наверх
04.05.202402:41
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Традиция, однако, или громкие "успехи" бандеровской власти

Политический кризис в Украине (1691)

(обновлено: )102
21 марта в Брюсселе Арсений Яценюк торжественно подписал соглашение об Ассоциации Украины с Европейским Союзом, "исправив" таким образом принципиальную ошибку Виктора Януковича, ставшую главным поводом для массовых беспорядков в столице.

Сергей Белоносов, РИА Новости Украина

21 марта в Брюсселе Арсений Яценюк торжественно подписал соглашение об Ассоциации Украины с Европейским Союзом, "исправив" таким образом принципиальную ошибку Виктора Януковича, ставшую главным поводом для массовых беспорядков в столице и стоившую ему, в конце концов, президентского кресла.

Правда, еще накануне подписания, было объявлено, что документ подписывается не в полном объеме, а лишь в его "политической" части. "Мы отложили пока подписание экономического раздела этого документа, принимая во внимание переживания и опасения, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов, а это в первую очередь Восток. По этому вопросу мы проведем дополнительные консультации," - заявил Яценюк 17 марта, обращаясь к жителям Юга и Востока Украины.

Это замечание, буквально слово в слово повторявшее пояснения Януковича о причинах неподписания им Ассоциации в ноябре 2013-го, естественно, вызвало вопрос: в чем же, собственно, заключались претензии (того же Яценюка) к былым решениям Януковича? Внятного ответа никто не слышал до сих пор…

Но это было только начало… В том самом "обращении к Юго-Востоку" присутствовал и такой пассаж: "Несмотря на катастрофическое ухудшение отношений с Россией, допущенное не по нашей вине, невзирая на вооруженную агрессию России против Украины, я сделаю все возможное, чтобы не просто сохранить мир, но и построить с Россией подлинно партнерские и добрососедские отношения".

В момент произнесения никто не обратил на него особого внимания, сочтя частью дипломатического ритуала, не имеющего к новой реальности никакого отношения. Однако, всего через две недели, 3 апреля, министр энергетики Юрий Продан заявил о намерении просить у РФ кредит в 2 млрд. долларов для оплаты текущих газовых долгов, а спустя еще неделю министр финансов Александр Шлапак "предложил" российскому правительству выкупить очередную серию украинских долгов по еврооблигациям на сумму уже в 3 млрд. долларов.

В свете требований Майдана, громогласно объявившего декабрьские договоренности Януковича о российском кредитовании "кабальными" и требовавшего немедленного их расторжения, заявления новых украинских министров выглядят более, чем странно…

И это только "верхняя часть айсберга" - то, что невозможно было замолчать просто в силу масштаба. Насколько "контрреволюционными" являются остальные действия нового правительства, рядовой сторонник майдана даже не догадывается.

Например, одной из распространенных претензий оппозиции к правительству Азарова было торможение и даже саботирование им решений о сокращении правительственного аппарата. Приводились цифры: количество госслужащих по состоянию на февраль 2013 года вместо заявленного сокращения на 30%, сократилось только на 6,4%. Вместо сокращения ведомств были, наоборот, учреждены новые - Госкомпредпринимательства, финансовая полиция, Министерство налогов и сборов, Министерство промышленной политики, восстановлено Министерство молодежи и спорта…

Полагая эту критику справедливой, следовало бы ожидать от победившей революции решительных мер по сокращению чиновничей армии и упразднения лишних ведомств. Как бы не так – в большинстве государственных учреждений заявлены новые, гораздо более широкие штаты.

Так, в одном лишь пресловутом Министерстве молодежи и спорта число служащих увеличилось в полтора раза. Что, впрочем, не удивительно, если учесть, что возглавил это министерство былой лидер "Автомайдана" Дмитрий Булатов, успевший оскандалиться с растратами даже в условиях революционной неразберихи. О компетентности этого "министра", не служившего и не работавшего по профилю ни одного дня в жизни даже говорить как-то неловко…

Не многим лучше картина и в других ведомствах, где оказались уничтожены даже самые незначительные достижения прежней власти, тогда как существовавшие проблемы не только не были разрешены, но даже усугубились.

Так, одним из немногих позитивных сдвигов в фискальной сфере, признанных даже оппонентами, была передача сбора единого социального взноса на новое Министерство доходов и сборов. Это новшество снизило расходы работодателей (вследствие уменьшения количества документов, как результат совместных форм и систем учета данных, а также общую программу аудита) и оптимизировало расходы плательщиков ЕСВ – за счет более широкого использования Интернета.

Благодаря этим мерам, удалось уменьшить дефицит Пенсионного фонда Украины почти на четверть (в 2013 году он составил 21,8 млрд. грн, что на 5,4 млрд грн (24,8%) меньше фактического показателя в 2012 году).

Новое правительство сразу же (Яценюк пообещал это 27 февраля) приступило к уничтожению именно этого министерства, причем первым шагом стало выведение из его ведения этого самого социального сбора. Перспективы его на сегодня остаются туманными и внимание общественности на это скандальное по своей сути действие, не обращено лишь в силу "незначительности" потерь на общем фоне.

Что же до "приобретений", то они налицо – теперь эти финансовые потоки будут обслуживать два, а то и три ведомства – каждое со своим штатом и сметой. О "коррупционной" составляющей этого решения пока, в отсутствие цифр, можно только догадываться, но едва ли её объемы, благодаря этому решению, уменьшаться.

О борьбе с коррупцией в украинских условиях говорить всерьез вообще не приходится. Наиболее ярким свидетельством тому может служить общественная реакция на недавнее обещание представителей ЕС о скором введении безвизового режима, но "как только в стране будет побеждена коррупция" - абсолютным большинством украинских граждан это сообщение было воспринято, как откровенное глумление.

Говорить об украинской коррупции можно бесконечно, однако, главным разочарованием "революции" была не невозможность обуздания коррупции (в это всерьез никто и не верил), а то, с какой скоростью оказалась восстановлена ее опора – "административная вертикаль". Украинцам не досталось даже "каникул беспорядка", обычно сопровождающих революционную пересменку.

Вся существующая система "государственного вымогательства", столь ярко описанная революционными пропагандистами, не только не была поражена в правах, но даже окрепла. Торжественно заявленное правительством Яценюка "сокращение числа виз и согласований для бизнеса" на практике означало отмену лишь шести из ста двадцати(!). Единственной категорией предпринимателей, которым "революция" принесла существенное облегчение, оказались пресловутые "олигархи".

И это еще одна странность "февральской революции", осуществлявшейся под лозунгами свержения "диктатуры кланов". Упреки Януковичу в том, что он является выразителем интересов крупного капитала и действует исключительно в его интересах, были, конечно, справедливы. Однако, он, все же, не отдавал целые области и регионы в безраздельное управление финансово-промышленным группам и не позволял им обзаводиться собственными армиями.

Правительство же Яценюка подобными решениями даже гордится. Политическая целесообразность решительно подмяла под себя не только демократические принципы, но и "священное" понятие единства страны – значительную часть её территории правительство сейчас практически не контролирует, довольствуясь гарантиями лояльности (достаточно сомнительными) новоявленных феодалов.

И если в борьбе с самодеятельными и малообеспеченными сепаратистами на Донбассе правительство еще в силах прибегнуть к патриотической риторике и задействовать остатки Вооруженных Сил, то, в случае военного конфликта "региональных вельмож", оно сможет разве что с волнением наблюдать за происходящим. Рычагов влияния на олигархов у него уже нет, это очевидно уже из того, что поступления в бюджет с их стороны уже прекратились.

С бюджетом же дело обстоит наиболее печально. По заявлению Яценюка, расходы казны надо уменьшить на 65 млрд грн (доходы на 2014 г. запланированы в размере 395 млрд грн, расходы - 462 млрд грн). Для этого требуется замораживание пенсий и зарплат бюджетникам, (а то и их уменьшение за счет частичной отмены надбавок) и сокращение "инвестиционных программ" (под этим обычно подразумевается строительство и ремонт инфраструктуры), а также отмена дотаций различным "убыточным" отраслям промышленности (авиакосмической, судостроению, автомобилестроению).

В отношении последней меры можно только пожать плечами – это фактически прямой отказ от закупки нового вооружения и боевой техники для армии, на что в нынешних "военных" условиях правительство пойти неспособно. Что касается уменьшения затрат на содержание дорог и коммуникаций – они и при прежнем правительстве практически не финансировались и сколько еще протянут – бог весть.

Таким образом, реальная экономия возможна только на сокращении зарплат и пенсий – это около 15 млрд грн, то есть меньше трети от запланированного и при условии, что доходная часть будет выполнена, в чем еще два месяца тому высказывались серьезные сомнения – самими членами правительства.

Прежнее правительство пыталось разрешать подобные проблемы методом косвенных налоговых изъятий (в большинстве случаев – задержкой с возвратом НДС), за что и подвергалось справедливой критике.

"Революционное" же правительство шагнуло дальше – оно предложило "возвращать" НДС не деньгами, а облигациями - то есть попросту его не возвращать. Как на это отреагирует украинский бизнес – предугадать нетрудно.

Ну и последняя гениальная идея – продажа компании "Нафтогаз". Не углубляясь в подробности этого мероприятия, замечу только, что в настоящий момент компания является убыточной, и цена на нее будет соответствующей. Но дело даже не в цене, дело в принципе.

Достаточно представить реакцию общественности и того же самого Яценюка на подобное предложение из уст Януковича. Всем достаточно памятны скандалы, которыми сопровождались проекты акционирования газотранспортной системы Украины, именуемые не иначе, как "национальным предательством".

Как ни странно, но предложения правительства такой бури общественного негодования не вызывают. Возможно, потому, что на фоне общего стремления в Европу как-то подзабылось, кто в конечном итоге может оказаться "финальным" покупателем этой компании. Да-да, именно "Газпром"… Хотя, что в этом такого – не стесняется же нынешнее правительство просить у РФ кредиты. Это только Януковичу было нельзя…

Впрочем, этому правительству пребывать у власти осталось недолго – после выборов 25 мая новый президент, безусловно, займётся (хоть и не совсем конституционно – это тоже традиция) формированием нового правительства. И оно, может быть, окажется менее восприимчиво к отечественным "традициям"…
Может быть…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня