наверх
25.04.202409:33
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Одесская история на миллиарды гривен: что происходит с ОПЗ

Новая волна приватизации в Украине (168)

(обновлено: )253121
Предприятие одолевают неслучайные коррупционные скандалы на фоне продолжающейся кампании по его приватизации, которая пока откровенно проваливается.

Подготовил Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Одесский припортовый завод снова в эпицентре внимания – причём сразу по нескольким не самым приятным поводам, пишет главный редактор "Таймер" (Одесса) Юрий Ткачев.

Во–первых, замдиректора (первого заместителя главы правления) ОПЗ Николая Щурикова и председателя набсовета предприятия Сергея Перелому обвинили в растрате денежных средств и арестовали. Николай Щуриков, впрочем, в настоящее время находится на свободе, а вот Переломе повезло меньше: его заключили под стражу до 9 сентября, назначив в качестве залога феерические 80 миллионов гривен.

Во–вторых, 18 июля ОАО "Укртрансгаз" сообщило, что отключает ОПЗ от газоснабжения – по официальной версии, из–за неуплаты аванса за газ за июль.

Наконец, в–третьих, в тот же день Фонд госимущества сообщил, что приватизация ОПЗ провалилась: все потенциальные покупатели отозвали заявки на участие в конкурсе.

Разумеется, всё это можно считать простым совпадением, однако злые языки говорят, что в делах, где крутятся подобные деньги, совпадений не бывает.

Попробуем же разобраться в том, что представляет собой сегодня Одесский припортовый завод и какие страсти кипят за его воротами.

Немного теории

Одесский припортовый завод "един в двух лицах": во–первых, здесь производят аммиак и карбамид (последний также известен как мочевина и применяется как удобрение), во–вторых, на заводе осуществляют перевалку обоих этих веществ и погрузку их на суда для дальнейшего экспорта. Важно отметить, что ОПЗ также является конечной точкой аммиакопровода Тольятти – Горловка – Одесса, посредством которого обеспечивается экспорт российского аммиака за рубеж – это один из источников дохода завода, хотя в общей структуре доходов выручка от перевалки аммиака составляет лишь порядка 5%.

И для производства аммиака, и для производства карбамида необходим природный газ. Это – основное сырьё Припортового, от поставок которого тот зависит критичным образом.

В 2015 году объём дохода ОПЗ составил 11,2 миллиарда гривен, притом, что себестоимость реализованной продукции составила 9,7 миллиарда. После налогообложения и иных отчислений, чистая прибыль предприятия составила 218 миллионов гривен. В 2014-м и 2013-м годах завод был убыточным. Убытки составили, соответственно, 633 миллиона гривен и 1,1 миллиард гривен – суммы более чем внушительные. В 2012 году завод был прибыльным и принёс государству 122 миллиона гривен. Как видно, завод постоянно балансирует на грани прибыльности и убыточности, и общий итог, похоже, для предприятия неутешителен.

Почему же Припортовому «нездоровится»? На то есть две основные причины.

Первая – постоянные газовые «качели» с поставками газа. Золотым временем для ОПЗ были 2003-2004 годы, когда газ был дешёв, да ещё и мировой рынок удобрений рос самыми благоприятными для завода темпами. Первые проблемы начались при «оранжевых», когда цена на газ стала быстро ползти вверх. Сегодня, как понятно, ситуация немногим лучше. Правда, отчасти помог Припортовому скачок курса доллара, который выгоден любому экспортёру. Однако львиной статьёй расходов предприятия остаётся газ, а его стоимость тоже привязана к курсу…

По словам директора ОПЗ Валерия Горбатко, приватизация предприятия, о которой так много говорят последние полтора года, как раз и должна, среди прочего, решить эту проблему: если будущий владелец завода будет иметь возможность обеспечивать предприятие сырьём по приемлемой цене, завод сможет развиваться и приносить прибыль.

Тот факт, что нынешний владелец завода, украинское государство, являющееся фактически монополистом и "главным рулевым" на газовом рынке, найти для своего завода газ неспособно, может вызвать недоумение. И здесь мы вплотную подходим ко второй части проблемы – к коррупции.

Как "доят" Припортовый завод?

Как и на всех госпредприятиях, на Припортовом заводе есть две схемы, с помощью которых могут наживаться особо ушлые личности. Во–первых, "нужные люди" могут продавать заводу газ по завышенной стоимости, купив его предварительно дешевле. Во–вторых, продукция предприятия может продаваться "нужным людям" по ценам ниже рыночных, а затем они будут продавать её уже по рыночным ценам. Судя по всему, в последние годы активно использовались обе схемы.

Так, упомянутые выше Щуриков и Перелома обвиняются как раз в организации схемы по закупке газа по завышенным ценам – у компании "Энергоальянс", которую, в свою очередь, связывают с Игорем Коломойским. Если точнее, то газ покупали у «Укрнафты», 42% которой также принадлежит Коломойскому, а "Энергоальянс" выступал посредником: дескать, "Укрнафта" соглашалась поставлять газ лишь «Энергоальянсу», а тот уже, по доброте душевной, обеспечивал им ОПЗ.

Что же касается продукции предприятия, то нельзя не упомянуть о двух крупных клиентах ОПЗ: гонконгской Expotrade Global Limited и британской Newscope Estates Limited. Этим фирмам, которые числятся в покупателях ОПЗ лишь недавно, удалось получить существенно более выгодные цены, нежели постоянным клиентам. К примеру, в апреле 2015-го года швейцарская Nitora Commodities AG приобретала на ОПЗ карбамид марки "Б" по 251 доллару за тонну. В том же апреле цена для Newscope Estates Limited составила 240 долларов за тонну. В дальнейшем цены менялись, однако разница между ценами для Newscope и ценами для "простых смертных" в 10-12 долларов за тонну сохранялась. Всего в 2015-м году ОПЗ продал Newscope Estates Limited около 354 тысяч тонн карбамида, в результате перепродажи которого удачливые бизнесмены смогли заработать порядка 100 миллионов гривен. Если бы эти деньги остались на предприятии (в результате продажи этого объёма карбамида по реальной, а не по заниженной цене), то его прибыль была бы в полтора раза больше.

Newscope Estates Limited СМИ связывают  с окружением премьера Арсения Яценюка – в частности с группой Мартыненко–Пашинского. Именно человеком Мартыненко, к слову сказать, считается вышеупомянутый Сергей Перелома.

Что же до Expotrade Global Limited, то, по данным СМИ, эта компания в марте 2015-го года заключила контракт на покупку на ОПЗ 40 тысяч тонн безводного аммиака по 400 долларов за тонну. Однако уже через неделю по непонятным причинам к контракту подписывают дополнение, согласно которому цена устанавливается на уровне 291 доллара за тонну, притом что реальная рыночная цена аммиака для других покупателей составляла около 395 долларов за тонну. Правда, в руководстве ОПЗ данную информацию категорически опровергают. Однако в материалах уголовного производства по факту сделок между ОПЗ и Expotrade Global Limited говорится, что эта компания заключила также договор на выкуп ½ всего производимого на ОПЗ карбамида.

Expotrade Global Limited связывают  с окружением президента Петра Порошенко – бизнесменами Андреем Адамовским и Александром Грановским.

Третья схема – история с компанией Antra Gmbh, с которой ОПЗ в ноябре 2015-го года заключил договор о поставках газа по т.н. давальческой схеме. Суть её заключается в том, что предприятие не продаёт заводу газ, а как бы передаёт его на переработку, причём и сам газ, и произведённая из него продукция являются собственностью "дающего", а предприятие получает лишь плату за работу. Согласно официальным австрийским данным, владельцами фирмы являются тот же Ойген Хинрикс-Шрамм, а также швейцарская фирма Universal Exports Holding. Последняя, к слову сказать, сменила владельца и руководящий состав 25 августа 2015 года: компанию возглавила гражданка Украины, жительница Полтавы Юлия Сурнина.

Кстати говоря, сама фирма Antra GmbH называлась так вовсе не всегда: до 5 июня 2015-го года она называлась System Actives GmbH и специализировалась в сфере телекоммуникационных услуг. Возглавляла предприятие Татьяна Данник, генеральный секретарь расположенного в Вене Австро-Украинского общества, а единственным владельцем компании был гражданин Австрии Леонид Марчук. В Украине он в своё время возглавлял украинское представительство австрийской телекоммуникационной компании "Капш Телеком".

Тот факт, что малоизвестная фирма со столь сложной историей нашла где–то газ, которым можно было наполовину загрузить производственные мощности ОПЗ, выглядит более чем странно. После того, как детали контракта стали достоянием публики, вызвав немалый скандал, сделка сорвалась.

Компанию Antra GmbH связывали с близкой к Яценюку группой Мартыненко–Пашинского.

Сходный контракт с ОПЗ заключила компания "Газтранспроект", утверждает нардеп от БПП Сергей Каплин: он даже опубликовал текст договора, заключённого между двумя компаниями, согласно которому "Трансгазпроект" поставляет на ОПЗ более 500 миллионов кубометров газа по давальческой схеме, а взамен получает произведённые из этого газа аммиак и карбамид. Услуги ОПЗ оплачиваются в размере 44,5 долларов за каждую тонну произведённого аммиака и 65 долларов за каждую тонну карбамида. Если учесть, что в среднем ОПЗ приобретает газ по 250 долларов за тысячу кубометров, а на производство 1 тонны аммиака завод тратит в среднем 1,1 тысячу кубометров газа, то тонна аммиака по "давальческой" схеме обходится "Газтранспроект" примерно в 320 долларов США – т.е. примерно на 20% дешевле, нежели при обычной схеме. Иными словами, если информация Каплина соответствует действительности, то сотрудничество "Трансгазпроекта" с ОПЗ лишило последний примерно 30 миллионов долларов США.

"Газтранспроект" также связывают с близкими к Порошенко бизнесменами Андреем Адамовским и Александром Грановским.

Читатель уже, наверное, обратил внимание на то, что почти в каждой схеме, действующей вокруг ОПЗ, всегда "симметрично" участвуют структуры, которые связывают то с людьми президента, то с окружением бывшего премьера. Считается, что данные группировки по факту поделили между собой завод на паритетных началах, хотя и постоянно конфликтуют друг с другом по поводу того, кто сможет успешнее зарабатывать на предприятии. Именно благодаря этому противостоянию в сети постоянно появляются утечки данных о тех или иных скандальных сделках Припортового завода.

Приватизировали, да не выприватизировали

Наиболее интересным вопросом является предстоящая приватизация ОПЗ, отказываться от которой правительство, несмотря на все проблемы, не спешит. Официально поставлена задача – продать Припортовый иностранному инвестору, который мог бы обеспечить предприятие газом. При этом инвестор не должен быть российским (хотя у россиян газ как раз есть – а ещё у них есть противоположный конец трубопровода Тольятти – Горловка – Одесса).

Однако по факту купить ОПЗ и использовать его могут, цитируя одного известного украинского политика, не только лишь все – мало кто может это сделать. Если завод действительно купит инвестор, не интегрированный в украинскую политическую кухню, то он сразу столкнётся с массой проблем, каждая из которых может иметь критический характер для его работы.

Во–первых, в компании Ostchem Holding Limited, связанной с украинским олигархом Дмитрием Фирташем, утверждают, что ОПЗ должен им 193 миллиона долларов за потреблённый ранее газ. Правда, в своё время Арсений Яценюк утверждал, что долг – фиктивный, однако структуры Фирташа уверены в обратном и уже обратились за взысканием долга в Стокгольмский арбитраж. "Гиря" в виде почти 200 миллионов долларов при стартовой цене в 500 миллионов долларов, конечно, является фактором, способным отпугнуть практически любого инвестора.

Также стоит упомянуть историю с приватизацией ОПЗ в 2009-м году: тогда конкурс выиграла компания Nortima, входящая в сферу влияния украинского олигарха Игоря Коломойского. Однако тогдашний премьер Юлия Тимошенко отменила результаты конкурса: мол, Nortima предложила за ОПЗ слишком мало (5 миллиардов гривен, или по тогдашнему курсу 625 миллионов долларов – на 125 миллионов больше, чем хотят за ОПЗ сегодня). Nortima от своих прав на ОПЗ не отказывается, и намерена судиться за предприятие. Если учесть, что проведённый Тимошенко "финт ушами" с точки зрения законодательства представляется достаточно спорным, претензии компании также серьёзно уменьшают инвестиционную привлекательность ОПЗ.

Нельзя забывать и о "факторе трубы", с которым может столкнуться неугодный украинским элитам инвестор. Дело в том, что мало обладать тем или иным объёмом газа – его ещё надо как–то доставить на завод. Единственным реальным вариантом является украинская газотранспортная система, которую контролирует компания «Укртрансгаз». Предприятие является государственным, а руководит им Игорь Прокопов – бывший руководитель Ивано–Франковской парторганизации "Фронта перемен", близкий лично к Яценюку. Разговоры о том, что через «Укртрансгаз» и Прокопова неугодного инвестора могут банально отключить от газопровода могли бы показаться пустой страшилкой, если бы подобное уже не случалось: ранее по весьма схожему сценарию лишили сырья Одесский нефтеперерабатывающий завод. Предприятие, принадлежавшее российской компании "Лукойл", было естественным конкурентом нефтеперерабатывающим заводам Игоря Коломойского и тот, контролируя оператора украинских нефтепроводов "Укртранснафту", банально отключил соперника от сырья.

Всё это делает покупку ОПЗ неким независимым инвестором вариантом весьма маловероятным.

Что же до последних событий вокруг завода (включая аресты его руководителей и разговоры о грядущем отключении от газоснабжения), то всё это, похоже, является не более чем ярким шоу, призванным обосновать существенное снижение цены продажи завода. И бенефициаром происходящего может быть одна из четырёх групп, которые реально могут претендовать на предприятие с учётом всех вышеизложенных проблем.

Так, традиционными претендентами на ОПЗ являются "Приват" Игоря Коломойского и Group DF Дмитрия Фирташа. Каждая из этих групп, как мы уже писали выше, имеет свои рычаги влияния на процесс приватизации (Фирташ – долг за газ, Коломойский – права компании Nortima). Третьим претендентом является уже упомянутая выше группа Мартыненко–Пашинский, связанная с Яценюком. Главным плюсом этой группы является контроль над "Укртрансгазом".

Некоторые называют в числе возможных претендентов на ОПЗ и близкую к президенту группу Адамовский–Грановский.

Кто бы ни купил ОПЗ, формальные приличия, скорее всего, будут соблюдены: реальным покупателем, вероятно, станет действительно иностранная компания – зарегистрированная, скажем, в Гонконге, Панаме, на Британских Виргинских Островах или в другой оффшорной зоне. Однако за этой компанией почти наверняка будет стоять та или иная украинская олигархическая группировка.

Об овчинке и выделке

Ключевой вопрос во всей этой истории с продажей ОПЗ – в том, а стоит ли вообще его продавать. Выше мы уже видели, что сегодня за завод предполагают выручить даже меньше, чем в 2009-м году, когда итоговую цену завода сочли заниженной. И это понятно: для любого действительно объективного инвестора покупка предприятия, расположенного на территории воюющей страны, да ещё и находящейся в состоянии перманентного политического коллапса и переживающей долгоиграющий экономический кризис, выглядит, по меньшей мере, рискованной сделкой, даже если отложить в сторону все «узкие» проблемы, отягощающие ОПЗ как актив. В этих условиях ОПЗ будет объективно стоить меньше, чем он стоил ещё пару лет назад – и чем, возможно, будет стоить в ближайшем будущем.

Так что вопросы о том, почему же завод надо продавать именно сейчас, выглядят закономерными – уже не говоря о том, что далеко не все в принципе согласны с мнением, что его необходимо продавать.

Действительно, в 2015-м году ОПЗ держался на плаву и даже закончил год с небольшой прибылью при средней цене на газ для предприятия в 250 долларов за тысячу кубометров. В то же время, российский "Газпром" сегодня предлагает Украине газ по 170 долларов за тысячу кубометров, а украинское правительство заявляет, что способно найти голубое топливо ещё дешевле. Так почему же нельзя обеспечить ОПЗ этим относительно дешёвым газом, сделав предприятие уверенным источником доходов для украинского бюджета?

Уже не говоря о том, что, помимо чисто экономической составляющей, ОПЗ является ещё и социальным объектом – точнее, не он сам, а связанная с ним социальная инфраструктура. Её, правда, продавать вместе с заводом не планируют, однако перевод этих объектов на общебюджетное финансирование будет иметь для них не слишком–то благоприятный итог – по крайней мере, если судить по состоянию других социальных объектов, финансируемых за бюджетный счёт.

Но если учесть вышеизложенное, то вопросы типа "зачем продавать ОПЗ?" отпадают сами собой. Но вместо них, безусловно, возникают другие – к сожалению, больше риторического плана.

Самое читаемое
    Темы дня