наверх
29.03.202406:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Женевская встреча: деэскалация в четыре руки

Женевские переговоры по ситуации в Украине (174)

(обновлено: )9001
"...никто, кроме самих украинцев, их проблемы не решит. Могут только либо помочь, либо запутать. И этот тоже признали все участники женевской встречи", - считает Владимир Скачко.

Владимир Скачко, журналист

На четырехсторонней встрече по Украине 17 апреля сего года в Женеве был одобрен итоговый документ - заявление по деэскалации напряженности в Украине. «Мы договорились, что все стороны должны воздерживаться от любого насилия», -- сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров.

В заявлении также содержится призыв к началу немедленного широкого национального диалога, который, по словам Лаврова, «должен быть инклюзивным, транспарентным и подотчетным». «Среди шагов, которые необходимо предпринять: все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены, все административные здания возвращены законным владельцам.  Должна быть осуществлена амнистия всех протестующим, за исключением тех, кто совершил тяжкие преступления - сказал Лавров. И добавил, что меры по разоружению и освобождению зданий касаются всех без исключений регионов Украины и всех без исключения проблемных вопросов.

Эта четырехсторонняя встреча представителей России, Евросоюза, США и Украины в Женеве, посвященная мирному разрешению проблем украинского Юго-Востока, проходила крайне трудно и стала своеобразным зеркалом всех существующих между сторонами противоречий, которые еще остаются и требуют разрешения. Она, как и следовало ожидать, проходила на специально созданном к ее началу информационно-политическом фоне. Свои усилия для его создания приложили как участники встречи, так и все более-менее заметные международные организации. «Отметились» все - от ООН до Европарламента и НАТО.

США, ЕС и, разумеется, Украина, взятая ими под защиту, выступили единым антироссийским фронтом и во всех бедах обвинили Россию, приписав ей разжигание военного противостояния на Юго-Востоке. Несмотря на то, что Украина использовала против части своих сограждан армию, авиацию и тяжелое вооружение, что запрещено даже украинским законодательством и Конституцией страны. И на то, что непосредственно в ночь перед самой встречей в Мариуполе была организована вооруженная провокация и пролилась кровь: в столкновении между протестующими и солдатами были убиты три человека, ранено полтора десятка гражданских, а еще около 70 манифестантов было задержано военными и правоохранителями.

США все равно признали правомочность таких действий со стороны украинской власти. А вслед за ними покорно подтянулись и европейцы. Европарламент принял спецрезолюцию, в которой осудил «давление России на страны «Восточного партнерства». И особенно на Украину, относительно которой было сказано, что ЕП «выражает свою полную поддержку и солидарность с правительством Украины, которое стремится восстановить власть в оккупированных городах, приветствует сдержанность и неспешность, с которыми украинское правительство справляется на нынешней стадии кризиса, и напоминает, что украинская власть имеет полное право использовать все нужные средства, включая право на самооборону, что предусмотрено статьей 51 Устава Объединенных Наций». По этом у поводу ЕП даже намекнул, что у Украины и других «восточных партнеров» ЕС есть европейская перспектива и они «в соответствии со статьей 49 Договора о ЕС… могут подавать заявления о приеме в члены Союза при условии, что они придерживаются принципов демократии, уважения основных свобод и прав человека, прав меньшинств и обеспечивают верховенство права».

ООН заслушала доклад наблюдателей ООН по ситуации с правами человека на Украине, написанный ооновским спецами, которые во главе с помощником генсека ООН по правам человека Иваном Шимановичем изучали ситуацию в стране. И хотя в нем западные эксперты впервые признали, что «пропаганда национальной, расовой или религиозной ненависти..,, а также националистическая риторика, проявлявшаяся во время протестов на Майдане, может оказать негативное влияние на ситуацию на Украине», виноватой в разжигании вооруженного противостояния все равно была признана Россия.

Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен от имени Альянса тоже заявил, что во всем виноваты сосредоточенные возле украинской границы российские войска, что, по мнению чиновника, абсолютно недопустимо, ибо пугает киевские власти, а все проблемы нужно решать без военного вмешательства извне.

Была даже запущена информационная провокация, касающаяся самой больной проблемы как для России, так и для Европы – транспортировки российского газа европейским потребителям. Ряд СМИ сообщили, что Болгария в знак протеста против давления Москвы на Киев и в поддержку общего мнения европейцев на этот счет демонтировала две трубы, торжественно сваренные несколько месяцев назад и символизирующие начало строительства газопровода «Южный поток». Сообщение оказалось «уткой», но смысл ее понятен – Европа типа пугает Россию.К тому же Европарламент действительно 17 апреля приял резолюцию, в которой ЕС рекомендовано не строить этот газопровод, ибо ЕП «считает, что газопровод «Южный поток» не должен быть построен, и что должны быть доступны другие источники поставок».

Глава же внешнеполитического ведомства Германии, которая невольно оказалась чуть ли не глубже других европейцев втянутой в украинские дела, Франк-Вальтер Штайнмайер тоже призвал Россию «продемонстрировать ясные признаки деэскалации». И это лингвистическое «ноу-хау» - «деэскалация» - наряду со словами «федерализация» и «конституционная реформа» стало едва ли не символам указанной встречи.  О том, что в Украине нужна конституционная реформа, предусматривающая права национальных меньшинств, расширяющая права регионов на основе децентрализации власти, что должно привести к деэскалации противостояния, накануне Женевы и на переговорах говорили все. Но вот только если и не вкладывали в эти слова разные смыслы, то подразумевали прямо противоположные нюансы.

Существенно, в плане содержательных смыслов, «подогрел» женевскую встречу, и президент России Владимир Путин, который в тот же день вовремя почти четырехчасового диалога с россиянами, касался украинских проблем в ответах на каждый третий-четвертый вопрос. Смысл предложений Путина на эту тему свелся к очень простой формуле: нужен настоящий, а не показной диалог внутри самой Украины, извне же необходима только поддержка тех или иных позиций, которые ведут к миру и мирному урегулированию проблем. То есть Россия – тоже за конституционную реформу, ведущую к деэскалации. Но равноправной, при разоружении двух конфликтующих сторон – националистов и протестующих на Юго-Востоке. И при запрете на использование армии против мирных граждан.

И, естественно, больше всех накануне встречи «духарилась» официальная делегация Украины во главе с и. о. министра иностранных дел Украины Андреем Дещицей. Он вообще настаивал на осуждении России как «агрессора» и «организатора провокаций на Юго-Востоке», немедленном отводе российских войск от границ Украины, немедленном возврате ей Крыма, прекращении поддержки «вооруженных групп диверсантов», отзыве разрешения Совета Федерации РФ президенту Владимиру Путину использовать войска для защиты соотечественников в Украине и т. д. А Верховная Рада вообще предлагала запретить на встрече в Женеве рассматривать внутренние вопросы украинской жизни, в частности, вообще касаться конституционной реформы, конституционного строя  и административного устройства Украины.

На встречу в Женеве прибыли глава МИД России Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и высокий представитель ЕС по внешней политике и вопросам безопасности Кэтрин Эштон. И как вы понимаете, рекомендации пана Дещицы интересовали их поскольку-постольку, а вот мнение Путина они учитывали. Потому что, по большому счету, решались не только внутриукраинские проблемы. Они стали лишь поводом выяснить отношения по-крупному в геополитическом треугольнике – США – Европа (ЕС) – Россия. Для США встреча в Женеве – это тоже еще один арьергардный бой за мировое господство. Для России – за ограничение этого господства. Причем вольно или невольно и Европа, и, конечно же, несчастная Украина становились не просто участниками, но и заложниками российско-американского выяснения отношений по главному геополитическому вопросу, каким отныне миру быть – по-прежнему монополярным с одним гегемоном в Вашингтоне или же имеющим разные центры силы и учитывающем интересы Москвы в мире вообще и на континенте в частности.

Точно так же попыталась трактовать женевскую встречу и цель ее переговоров, и главный нынешний «ястреб» украинской политики Юлия Тимошенко. По ее мнению, речь идет не только об Украине. «На кону - судьба всей мировой архитектуры безопасности и мира, которая существовала после окончания Второй мировой войны», - заявила она.

Встреча, прошедшая в два раунда, не дала однозначного ответа на этот вопрос. Она проходила очень трудно и заняла гораздо больше времени, чем изначально планировалось. Стало также известно, что в связи с кровопролитием в Мариуполе российская делегация сомневалась в целесообразности своего участия в мероприятии, и решение ехать в Швейцарию было принято в последний момент. Россияне дипломатично не вспомнили, что прежде они согласны были работать без всяких предварительных условий. И в работе основываться на логике развития последних месяцев и озабоченностью реальным положением вещей в Украине, отсутствием какого-либо уважительного отношения нынешних киевских властей к мнениям Юго-Востока, населенного русскими и русскоязычными гражданами Украины.

На американцев это никакого впечатления не произвело. Керри и Лавров перед началом встречи долго переговаривались наедине. Однако какой-либо пользы это не принесло, и тупик изначально маячил перед участниками встречи. Как сообщил источник в западной делегации корреспонденту ИТАР-ТАСС, главы дипведомств РФ, США и ЕС даже начинали выработку документа, названного «базовым заявлением», по выходу из украинского кризиса вообще без участия украинской стороны. Видимо, было, как бы это сказать помягче, не до нее и не до ее нереально-истерических претензий. За несколько часов работы участники прерывались на выяснение отношений и корректировку взглядов тет-а-тет.

И источник в российской делегации накануне встречи так же комментировал ее перспективы: «…Изначально было понятно, что переговоры не принесут значительных результатов, потому что американцы попросту не слышат российскую сторону. …Вашингтон ведет разговор весьма абстрактно, а на просьбы привести конкретные примеры попросту отмалчивается. Американцы готовы лишь на то, чтобы диктовать свои условия». Западные делегации и слышать не захотели о том, чтобы пригласить на встречу представителя восставшего Юго-Востока, на роль которого «пробовался» и был предложен кандидат в президенты Украины от некогда правящей Партии регионов Михаил Добкин. Но и Россия была непреклонна в принципиальных для нее вопросах. Когда ранее западные страны попытались трактовать женевскую встречу как признание и легитимацию Москвой новых властей в Киеве, Лавров кратко заявил: «Этого не будет». Из этих позиций он исходил и в Женеве.

После нескольких часов работы западный источник тоже пессимистично резюмировал: «По большей части текста участники женевской встречи по Украине уже прошлись. Позиция российской стороны известна - ослабление конфликта в наших общих интересах с Москвой, но у нас есть ряд вопросов по некоторым другим пунктам, а также ряд своих предложений. …Не знаем, получится ли сегодня прийти к консенсусу, но мы продолжаем работать».

Другой источник, близкий к переговорам, лишь высказал надежду, что шанс на успех есть и что встреча закончится принятием некоего итогового «субстантивного текста». «Работа продолжается. Исходим из того, что она будет завершена сегодня», - сказал он. И предложил дождаться пресс-конференции глав делегаций или их представителей. Она действительно внесла ясность. Но в итоги работы встречи, а не, увы, ситуации в Украине. К урегулировании ее проблем сделан только первый шаг. Потому-то Лавров и сказал после встречи: «Решения должны быть обоюдоприемлемыми для всех украинцев, это залог обеспечения стабильности украинского государства при обеспечении языковых особенностей различных регионов страны».

Другими словами, никто, кроме самих украинцев, их проблемы не решит. Могут только либо помочь, либо запутать. И этот тоже признали все участники женевской встречи.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня