентрализации власти.

Василий Стоякин

Подготовленный от имени президента Украины проект внесения изменений в Конституцию посвящен, преимущественно, децентрализации власти.

Некоторые шаги в этом направлении действительно предпринимаются – ликвидируется вертикаль государственных администраций, исполнительные функции возвращаются местным представительным органам. Это, пожалуй, главный элемент реальной децентрализации в предложенном проекте.

Претензии к проекту, выдвигаемые оппонентами ("Батькивщиной" и "Свободой"), которые полагают, что вместо вертикали администраций выстраивается вертикаль представителей президента, я считаю неосновательными. Полномочия представителей президента довольно старательно списаны с таковых же у французских префектов, а Франция, как раз, образец децентрализованного унитарного государства. Кроме того, надо иметь в виду, что, в соответствии с предлагаемыми Европой очертаниями реформы прокуратуры, она уже не будет иметь функции общего контроля. Но кто-то же должен контролировать местные советы?

Единственный момент, который вызывает сомнения, касается возможности роспуска президентом местного совета. Такого рода полномочия трудно не счесть экстраординарными.

Правда, с одной стороны, роспуск совета может быть следствием только нарушением советом Конституции, подтвержденным Конституционным судом. Но, с другой стороны мы помним, что в Украине КС — это именно та странная институция, которой совершенно не слабо, складывая 1 и 1, получить таки 1, а то и вовсе отменить Конституцию на основании ее несоответствия ей же самой…

Впрочем, это далеко не единственный момент, который вызывает здоровое недоумение у читателя. Отмечу два самых существенных.

Проект основательно расширяет материально-финансовую базу местного самоуправления, включая в нее, например, и часть общегосударственных налогов. Это здорово, но фактически-то местное самоуправление и сейчас имеет право на эту самую часть налогов – в виде трансфертов из центрального бюджета (вот только недавно Днепропетровску на достройку метро выделили).

Авторы, сказав "а", забыли сказать "б" – Конституция по-прежнему не предполагает формирования бюджетов по схеме "снизу – вверх". Т.е. финансово самоуправление все равно зависит от милости Киева. Власть у того, у кого и деньги – у Минфина и его региональных органов, работу которых координируют представители президента.

Кстати, представители "Батькивщины" об этом не говорят. Потому что Тимошенко, в бытность премьером, расширила субсидии местному самоуправлению (очень важный шаг), но не озаботилась подготовкой нового, децентрализованного Бюджетного кодекса. И оппозиция к Януковичу, который делал что-то нехорошее с местным самоуправлением, тоже нового Бюджетного кодекса не готовила. Случайно ли?

Совершенно непонятным остается статус и полномочия регионального (на уровне района и области) самоуправления. В проекте эти моменты прописаны крайне расплывчато и, главное, отсутствует ссылка на закон, который должен был бы регулировать этот вопрос. Это как бы намек на то, что реальное самоуправление остается на уровне населенного пункта, а полномочия властей региона будут определять в ручном режиме Киевом.

Как, собственно, происходит и сейчас, когда за однопорядковые действия в одних регионах устраивают АТО, а в других – набирают солдат для участия в АТО. Правда, Воланд по этому поводу говорил, что Абадонна относится к обеим сторонам одинаково, потому и результат для обеих сторон одинаковый же. Киев и Галичина только недавно начали догадываться, что АТО в Донбассе направлена и против них… 

Хватает в проекте и откровенных глупостей. Когда вице-премьер Гройсман расхваливает президентский проект, я, честно говоря, заподозрил, что он его не читал. Конкретный пример – сначала из административно-территориальной структуры изымаются населенные пункты. Вообще. Ни городов, ни сел, ни поселков. Только громады, включающие население одно или нескольких населенных пунктов. Что, кстати, полностью соответствует очертаниям административно-территориальной реформы, которую в Украине пытаются протащить с 2005 года.

Хорошо. Громады так громады. Но и тут, сказав "а", авторы просто забывают сказать "б", и, как ни в чем, ни бывало, начинают детально и со ссылками на законы (полная противоположность ситуации с уровнем район/область) разъяснять особенности местного самоуправления в населенных пунктах.

В других случаях можно сослаться на недостаток безумной храбрости (как в случае с бюджетной реформой), или на административную хитрость (по которой области получили статус "регионов", оставить при этом областями – надо ж их было как-то подогнать к статусу Крыма, Киева и Севастополя, которые не области, но регионы). А тут можно сослаться только на спешку и некомпетентность. Или же на очень злой, но при этом не очень умный умысел – ликвидировать самоуправление в принципе, ибо как выглядит самоуправление на уровне основных административных единиц – региона, района и громады, проект Конституции так и не объясняет.

Децентрализация говорите? Ну-ну…

Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что сам замысел децентрализации устарел задолго до того, как проект был подготовлен. Кому нужна децентрализация, когда один из столпов украинского унитаризма, заместитель главы Днепропетровской ОГА Геннадий Корбан говорит такое: "Мы хотим перейти к построению европейского общества как минимум в нашей области. Остальная Украина тоже должна стремиться, но мы не видим этого. Все, что мы хотим, это получить децентрализацию, которую нам обещали. Мы хотим деньги, зарабатываемые в нашей области, тратить в нашей области. Сегодня же мы тратим и кормим 15 областей. Да, мы и в дальнейшем будем с удовольствием делиться с государством. Но мы хотим больше самостоятельности".

Учитывая, с какой лихостью "Приват" подгребает под себя другие регионы (сейчас приватовский менеджмент введен в Одесской и Ивано-Франковской областях, а обсуждается также в Запорожской, Сумской, Херсонской и части Донецкой областей), сказанные им фразы приобретают совершенно иное значение.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня