наверх
26.04.202422:43
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Убийства и аресты журналистов на Востоке - кому это нужно

Задержание журналистов LifeNews в Украине (93)

(обновлено: )14910
Два события, связанные с журналистами, работающими в зоне проведения так называемой "антитеррористической операции", произошли накануне президентских выборов и были напрямую с ними связаны, считает Владимир Скачко.

Владимир Скачко, публицист

Два  события, связанные с журналистами, работающими в зоне проведения так называемой "антитеррористической операции" (АТО), произошли накануне президентских выборов и были напрямую с ними связаны. В субботу, 24 мая текущего года, возле села Андреевка под Славянской в Донецкой области попали под минометный огонь и погибли итальянский журналист Андера Роккелли и его переводчик, россиянин Андрей Миронов.

И в ночь с 24 на 25 мая из тюрьмы в Киеве были освобождены и переправлены самолетом в Грозный журналисты LifeNews Олег Сидякин и Марат Сайченко, до этого 18 мая арестованные украинскими силовиками-участниками АТО в районе Краматорска (Донецкая  область) и обвиненные в пособничестве "террористам" (так украинские "антитеррористы" называют всех подряд жителей Донбасса, выступающих против властей в Киеве).

И те, и другие работники СМИ пытались выяснить и рассказать своим читателям и зрителям, что же на самом деле происходит на юго-востоке Украины, где идет гражданская война. И одновременно проводятся президентские выборы, провести которые в зоне боев практически невозможно. Но проводить было "надо" и их проводили.

Вот кому "надо" и зачем, и пытались выяснить журналисты. А вот желание  не дать им это сделать, запретить снимать происходящее и писать о нем – это одна из главных причин, почему журналистов в зоне конфликта убивают и арестовывают. И почему их, особенно российских работников СМИ, вообще не допускают на территорию гражданской войны.

Цензура вводится явочным путем. А не помогает, то в ход идут ее крайние меры – убийства и аресты с последующим запретом на профессию в Украине.

Журналистов элементарно пытаются напугать возможными репрессиями. Как известно, высшей формой цензуры является убийство журналиста.  Это знают все фашистские и полуфашистские авторитарные режимы, пытающиеся скрывать и свою сущность, и свое деяния. А вот предпоследней стадией затыкания ртов является запрет на профессию.

Объявление журналистов персонами нон грата, а затем и аресты медийщиков с последующим содержанием их под арестом – это ли запрет на профессию и не самая ли настоящая цензура в действии?!

И поэтому самая глобальная причина таких действие украинских властей в том, что они хотят ВЫГЛЯДЕТЬ приятно (демократично, толерантно и т. д.), а не БЫТЬ такими. То есть дееспособными, эффективными, целеустремленными, договороспособными  и понимающими, куда они ведут страну и что с ней может быть на избранном пути. Им нужна правильная картинка, а не правильные действия, на которые они оказались не способными. А вот для этих целей и нужны покорные, безропотные, расово правильно отобранные и сепарированные по принципу личной преданности и лояльности режиму, который они путают с Родиной, журналисты с промытыми мозгами и с раз и навсегда заученными установками – кого мочить, а кому петь осанну при любой погоде.

И пока эта причина остается актуальной, актуальны будут и преследования журналистов. Попытки унифицировать их информацию, закрыть рот неугодным, запретить работать без присмотра и контроля.

И новые украинские власти начинали именно с этого. Сначала они объявили неугодных украинских журналистов "персонами нон грата в украинском информационном пространстве" и перекрыли им любой доступ к информации, угрожая если и не арестами, то нападениями боевиков "Правого сектора" и прочих парамилитарных структур, идеологически зараженных расовой нетерпимостью на "евромайдане". Дальше все украинские телеканалы жестко заставили работать в режиме жесткой цензуры, расово правильного единомыслия и единоначалия, выдавая им из одного источника то, что нужно показывать, и обучая тому, что нужно в унисон говорить. Потом отключили неугодные российские телеканалы. А затем начали массово запрещать въезд в Украину российским журналистам, которых всех скопом обвинили во всех бедах.

А потом стали арестовывать и убивать. Катализатором запретительных процессов стали именно президентские выборы. Это еще одна более прикладная, так сказать, утилитарная причина наступления на свободу слова и журналистов в Украине. Многие кандидаты на них так или иначе представляют действующую власть. И им надо любыми способами продемонстрировать электорату то ли свою решимость в борьбе за Родину, то ли патриотизм, то ли готовность бороться с "агрессором". А тут - такая сплошная лажа с проваливающейся АТО и главное – рассказы журналистов и непрофессионализме и профанстве военных и боевиков, об их бесчинствах в зоне военных действий, о нежелании украинских военных воевать с собственным народом, о мужестве жителей Донбасса, обвиненных в "сепаратизме" и "терроризме". Это нельзя показывать вообще, а перед президентскими выборами – особенно. Вот и компенсировали и будут компенсировать провалы на поле боя победами над журналистами. Чтобы и решимость свою продемонстрировать, и правду скрыть…

Перед арестом и убийством журналистов Служба безопасности Украины обвинила российское телевидение в использовании запрещенных международным законодательством технологий психологического воздействия на аудиторию, в частности, так называемого "25-й кадра". Руководитель пресс-службы СБУ Марина Остапенко рассказала, что российские СМИ используют другие методы влияния на зрителей. Например, распространяют полуправду, ссылаются на некие информированные источники, демонстрируют детализированные сцены убийств и насилия и пытаются эмоционально влиять на зрителя. По ее словам, на протяжении всего выпуска телеканала "Россия-24", посвященного событиях в Одессе 2 мая текущего года, когда расово правильные отморозки из футбольных ультрас и сторонников "евромайдана" заживо сожгли и отравили в Доме профсоюзов не один десяток "диверсантов" и "сепаратистов", якобы "жирующих на российские рубли", на экране телевизора периодически появляются надписи "поджог "Правый сектор", "людей убивают бандеровцы", "Нацгвардия - убийцы"...

А штатный психолог СБУ Оксана Сербиненко вообще обвинила россиян в использовании информационно-завлекающего старья и отстоя. Дескать, в мире уже давно есть и другие методы воздействия на нестойкую психику украинских патриотов. "Есть все же более новые способы влиять на аудиторию. Российские СМИ используют "25-й кадр", видимо, как давний и надежный метод", - возвестила она.

После этого и последовали предупреждение о том, что СБУ не будет сидеть сложа руки и потупив взоры, оторванные от телепровокаций, а отреагирует на такие действия российских медиа "в правовом поле". И, повторяю, журналистов начали репрессировать прямо на поле боя. Олега Сидякина и Марата Сайченко, например, схватили, пинками и ударами поставили на колени, одели мешки на головы, потыкали головами в землю и только потом вывезли в Киев. А по ТВ представили пречудную картинку: поверх зеленой травки разбросали какие-то бумажки, журналистские документы и присобачили рядом ПЗРК (переносной зенитный противорокатный комплекс). Дескать, "эти журналюги" не только неправду снимали, но еще и стрельбой по "антитеррористическим" самолетам и вертолетам с символикой ООН баловались – постреливали в перерывах между съемками неправды и очередных 25 кадров.

Причем проделывали все это украинские силовики при молчаливом, кстати, согласии с действиями киевских властей и молчании о происходящем со стороны так называемых демократических журналистских организаций типа "Репортеры без границ", Комитет защиты журналистов и т. д. и т. п. Да что там говорить: инициатором введения цензуры в Украине путем заперта на профессию выступила организация "Стоп цензуре", которая проела десятки тысяч грантов, выделенных якобы на поддержку свободы слова в Украине и на борьбу с цензурой "антинародного режима-2" Виктора Януковича.

Власти Украины проигнорировали даже обращение к ним представителя ОБСЕ по свободе слова Дуньи Миятович, которая потребовала разобраться и отпустить задержанных журналистов LifeNews. Никто никого долго не отпускал. Наоборот – журналистов обвинили в том, что они специально содействовали терроризму тем, что показывали героизм ополченцев юго-востока Украины, противостоящих украинским "антитеррористам". И, разумеется,  в "распространении пропаганды Кремля", что, судя по всему, является самым страшным грехом.

Потом в поддержку арестованных журналистов все же выступили разные международные журналистские организации. Отпустить их потребовали различные российские политики. Самым радикальным из них ни оказался глава Чечни Рамзан Кадыров, который заявил официальным властям: "Если в  Киеве не  одумаются и  не позволят журналистам  вернуться домой, мы не намерены молча наблюдать, как издеваются над ними, как ставят на колени  и держат с пакетами на головах. У нас есть реальные силы и возможности для воздействия на тех, кто держит журналистов  в неволе". А главное  - разобраться с обстоятельствами ареста и отпустить Сидякина и Сайченко согласилась даже представитель Госдепа США Джен Псаки.

А может быть, на покладистость киевских властей повлияло то, что в тот день были убиты Роккелли и Миронов. И что раненный вместе с ними французский журналист Уильям  Рогулен рассказал: смертельный минометный огонь по ним велся со стороны украинских силовиков. И украинские военные попытались хоть как-то реабалитировать себя в глазах СМИ: отпустить еще живых.

Страшная цена начинает платиться за свободу слова в Украине. И она будет платиться и впредь: признаков того, что украинская власть собирается изменяться. Пока нет. Избранный президентом Украины Петр Порошенко уже выступил за интенсификацию АТО. А значит, правда о ней по-прежнему никому не нужна.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня