наверх
04.05.202417:39
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Фактор прессы: СМИ не пускают Трампа в Белый дом

(обновлено: )51701
Напряженная предвыборная кампания в США приближается к концу, обостряясь с каждым днем, американские СМИ традиционно подробно освещают каждый шаг и заявления кандидатов.

Чужой среди своих

При этом они не только информируют избирателей, но и вольно или невольно формируют их мнение относительно того или иного кандидата. В связи с этим "фактор СМИ" может оказаться едва ли не решающим для итогов президентских выборов в США, которые пройдут 8 ноября.

Главной особенностью нынешней кампании стало участие в ней формально республиканского, а фактически независимого кандидата – Дональда Трампа. Эксцентричный и яркий миллиардер изначально воспринимался элитой Республиканской партии как "человек со стороны", популярность которого для истеблишмента стала сюрпризом. Часть сразу попыталась дистанцироваться от него – семья Бушей, Митт Ромни, Джон Маккейн. Аналогичным образом поступили и некоторые СМИ, традиционно лояльные республиканцам. Политика масс-медиа в отношении Трампа стала еще одной особенностью кампании.

Одной из первых против миллиардера выступила влиятельная Huffington Post. Еще в прошлом году, после предложений Трампа об ужесточении правил въезда в страну для мусульман, издание обвинило политика в "серийной лжи", ксенофобии, расизме и женоненавистничестве. После этого редакция заявила, что будет не просто освещать кампанию Трампа, но и "катастрофический эффект", который она имеет.

Три к одному

То, что Трампу пришлось столкнуться с беспрецедентным давлением в американских СМИ, доказывает исследование одного из ведущих специалистов в области масс-медиа профессора Гарвардской школы управления Томаса Паттерсона. Он изучил публикации в СМИ в период проведения летом съездов Демократической и Республиканской партий.

Выяснилось, что, хотя Трамп и опережал Клинтон по частоте упоминаний (27% против 20%), в трех из четырех случаях тональность высказываний была негативной. В лидерах критики оказались Wall Street Journal, NBC и CNN – хорошее о республиканце они сообщали не чаще 16% случаев.

Одной из особенностей работы американских СМИ является привлечение большого количества экспертов, которые формально не отражают точку зрения редакции, но фактически ею отбираются и выступают с ее площадки и перед ее аудиторией.

Коллега Паттерсона преподаватель Гарвардской школы управления Джеффри Сеглин считает, что ожидать объективной оценки того или иного кандидата от этих экспертов не приходится.

"Я не верю, что все СМИ объективны, но верю, что среди них есть  много объективных. Я не верю, что эксперты на CNN, FowNews, MSNBC или где-то еще объективны – они даже не стараются", – заявил Сеглин РИА Новости.

По его словам, зрителям и читателям, чтобы оценить, насколько объективно то или иное СМИ в отношении того или иного кандидата, необходимо проверять информацию по целому ряду других источников. Но к этому готовы далеко не все.

"Скорее читатель или зритель выбирает материал, которому он или она верит, а не фактически точный и достоверный", – констатирует эксперт.

Либералы за Клинтон

Анализ сообщений о Трампе и Клинтон в СМИ, проведенный летом изданием Washington Post, показывает, что хотя республиканец превосходит почти в два раза свою соперницу по частоте упоминания, однако на тональность высказываний журналистов это не влияет (всего были проанализированы почти 15 тысяч упоминаний Трампа и около 8 тысяч про Клинтон).

Так, по данным газеты, негативные комментарии были прямо связаны со скандалами, окружавшими политиков. У Трампа пик критических комментариев пришелся на ноябрь 2015 года, когда в прессе активно обсуждались его высказывания про мусульман. Клинтон столкнулась с негативом в разгар скандала с ее электронными письмами в июле 2016 года.

"Мы обнаружили, что все СМИ, которые  мы считаем либеральными, относятся  к Клинтон более благосклонно. Более консервативные издания больше защищают Трампа", – считают авторы исследования.

По их данным, среди сторонников Трампа в СМИ – FoxNews, а издания Weekly Standard, Wall Street Journal и Chicago Tribune не имеют предпочтений в пользу того или иного кандидата.

Washington Post отмечает, что с апреля тональность высказываний  в адрес Трампа в большинстве  СМИ идет по нисходящей, но  полагает, что к середине сентября "ни один из кандидатов не  пользовался ощутимым преимуществом". Стоит заметить, что это издание традиционно считается продемократическим и неоднократно подвергалось критике со стороны республиканцев. Последней яркой публикацией этой газеты стала публикация записей 11-летней давности, на которой Трамп, который еще не собрался баллотироваться в президенты, в вульгарных выражениях описывает, как он приставал к женщинам.

Заговор против Трампа?

Одним из важных этапов президентской кампании являются дебаты кандидатов, которые, разумеется, широко освещались в СМИ. Показательно в связи с этим исследование издания Fluento относительно того, как аудитория воспринимает публикации в медиа.

Выяснилось, что 42% опрошенных считают, что СМИ при освещении дебатов "подыгрывали" Клинтон, обратного мнения придерживались 10% респондентов.

Стоит также отметить, что и сами дебаты вели представители телеканалов CNN и NBC, ранее не замеченные в особых симпатиях к Трампу. Кроме того, именно эти каналы после дебатов одними из первых выдавали в эфир собственные опросы, согласно которым победу в очной дискуссии одерживала Клинтон. В ответ политик обрушился на телеканал CNN, назвав "жалким и нечестным" его опрос по итогам дебатов. Телеканал присудил убедительную победу Клинтон.

В связи с этим довольно смелую для США мысль о своих коллегах высказал одних из самых авторитетных журналистов телеканала FoxNews Билл О'Райли. По его словам, в США "есть по меньшей мере три медиаорганизации, которые приказали своим работникам уничтожить Трампа".

"Если вы будете поддерживать Трампа  — ваша карьера кончена", – добавил О'Райли.

Однако называть эти СМИ журналист не стал.

"Это действительно Америка? Ужасно!" – написал на это Трамп в своем микроблоге в Twitter.

Показательным в освещении дебатов оказалась так называемая "проверка фактов", проведенная крупнейшим американским информационным агентством Ассошиэйтед Пресс. Анализируя высказывания Трампа и Клинтон, агентство пришло к выводу, что республиканец ошибся 10 раз, а его соперница – лишь четыре. Одной из таких "ошибок" СМИ назвало утверждение Трампа, что президент Сирии Башар Асад борется с группировкой "Исламское государство". Опровергая это суждение, агентство указало, что Асад борется лишь с оппозицией – эта позиция расходится даже с официальной точкой зрения Вашингтона, согласно которой правительственные войска в Сирии противостоят и террористам.

После того, как МИА "Россия сегодня" попросило Ассошиэйтед Пресс объяснить свою позицию, агентство выпустило обновленный материал, в котором признало, что Асад в отдельных частях Сирии борется с ИГ.

Случайно или нет, но после дебатов и на фоне всплывших высказываний миллиардера Клинтон смогла упрочить свое лидерство в борьбе с Трампом. В настоящее время он проигрывает своей сопернице более 10%. Однако с учетом сложной избирательной системы США республиканцу нужно сделать гораздо больше, чем просто ликвидировать это отставание.

По оценкам экспертных центров, вероятность избрания Трампа сейчас оценивается не более чем в 20%. Такую реальность, как и поведение многих СМИ в стране, политик, который пользуется многомиллионной поддержкой избирателей, не раз называл "сфальсифицированной".

Самое читаемое
    Темы дня