наверх
19.05.202414:49
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Взаимодействие России и Украины: есть ли пути к компромиссу?

(обновлено: )145
Дальнейшее развитие двусторонних экономических связей будет определяться политической волей руководства двух стран и нюансами практической реализации положений соглашения Украины об ассоциации с ЕС.

Артем Пылин, научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН – для РИА Новости - Украина

Накануне "Газпром" заявил о наличии у Киева долга в размере 882 миллионов долларов за поставленный в августе российский газ и пригрозил перевести поставки на условия предоплаты. Несколько ранее российское госпредприятие "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте" приостановило действие сертификатов на поставку в Россию некоторых видов вагонов трех украинских заводов: Азовобщемаша, Днепровагонмаша и Крюковского вагонзавода.

Новости по теме. Проблемы с оплатой российского газа>>

Снизить градус напряженности в двусторонних отношениях, возникшей на фоне готовящегося подписания Украиной соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, было призвано прошедшее в середине октября заседание российско-украинской межгосударственной комиссии под председательством премьер-министров двух стран. Но возможно ли это в принципе?

Новости по теме. Соглашение об ассоциации Украины и ЕС>>

Важные партнеры

Россия и Украина являются важными друг для друга внешнеторговыми партнерами. Украина устойчиво входит в пятерку ведущих торговых партнеров России: в 2011 г. она занимала четвертое место в общем товарообороте РФ, в 2012 г. – пятое. Для Украины Россия – главный внешнеторговый партнер. На долю РФ приходится более четверти украинского экспорта и около трети импорта, что превышает, хотя и незначительно, соответствующие значения для ЕС в целом.

Чрезвычайно важно, что для украинской экономики Россия остается крупнейшим рынком сбыта не только традиционной, но и высокотехнологичной продукции. Так, на Россию сейчас приходится 60% всего украинского экспорта машинотехнической продукции (железнодорожные вагоны и локомотивы, машины и оборудование). В свою очередь, Украина обеспечивает около 11% российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств (прежде всего, автомобилей). Машиностроительный экспорт из Украины в Россию в 2012 г. составил 6,9 млрд долл., что свидетельствует об относительно высокой конкурентоспособности украинского машиностроения на российском рынке.

Однако во внешней торговле и экономике в целом страны придерживаются разных стратегий развития. Последние десять лет Россия на основе доходов от экспорта топлива, сырья и материалов пытается осуществить технологическую модернизацию экономики, преследуя задачи импортозамещения. Украина же фактически проводит политику диверсификации экспорта за счет сельского хозяйства и имеющегося потенциала в машиностроении, стремясь при этом снизить энергоемкость экономики. Различия в структурной политике, так или иначе, сокращают базу наращивания взаимных торгово-экономических связей.

Общие проблемы

В 2012 г. взаимная торговля России и Украины резко сократилась – на 10,7%. При этом спад экспорта был обусловлен преимущественно сокращением украинского спроса на российские углеводороды, а импорта – за счет снижения ввоза украинских нефтепродуктов, железнодорожных локомотивов и изделий из черных металлов.

По данным ФТС России, в январе-августе 2013 г. спад усилился: товарооборот упал на 16,8%, в том числе экспорт на 19,5%, импорт на 12,8%. Это произошло в результате обострения торговых противоречий двух стран: прекращения беспошлинного ввоза украинских труб, запрет импорта конфет Roshen и временного ужесточение таможенных проверок импорта с Украины. Причем все это – на фоне дальнейшего снижения Украиной импорта российского природного газа.

Абсолютное сокращение взаимной торговли объясняется со стороны Украины обострением бюджетной и долговой ситуации, технологическим отставанием экспортного сектора экономики. Со стороны России – развертыванием антиимпортных производств в металлургии и машиностроении (прежде всего транспортном и оборонном), а также введением обеими странами защитных мер по отношению к некоторым видам продукции друг друга (автомобили). К этому добавляется сокращение внутреннего спроса на главные экспортные товары друг друга в связи с ухудшением экономической ситуации в целом и членством России в ВТО, которое ведет к вытеснению части товаров взаимной торговли товарами из третьих стран.

Проблемы Украины

Одной из главных проблем украинской экономики остается хронический дефицит торгового баланса, который сохраняется с 2005 г., после перехода к рыночным ценам на российский природный газ и широкого применения протекционизма во взаимных торговых связях. В 2012 г. дефицит во внешней торговле достиг почти 16 млрд долл., или 9% ВВП, в том числе в торговле с Россией – чуть менее 10 млрд долл. По оценкам МВФ (октябрь 2013), в ближайшие пять лет дефицит счета текущих операций в Украине будет составлять 14-18 млрд долл. (около 7% ВВП). Это ставит страну в сильную зависимость от внешних и внутренних заимствований, обусловливает высокую налоговую нагрузку на экономику, ограничивает социальные программы.

Для обеспечения устойчивых темпов экономического роста Украине необходим положительный внешнеторговый баланс, что могло бы быть достигнуто в случае вступления страны в Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России. Это могло произойти за счет поставок природного газа по внутренним российским ценам, нефти без экспортных пошлин и продовольственных товаров в Россию без специального санитарного контроля, а также снятия технических барьеров в торговле.

Но, как известно, после подписания соглашения об ассоциации, вступление Украины в Таможенный союз будет невозможно. При этом руководство Украины никогда и не стремилось к полноценному участию в таможенной "тройке". С ТС Украина всегда была готова взаимодействовать лишь в формате "3+1". По словам премьер-министра Николая Азарова, Украина готова присоединиться "почти к 70 соглашениям, действующим в Таможенном союзе". А всего в ТС действуют 145 соглашений. Такое "частичное участие" Украины не соответствует интересам ни России, ни Белоруссии, ни Казахстана.

И вновь о ЗСТ с ЕС

В то же время заключение ЗСТ с ЕС реально может привести к росту дефицита внешнеторгового баланса Украины. По экспертным оценкам, после создания зоны свободной торговли с Евросоюзом импорт из стран ЕС в Украину увеличится на 2-3 млрд долл. в год, а экспорт в страны Таможенного союза снизится на 4 млрд долл.

Главной угрозой для украинских товаров может стать ужесточение таможенного администрирования на российско-украинской границе с целью выявления реэкспортируемых товаров. Кроме того, обнуление значительной части импортных таможенных тарифов Украиной после вступления в силу соответствующего соглашения с ЕС также приведет к вытеснению украинских товаров на другие рынки.

Украинские товары, произведенные из комплектующих стран ЕС, скорее всего, уже не будут пользоваться льготным режимом, действующим в настоящее время в рамках ЗСТ СНГ. К таким товарам относятся многие кондитерские изделия, колбасы, лекарственные препараты, швейные изделия, обувь, мыло и моющие средства, бытовая электроника и пр. Иными словами, на произведенные из европейских комплектующих товары будут применяться ставки таможенных пошлин, как и в случае с другими странами–членами ВТО. Возможное введение соответствующих защитных механизмов со стороны России допускается Протоколом № 6 Договора о зоне свободной торговли СНГ.

Перспектива сотрудничества с Россией

В условиях действия ЗСТ между Украиной и ЕС может снизиться и сотрудничество России и Украины в высокотехнологичных отраслях. По оценкам экспертов, более тысячи кооперационных связей продолжают работать между российскими, белорусскими и украинскими предприятиями. Сохраняется значительный потенциал кооперации в ракетостроении, авиастроении, атомной промышленности, судостроении и электротехнике. Возможное повышение трансграничных барьеров в случае ассоциации Украины с ЕС может привести к ослаблению такого кооперационного взаимодействия. Это станет результатом перехода Украины на европейские технические и фитосанитарные стандарты, включения в европейские программы развития отдельных секторов экономики. В итоге Россия будет защищаться от импорта беспошлинной европейской продукции через Украину, а ЕС посредством своих технических стандартов и условий ассоциации с Украиной будет подавлять кооперационные связи между Россией и Украиной.

Но в любом случае, Москва и Киев должны стремиться к поиску взаимовыгодных форм и секторов сотрудничества, совместно использовать свои конкурентные преимущества на мировых рынках. Следует учитывать и возможные в будущем изменения, в том числе по линии расширения торгово-экономических отношений между Таможенным союзом и Евросоюзом.

В этой связи весьма обнадеживающими выглядят анонсированные в середине октября в Калуге проекты в тех сферах, где обе страны имеют конкурентные преимущества: авиастроение, атомное машиностроение и экспорт зерна. В частности, было объявлено о завершении работы по созданию СП по производству транспортного самолета Ан-124 "Руслан", начале строительства завода по производству ядерного топлива в Кировоградской области и достижении договоренности по созданию Причерноморского зернового пула. Была также утверждена "дорожная карта" по урегулированию некоторых вопросов в инвестиционном, финансовом и отраслевом сотрудничестве.

Однако дальнейшее развитие двусторонних экономических связей будет определяться политической волей руководства двух стран и нюансами практической реализации положений соглашения Украины об ассоциации с ЕС.

Самое читаемое
    Темы дня