наверх
25.04.202420:06
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Многовекторная Украина

(обновлено: )74
И ЕС, и ТС призывают Украину определиться со своими интеграционными приоритетами. Украина на обозримое будущее выбор сделала. Это - ассоциация с ЕС при одновременном участии в Зоне свободной торговли в рамках СНГ.
Леонид Вардомский

Леонид Вардомский, руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН, для РИА Новости - Украина

Проблема интеграционного выбора обсуждается на Украине чуть ли не с момента обретения ею независимости.

Многовекторность или, точнее, двухвекторность - стабильный элемент внешней политики страны, независимо от того, какие политические силы находятся у власти.

С одной стороны, Киев стремится сбалансировать экономическую зависимость от России путем расширения политических отношений с альтернативным центром, прежде всего Европейским союзом, а с другой - использовать конкуренцию России и ЕС за влияние на Украину с целью сохранения позиций действующих бизнес-кланов и их политических представителей, богатеющих на экспортоориентированном бизнесе.

Подальше от Москвы

Более 20 лет Киев подкрепляет свою идентичность, дистанцируясь от интеграционных проектов, выдвигаемых Москвой. Как известно, Украина не ратифицировала Устав СНГ, оставаясь вплоть до создания Зоны свободной торговли СНГ в 2012 г. в амбивалентном состоянии как бы "членства-нечленства" в Содружестве. Стратегической целью Украины стала минимизация рисков возврата в "Евразию". В этом отношении едины все ведущие политические партии страны, но не едино украинское общество.

Во взаимных отношениях Россия и Украина имеют разные приоритеты. Для России в этих отношениях более важна геополитическая сторона, а для Украины - экономическая - доступ к российскому рынку и обеспечение поставок необходимых объемов топлива и сырья.

В отличие от России формирование идентичности в Украине происходит в условиях серьезного межрегионального социокультурного разобщения. За 20 лет не удалось объединить украинский народ на основе единых ценностей. Сохраняется большая социально-культурная неоднородность и по-разному понимаемая на западе и востоке идентичность Украины. Электоральное размежевание, разделившее страну на "оранжевый" запад и центр и "бело-голубой" восток и юг, формирует основную повестку дня политической борьбы. По мнению ряда исследователей, России в перспективе также может угрожать нарастание социо-политического разделения общества на сторонников западной модели общественно-политического развития и приверженцев "особого пути", что будет препятствовать консолидации российской нации.

Но, по существу, речь идет о формировании в обеих странах схожего типа политического порядка, обеспечивающего доминирование определенных групп элит.

Поближе к Брюсселю?

В силу избранной идентичности внешняя политика Украины формируется под сильным влиянием политики ЕС. Примечательно, что Киев боится потерять суверенитет от более тесного взаимодействия с Москвой, но его нисколько не беспокоит передача своего суверенитета Брюсселю. Украинская элита исходит из того, что ей ближе европейские ценности, но экономически она теснее привязана к России и другим странами СНГ. При такой раздвоенности украинской политики вполне очевиден неустойчивый характер российско-украинских отношений и высокая степень их реактивности на влияние европейской политики.

Балансирование между Европой и Россией - отражение противоречивых ориентаций украинского общества. Необходимо отметить, что такого рода внешнюю политику, так или иначе, проводят все новые независимые государства на постсоветском пространстве.

Сегодня восприятие украинским обществом высокой эффективности ЕС из-за кризиса 2007-2009 гг. несколько ослабло. Социально-экономический провал стран Балтии в 2009 г., громадная безработица в Испании, хроническая депрессия в Венгрии, долговой кризис в странах юга зоны евро свидетельствуют о том, что лучшие времена ЕС, скорее всего, позади. Экономику ЕС теснят Китай и другие страны АТР.

И ЕС, и ТС

Кризис и последующая долговая рецессия в ЕС показали важность для Украины рынка России и СНГ в целом. Киев просто не может отказываться от взаимовыгодных экономических связей со своими восточными партнерами. В ноябре 2011 г. Украина подписала соглашение о создание ЗСТ в рамках СНГ, а летом 2012 г. его ратифицировала. С Таможенным союзом Украина готова взаимодействовать на основе 3+1, но это не соответствует интересам России и других его членов (Белоруссия и Казахстан). Россия готова пересмотреть газовые соглашения с Украиной, что является главной целью президента Виктора Януковича, только в случае присоединения последней к Таможенному союзу.

31 мая 2013 г. в Минске в рамках заседания Совета глав правительств СНГ премьер-министр Николай Азаров и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко подписали меморандум "Об углублении взаимодействия между Украиной и ЕЭК". По мнению украинской стороны,  участие ее представителей в заседаниях ЕЭК позволит лучше понять возможности ТС для экономического развития Украины.

Но движение в сторону евразийской интеграции стало бы слишком радикальным шагом для украинской политической системы. В национальном законодательстве четко определена европейская перспектива Украины.

Министр иностранных дел Леонид Кожара, выступая в Дипломатической академии МИД России в Москве в апреле 2013 г., заявил, что Украина будет создавать зону свободной торговли и с Евросоюзом и Таможенным союзом. Идя ему навстречу, Еврокомиссия 15 мая 2013 г. одобрила предложение Совету ЕС о подписании Соглашения о ЗСТ и ассоциации с Украиной, которое должно состояться, если не случится ничего неожиданного, в ноябре этого года на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе. Таким образом должен сохраниться баланс двухвекторной интеграционной политики Киева.  

Эта политика "сидения на двух стульях" полностью соответствует интересам олигархических структур страны. Цель этих групп - внешне суверенная Украина, политически максимально автономная от России, но выгодно использующая российский рынок и энергоресурсы.

Общественность, эксперты и СМИ

Научные круги страны по-разному осмысливают складывающуюся ситуацию. В фундаментальном исследовании В.Р.Сиденко "Глобализация - европейская интеграция - экономическое развитие: украинская модель" автор сдержанно подходит к европейской перспективе Украины, видя большие издержки и риски для национальной экономики. Одновременно он не поддерживает политику балансирования интеграционных векторов. В его представлении "наиболее оптимальный формат позиционирования Украины в европейской и мировой экономике - выполнение роли "моста", связующего звена при формировании широкого европейского и евроазиатского пространств, что позволит соединить в себе преимущества западного и восточного векторов интеграции и минимизировать конфликты, вытекающие из дилеммы разновекторности".

Общественные настроения также неоднозначны и довольно динамичны. Влияние настроений избирателей восточных и южных районов Украины, для которых желательно более тесное сотрудничество с Россией, уравновешивается отрицательным отношением к этому вопросу жителей западных и центральных районов страны.

Результаты исследования общественного мнения населения Украины, проведенного в 2012 г., показывают, что в наибольшей степени сближению наших государств может способствовать совпадение экономических интересов (так считают 38% опрошенных), совпадение политических интересов (26%) и воля политического руководства двух стран (21%). Также респонденты указывают на наличие родственных связей (17%), близость культуры (16%) и языка (15%), а также на общее историческое прошлое (16%). У каждого второго жителя Украины есть родственники в России: у 28% близкие, у 21% - дальние, с которыми поддерживаются постоянные контакты. У трети опрошенных есть друзья (15%) или просто знакомые (15%) в России.

Численность этнических украинцев, постоянно проживающих в РФ, включая российских граждан украинского происхождения, может достигать, по некоторым оценкам, 7 млн человек. Кроме того, Россия является мощным полем притяжения для украинских трудовых мигрантов. Их численность составляет около 3,7 млн., а на пике сезонных колебаний может достигать 4-5,5 млн. человек.

Наиболее перспективными сферами сотрудничества Украины и России, по мнению украинцев, являются торгово-экономическая сфера (62%), энергетическая сфера (40%), сфера бизнеса (22%).

При этом существенное воздействие на общественное мнение населения России и Украины по поводу углубления интеграции оказывают российские и украинские средства массовой информации. Ситуация такова, что в Киеве неприлично выступать за евразийскую интеграцию. В украинских СМИ, игнорируют эту тему и дискредитируют сторонников вступления в Таможенный и Евразийский союзы. Идея евразийской интеграции на Украине многими рассматривается не как равноценная альтернатива евроинтеграции, а как "заговор Кремля". Как следствие, большинство россиян и украинцев мыслят друг о друге исключительно стереотипами, причем часто - негативными. Россияне обвиняют украинцев в национализме и стремлении поживиться за счет российских энергоресурсов, украинцы упрекают россиян в имперских амбициях.

Россия и ЕС на украинском поле

Стремление России укрепить свои позиции в постсоветском регионе через активизацию интеграционной политики в ЕС воспринимают как угрозу долгосрочным планам создания "кольца друзей" и освоения "восточноевропейского ресурса".

В силу специфики геополитического положения Украина испытывает поляризующее и дестабилизирующее воздействие со стороны Европейского союза и России. Политика ЕС в отношении Украины заключается во включении ее в орбиту своего влияния для того, чтобы уменьшить влияние России и тем самым воспрепятствовать воссозданию новой евразийской империи. При этом в ЕС существует понимание значительных трудностей инкорпорирования Украины в европейскую политическую и экономическую систему. Киев является проблем­ным звеном европейского интеграционного процесса.

Одновременно многие представители украинской элиты уверены, что без Украины не построишь Евразийский союз. Но этот тезис требует серьезного обоснования. Украина сегодня обременена большой внешней задолженностью, научно-технический потенциал страны за годы трансформации многократно сократился, многие ведущие производства нуждаются в неотложной модернизации. В то же время за последние годы в России введены в эксплуатацию производственные мощности, замещающие украинский импорт.

И ЕС, и ТС призывают Украину определиться со своими интеграционными приоритетами. Украина, в нашем представлении, на обозримое будущее выбор сделала. Это - ассоциация с ЕС при одновременном участии в Зоне свободной торговли в рамках СНГ. Но пока неизвестно, как эта конструкция будет работать. Вполне возможно, что это равновесное состояние при современных раскладах в Европе и тех политических системах, которые сложились в России и на Украине, может устроить все заинтересованные стороны.

Самое читаемое
    Темы дня