наверх
07.05.202408:20
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Есть ли перспективы у газового противостояния?

Проблемы с оплатой российского газа (424)

(обновлено: )1928101
В нынешней "газовой" ситуации, когда эмоции бьют через край, очень трудно отделить политику от экономики, однако трезвый анализ ситуации подсказывает, что этот шаг Киевом должен быть сделан, пишет Сергей Арбузов.
Сергей Арбузов

Сергей Арбузов, бывший и.о. премьера правительства Украины

Вопрос поставок газа является, пока, одним из важнейших на повестке дня нового правительства. Давняя проблема энергозависимости Украины обострилась с новой силой после того, как "Газпром" с апреля решил отменить все льготы. В результате этого стоимость российского газа должна была увеличиться с 268,5 долл. до 485 долл. за тысячу кубометров. Эта цена соответствует условиям контракта 2009 года, однако, является неподъемной для страны.

Новая власть, многие представители которой приложили руку к действующему газовому договору, сейчас обвиняет Россию в недружественных шагах. Но, на самом деле, лучше было бы говорить о том, что Украина пожинает плоды собственных решений, и, в большей степени, в связи с промедлением их принятия.

Отсутствие серьезных инфраструктурных реформ и отказ от наработок прошлого правительства привели к тому, что Украина попала в зависимость от поставок энергоносителя, который, при нормальных условиях, ей не был бы нужен вообще.

По показателю энергоемкости ВВП Украины в несколько раз превышает показатели развитых стран Западной и Восточной Европы. Так, в 2010 году, энергоемкость ВВП Украины составляла 0,55 тонн условного топлива на 1 тыс. долл. ВВП, тогда как в Германии — 0,1, в Польши — 0,2, в России — 0,46. Ежегодно страна потребляет более 40 млрд. кубометров газа, из которых более 20 приходится на импорт. При этом, по данным экспертов, речь идет в основном о бесполезной трате ресурсов, потому что только тепловые потери энергии оцениваются в 65%, что в разы превышает средние показатели развитых стран.

Повышение энергоэффективности экономики автоматически решило бы проблему газовой зависимости. Однако все попытки предыдущих правительств заниматься этим вопросом сталкивались с лоббированием нынешней энергозатратной модели украинской экономики со стороны влиятельных в стране представителей украинского бизнеса, не заинтересованых в том, чтобы вкладывать средства в модернизацию промышленных объектов, которые они получили за бесценок в результате приватизации.

Поэтому пока о повышении энергоэффективности можно говорить лишь чисто теоретически. Реконструкция промышленности и коммунального хозяйства потребует много средств и времени. В условиях экономического и политического кризиса в Украине нет ни того, ни другого. А без приемлемого по цене газа речь может идти только об убытках, которые будут нести предприятия и целые отрасли.

Каждому свое

Природный газ является сырьем и источником энергии для большей части промышленности страны. Четыре отрасли — металлургия, АПК, машиностроение и химическая промышленность в разной степени зависят от объемов и цены голубого топлива. Для некоторых из них повышение цены до 485 долларов за тысячу кубометров будет означать возвращение в те сверхсложные условия, в которых они находились последние несколько лет до того, как предыдущее правительство не стало внедрять энергосберегающие программы. Однако для некоторых отраслей, в случае повышения цены на газ, речь пойдет не о снижении конкурентоспособности, а о полной остановке производства. Очевидно, что при таких условиях, когда рост экономики тормозится низкой конкурентоспособностью промышленности, говорить не только о росте ВВП, но и даже о возвращении к уровню 2013 года, не приходится.

Одним из крупнейших потребителей газа в номинальном значении является металлургия, которая на 80% ориентирована на экспорт. Предприятия отрасли сейчас совокупно потребляют около 4 млрд. куб. м газа в год, однако доля природного газа в себестоимости продукции составляет около 10%. Это во многом заслуга предыдущего правительства, которое вместе с владельцами предприятий активно работал над заменой дорогого газа на более дешевые альтернативные источники топлива.

Уже сейчас природный газ практически полностью выведен из доменного производства на предприятиях, использующих технологию пылеугольного вдувания. Другие предприятия снизили расход природного газа до технологического минимума. Следующим шагом может быть разве что перевод комбинатов на электросталеплавильные технологии, но ввести их невозможно без значительных инвестиций, которые в таких условиях вряд ли будут оправданы. Ведь по подсчетам аналитиков, отказ от газа позволит металлургическим предприятиям снизить себестоимость своей продукции лишь на 3-5%.

В то же время есть отрасли, где ситуация крайне напряженная и требует немедленного государственного вмешательства. Прежде всего, речь идет о химической промышленности, где доля газа в себестоимости, например, минеральных удобрений, составляет до 80%.

В 2011 году Союз химиков Украины оценивал потребности отрасли, при условии полной загрузки мощностей, примерно в 8,3 млрд. куб. м в год, однако в последние годы украинский химпром никогда не выбирал этого объема. В прошлом году почти все ведущие предприятия отрасли останавливались на несколько недель из-за дороговизны природного газа на фоне низких цен на конечную продукцию. В этом году они могут не заработать вообще, ведь, по данным экспертов, при цене на газ в $ 480-500 за тыс. куб. м производить минеральные удобрения в Украине бессмысленно.

Уже сейчас критическая ситуация сложилась на четырех крупнейших химических предприятиях Украины: ЧАО "Северодонецкое объединение Азот", "Стирол", черкасский "Азот" и "Ривнеазот", которые производят более 2/3 всех азотных удобрений в Украине и фактически с весны не работают.

При этом проблема высокой себестоимости химической промышленности автоматически бьет и по другим отраслям. Прежде всего АПК, где минеральные удобрения составляют до 70% себестоимости.

Частично проблему газовой зависимости мог бы решить проект строительства заводов по производству синтетического газа из угля, на который предыдущее правительство привлекло китайский кредит в размере 3,7 млрд. долл. Согласно его условиями планировалось построить несколько заводов по газификации угля в Донецкой, Луганской (каменный уголь) и Кировоградской (бурый уголь) областях. Эти заводы должны были обеспечить экономию до 4 млрд. кубометров газа ежегодно, а также гарантировать рынок сбыта для украинских шахт в 10 млн. тонн. Однако, пока Минэнергоугля отказалось от этого проекта, почему-то считая его бесперспективным.

Пустые надежды

Согласно принятой Кабмином в июле 2013 года Энергетической стратегии Украины до 2030 года, предусматривалось увеличение собственной добычи газа до 40-45 млрд. кубометров в год и выход на обеспечение 90% собственного потребления. Это должно было, наконец, решить вопрос зависимости экономики от российского газа. Однако, уже сейчас понятно, что политический кризис разрушил эти планы.

Большая надежда возлагалась на нетрадиционный газ, о котором в ближайшие годы придется забыть. Это касается и сланцевого газа, и углеводородов шельфов Черного и Азовского морей.

Из-за политического кризиса проекты добычи газа на Юзовской площади (охватывает Харьковскую, Донецкую и Луганскую области) зморожены. Об этом уже объявила компания Royal Dutch Shel. Значительная часть Юзовской площади, которую планировала разрабатывать Shell, находится в районах Славянска и Краматорска, где фактически идет война и где можно ожидать продолжения нестабильности. При таких условиях единственным потенциальным источником сланцевого газа остаются месторождения на западе Украины, которые разрабатывает компания Chevron, сталкиваясь со значительными проблемами в отношениях с местной властью, представленной партией "Свобода".

Также придется забыть об углеводородах шельфов Черного и Азовского морей из-за потери Крыма. Это вместе с истощением месторождений традиционного природного газа и увеличением глубины добычи уже скоро может привести к прямо противоположному от ожидаемого результата.

Крупнейшие государственные газодобывающие предприятия Украины — "Укргаздобыча" и "Укрнафта" — завершили прошлый год с минимальным спадом — менее 0,1%. И шансов на то, что они увеличат объемы добычи в обозримом будущем, нет. Отрасль практически не развивается, страдая от недостатка не только инвестиций, но даже оборотных средств, из-за чего уже в ближайшие годы добыча будет не расти, а уменьшаться.

Именно с этого пессимистического, однако, реалистичного сценария, и должно исходить новое правительство, разрабатывая новую энергетическую стратегию.

Реверс — не панацея    

Новая власть, очевидно, понимает сложность ситуации, в которую попала страна. Однако шаги, предпринимаемые правительством, вряд ли способны решить проблему кардинально. Ставка на диверсификацию путем реверсивных поставок газа является скорее политическим, нежели экономическим решением.

Потенциал реверса немалый — около 15 млрд. кубометров ежегодно, то есть более половины потребности в импортном газе. Однако он является и будет оставаться чисто теоретическим. Ведь перспективы таких поставок во многом будут зависеть от отношений "Газпрома" с европейскими партнерами и действующих договоров, а не от способности Украины договариваться.

Наиболее реальный путь получить достаточный объем для покрытия части газового дефицита — это реверс через Словакию. В то же время кроме всех прочих, здесь есть и чисто технические проблемы. В частности для получения достаточного количества газа необходимо строить дополнительный газопровод, что является дорогостоящим делом. В противном случае речь может идти разве что о "виртуальном" реверсе, который вряд ли будет хорошо воспринят "Газпромом" и его европейскими партнерами.

Но главной проблемой реверсивных поставок является то, что они не решают ни задачи обеспечения энергетической независимости от России, ни кардинального снижения цены на газ. Прежде всего потому, что реверсивные поставки — это тот же российский газ, только с логистическим "плечом". Украина в условиях реверса будет получать газ по ценам выше европейских. Ведь вместо нормальной формуле: "цена на европейском рынке минус цена транспортировки", мы получим реверсную формулу: "цена на европейском рынке плюс цена транспортировки".

Реверс не решает еще одной проблемы Украины как транзитного государства. Без российского газа украинская "труба" в ее нынешнем виде теряет смысл. По расчетам предыдущего правительства, без участия России не удалось бы полностью загрузить украинскую ГТС даже при интенсивной добыче нетрадиционного газа. Сейчас, когда об увеличении добычи не говорится, будущее ГТС является еще более призрачным.

Согласно подсчетам украинских чиновников и международных экспертов, общий объем необходимых инвестиций для реализации мероприятий по модернизации и реконструкции приоритетных объектов ГТС составляет около 5 млрд. дол. Но конфликт с Россию делает такие капиталовложения бессмысленными.

Сокрушительный удар по перспективам ГТС может нанести газопровод Южный поток, который все еще имеет достаточно большие шансы быть построенным, несмотря на отрицательную реакцию со стороны Украины и некоторых стран ЕС. С момента, когда заработает Южный поток мощностью более 60 млрд. кубометров газа, Россия сможет вообще отказаться от услуг Украины как транзитера. То есть "Газпром" будет экспортировать весь газ через существующий газопровод Северный и новый Южный потоки (всего — более 110 млрд. кубометров газа). Это именно тот объем, который способна транспортировать Украина.

При этом не стоит надеяться, что Европа настолько кардинально увеличит закупки российского газа, что это позволит загрузить и украинский газопровод. Во многом по причине многолетних украино-российских газовых войн, страны ЕС прилагают значительные усилия для диверсификации поставок газа и уменьшения его потребления. Энергетическая карта Европы стремительно меняется и меняется не в интересах нашего государства и не в интересах России. Уже через несколько лет украинская ГТС может стать ненужной, что будет означать ее стремительный упадок.

К сожалению, не является решением проблемы и другой проект альтернативных поставок газа — через LNG терминал. Турция не дает и не даст разрешения на проход судов со сжиженным газом через пролив Босфор, поскольку не без оснований считает это небезопасным для экологии региона. А все остальные варианты потребуют инвестиций в таких объемах, что делают проект нерентабельным.

Неутешительные выводы

В нынешней ситуации, когда эмоции бьют через край, очень трудно отделить политику от экономики. Однако трезвый анализ ситуации подсказывает, что этот шаг Киевом должен быть сделан.

Независимо от отношений России и Украины, украинская экономика в ближайшие годы не сможет обойтись без российского газа, ведь альтернативы ему не существует в принципе.

На самом деле, у нового правительства сейчас есть только два варианта — договариваться с Россией по закупке газа по приемлемой цене или отказываться от значительной части промышленности. Все остальное — лишь фантазии, которые имеют мало общего с реальной экономикой.

Тем не менее, убежден, что Украина и Россия обречены искать взаимоприемлемое решение нынешнего конфликта. И, так или иначе, оно будет найдено. Ведь нормальные отношения в газовой сфере отвечают интересам обеих стран.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Дану точку зору українською мовою читайте тут

Самое читаемое
    Темы дня