наверх
20.04.202402:14
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Львов, пляски вокруг декоммунизации памятника Тудору: 1:0 в пользу власти

День Памяти и День Победы в Украине (158)

157943
На День Победы во Львове не обошлось без "горячего" - неизвестные пытались снести памятник советскому писателю Степану Тудору, заявляя, что выполняют закон о декоммунизации.

Евгений Стримов, РИА Новости Украина

Надежда Сапига (Надія Сапіга) выясняла, что происходит в ситуации с монументом.

Кто такой Степан Тудор

Тудор Степан Иосифович (настоящая фамилия Олексюк) родился 25 августа 1892 года, Пониква, Львовская область. По данным Википедии, он — украинский писатель, публицист и политический деятель в Галичине, философ. Представитель Львовско-Варшавской школы философии, доктор философии.

В 1914-ом его, студента первого курса Львовского университета, мобилизовывают в австро-венгерскую армию, далее — фронт и русский плен, что обусловливает пребывание Олексюка в Приднепровской Украине (преимущественно Киевская и Черкасская область) — он учительствовал в с. Березняки Черкасской области.

С 1923 г.., Вернувшись в Галичину, Олексюк активно пропагандирует идеи марксизма советского толка. Окончил Львовский университет (1926) и стал активным деятелем коммунистического движения. Работает учителем в Черткове, но, естественно, не рвет с властью: коммунистический агитатор. С 1927 г. включается в литературную и политическую борьбу, в том числе и как один из организаторов журнала "Окна" — органа по-марксистски радикально настроенных львовских писателей, впоследствии объединенных в союз "Горно".

Печататься Тудор начал в 1925 году. За 16 лет литературной деятельности написал более 70 произведений, среди них поэзию, рассказы, повести, статьи и очерки. Книги прозы: сборник "Рождение" (1929), повесть "Молочное безумие" (1930) и высоко ценимая в советском литературоведении сатирическая повесть-памфлет "День отца Сойки" (1932-1941), направленная против католического духовенства в Галичине. Кроме того, поэзия, литературно-критические, философские и публицистические статьи в коммунистической прессе.

Подвергается преследованиям и изгнанию в городок Золочев в 1932 году. В 1939 году — после воссоединения с Восточной Украиной — в том же Золочеве участвует в распределении барской земли, а затем, во Львове, консолидирует левые западноукраинские писательские силы.

Депутат Украинских Народных Собраний Западной Украины во Львове в октябре 1939 года. В разгар этой деятельности жизнь Степана Тудора трагически прервалась: в первый день нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года он погиб вместе со своей женой во Львове от случайного попадания немецкой авиабомбы в группу галицких писателей.

Тудор — двузначная личность 

Как пишет главный редактор газеты "Ратуша" Николай Савельев, Степан Тудор был сторонником "социализма" скорее образца республики Испании 1936: "Он не был коммунистом, потому что за Польше все сторонники коммунизма сидели в тюрьмах. Его брат родной — М. Олексюк, активный участник КПЗУ, из тюрьмы не вылезал и трижды сидел в тюрьме. И судили его в Золочеве, где Тудору есть памятная доска".

Савельев добавил, что в то время председателем суда в Золочеве был также его брат — председатель суда, известный цивилист межвоенной Польши Андрей Олексюк.

"Степан Олексюк был ведущим философом. Он был учеником философской школы Твардовского. Продолжатель идей Бертрана. Да, он писал. Он написал антиклерикальный роман "День отца Сойки". Но это было его мнение. Он не насаждал советскую власть. Его участие в народном собрании 1939 не может быть свидетельством оснований для "декоммунизации", потому что никто не хочет понять суть народного собрания. Он никогда не был членом Компартии, иначе он не мог бы быть ни доктором философии, ни закончить философский факультет университета", — заявил Савельев.

Родственник Степана Тудора львовский адвокат Назар Олексюк на своей странице в Facebook подчеркнул, что памятник его предку не подпадает под декоммунизацию: "Когда коту нечего делать, он лижет яйца. Невеждам, которые совсем не знают ни истории, ни фактов, дорога в забытье. Позорные манкурты снова хотели сделать пиар-акцию на пустом месте, подыгрывая информационной войне Москвы. Заявляю — авторитетно, категорично — С.Тудор (Олексюк) не подпадает под декоммунизацию. Он никогда не был членом компартии. Его левые взгляды были такие же, как, например, у Сосюры, Павлычко, Рыльского и еще многих. Это же не значит, что нам нужно этих классиков исключить из школьной программы?".

По его словам, единственный аргумент, который смогли найти "патриоты", это то, что Тудор критиковал греко-католическую церковь: "Они может и "День отца Сойки" читали? Сомневаюсь. Услышали звон и не знают, где он. Степан Олексюк дал образование не одному ребенку из украинского села. Он преподавал и развивал украинскую культуру. Он дал знания не одному. В том числе и моему прадеду и деду, которому он приходился братом и дядей соответственно. Я знаю, что я пишу, потому что мне известны факты. Дискуссии с темной массой люмпена невозможно вести без желания слушать у них".

В то же время председатель фракции Украинской галицкой партии Львовского горсовета, член комиссии по архитектуре, градостроению и охране исторической среды Тарас Чолий в комментарии ИА ZIK заявил, что Тудор был членом Коммунистической партии Западной Украины.

"Когда в 1939 году пришла советская власть в Галичину, Тудора можно отнести к тем поэтам, писателям, ученым, которые были коллаборационистами. Людей такого уровня тогда преимущественно арестовывали и вывозили в Сибирь. Большую часть интеллигенции тогда замучили в львовских тюрьмах, в частности, в июне 1941 года. Тудор избежал этой участи благодаря тому, что сотрудничал с советской властью", — рассказал депутат.

"Должны ли стоять памятники таким людям во Львове? Наверное, это вопрос к широкой общественности, ученым, историкам, насколько он ценная фигура для украинской истории, чтобы его памятник оставался на такой площади. Разумеется, если бы городская власть была более мудрой, взвешенной, она бы сама этот памятник демонтировала. Возможно, тогда бы его не надо было разрушать, а просто перенести на территорию какого-то музея. Ведь это памятник определенной эпохи определенному человеку. Это не палач украинского народа, но это человек, который сотрудничал с палачами. Никакого осуждения из уст, когда убивали, вывозили людей, не звучит. Он выбрал путь коллаборационизма с советской властью. Очевидно, что это не фигура, которая достойна памятника", — заявил Чолий.

По его словам, то, что молодые люди стремились демонтировать монумент, указывает на то, что во Львове власть не выполняет закон о декоммунизации: "Памятник Тудору — это еще такой случай, а вот мемориал на ул. Стрыйской, где откровенное прославление советской власти и армии, никто не собирается демонтировать, — это проблема".

Как ранее сообщалось, от городского головы Львова Андрея Садового требуют демонтировать символику коммунистического тоталитарного режима. Речь идет о Монументе славы, который бесспорно символизирует установление, в частности во Львове, "советской оккупационной власти" (кавычки — Ред.), флаги союзных республик на стадионе СКА, советскую символику на территории Академии сухопутных войск.

Чолий отметил, что можно было провести какие-то опросы по декоммунизации, чтобы определить, что делать с советскими памятниками, какова их художественная, эстетическая ценность, историческое значение.

"То есть, это проблема городской власти, которая таким образом самоустранилась и ничего не делала. Поэтому так произошло", — сказал депутат.

Кроме того, Чолий раскритиковал действия правоохранителей возле памятника Тудору: "Это позор, когда полицейские бьют беззащитных, безоружных людей палками. Здесь есть большой вопрос к руководству львовской милиции — я даже не скажу "полиции", потому что это та же милиция, которая во время Майдана била людей".

Комментируя то, что для сноса выбрали именно 9 мая, депутат сказал: "В нашей стране так сложилось исторически, что такие вещи происходят с определенной цикличностью. Есть определенный информационный фон, некоторое время, которое способствует, чтобы люди возвращались к этой проблематике. Это то же, что люди идут на кладбище перед Пасхой или на 1 ноября. Есть уже какая-то сложившаяся традиция, тем более во Львове, когда нагнетание истерии к так называемому Дню победы в обществе дает противоположный эффект — мобилизует и поднимает эту проблематику в воздух. Поэтому это естественно. Я не вижу в этом руки Москвы или спецслужб, а недоработки наших правоохранительных органов и нашей власти".

"Почему в эти дни это происходит? Во-первых, 9 мая не должен быть выходным, а рабочим. Тогда отпало бы много проблем, потому что люди бы работали, и было бы не до того. А так все создано для того, чтобы такие конфликты происходили в эти критические дни", — заявил Чолий.

Городские чиновники несут ответственность за вчерашние события

Экс-глава фракции ВО "Свобода" во Львовском горсовете Любомир Мельничук соглашается, что ситуация с памятником Тудору — это прямая ответственность чиновников мэрии.

"Мы обращались в течение трех лет с требованием реконструировать эту площадь и площадь на ул. Стрыйский, так называемый Монумент Славы. Соответственно никакой реакции не было. Более того, когда мы обращались о демонтаже советских звезд на ул. Городецкой, Садовый официально ответил, что это навредит архитектурному ансамблю города Львова. То есть, такая трусливая позиция — не мужская, мол, все само собой произойдет, — если не принимать никаких решений, приводит к негативным последствиям", - сказал Мельничук.

Он выразил убеждение, что любые символы советской власти должны быть в музее "Территория террора".

"Все памятники советской эпохи, советской диктаторской системы должны быть перенесены туда. Это довольно большой перечень. Об этом мы говорили не один год, еще до принятия декоммунизационных законов и имели соответствующие решения. Но почему-то мэр занял выжидательную позицию, мол, забудется, мол стерпится, и никто не будет поднимать этого вопроса", — отметил Мельничук.

По его словам, все будет наоборот: "Вопрос будет подниматься, и если не будут приниматься соответствующие решения в кабинетах городского совета, те, которых требует общество, будет говорить улица".

Декоммунизация не должна была задеть памятник

19 февраля городской председатель Львова Андрей Садовый подписал распоряжение "О выполнении Закона Украины "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики в городе Львове". Документом был предусмотрен демонтаж объектов, которые являются символикой коммунистического тоталитарного режима, расположенных на территории города Львова, с последующей передачей в Мемориальный музей тоталитарных режимов "Территория террора".

Речь шла о мемориальной табличке Е.Гаврилюку и С. Тудору на фасаде дома №48 на ул. Дорошенко, демонтаже держателей для флага, расположенных на фасаде домов №18, 22, 24, 28 на ул. Шота Руставели. Также в распоряжении было предусмотрено осуществить переименование улиц из-за присоединения ул. Г.Петровского к ул. В. Сосюры и ул. И.Мележа — к ул. Земельного (с соответствующим изменением почтовых адресов).

Как видим, в списке нет памятника С. Тудору, а есть только мемориальная табличка ему и Е.Гаврилюку. На вопрос, почему горсовет решил оставить монумент, из-за которого вчера возник конфликт, и.о. начальника управления культуры Михаил Мороз сказал, что закон дает четкий перечень критериев, на основании которых должны быть демонтированы те или иные мемориальные памятные знаки. Речь идет о том, что демонтажу подлежат памятники, посвященные лицам, причастным к организации и осуществлению Голодомора в Украине, к политическим репрессии, лицам, которые занимали руководящие должности или в партии, или в других органах власти Советского Союза или отдельных союзных республик. Речь идет также о памятниках или памятных знаках, установленных в честь работников советских органов государственной безопасности или непосредственно связанных с событиями, которые привели к установлению советской власти на территории Украины или в отдельных ее единицах.

"И все. Это исчерпывающий перечень критериев, на основании которых органы местного самоуправления должны были осуществлять демонтаж. Соответственно, когда осуществлялся анализ таких объектов, было понимание, что фигура Тудора, несмотря на всю ее неоднозначность и принадлежность к коммунистическим идеалам, формально не подпадает под действие закона", — объяснил Мороз.

В то же время Мороз подчеркнул: это не означает, что вопрос демонтажа памятника закрыт: "Мы в принципе можем принимать решение о судьбе того или иного памятника в контексте других процессов. Например, знаю, что райадминистрация работает над вопросом реконструкции площади (Маланюка, — Ред.). Вполне возможно, что будет предложено такое архитектурное решение, которое не будет предусматривать наличие этого памятника, соответственно может быть принято решение о демонтаже".

Михаил Мороз также объяснил, почему горсовет решил демонтировать мемориальную таблицу Е.Гаврилюку и С. Тудору: "Это немного другая ситуация. В тексте таблички говорилось, что она установлена в честь советских писателей-коммунистов. Учитывая то, что там есть слово "коммунизм", было принято решение о необходимости демонтажа таблички".

Чиновник заверил, что на такое решение не столько повлияла биография и творчество Тудора, сколько наличие слова "коммунизм".

В комментарии ИА ZIK председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович подтвердил, что памятник не подпадает под закон о декоммунизации. По его словам, вопрос о демонтаже монумента должна решать местная община.

"Памятник может быть воспринят как один из символов, связанный с советской властью. Тудор был человеком, который активно сотрудничал с советской властью. Думаю, что люди, которые действительно хотят, чтобы такого памятника не было, могут начать какую-то дискуссию, убедить в этом других и принять соответствующие решения, чтобы памятник был демонтирован. Однако подчеркну, под действие этого закона (о декоммунизации — Ред.) он не подпадает", — заявил Вятрович.

По его словам, Степан Тудор ни был лицом в первом эшелоне советского пантеона.

"Тудора таким сделали из-за его просоветских настроений, из-за его участия в качестве депутата в Украинском Народном собрании Западной Украины, которые провозгласили воссоединение с Украинской Советской Социалистической Республикой, из-за его гибели 22 июня 1941. Мне кажется, что его реализация началась значительно позже после войны, где-то с 60-хх гг., когда в Советском Союзе раскручивали тему, связанную со Второй мировой. Тогда на государственном уровне начали отмечать День Победы", — сказал Владимир Вятрович.

Как сообщалось, 9 мая, в центре Львова группа неизвестных, около 40 человек, пытались снести памятник советскому писателю Степану Тудору, однако этому помешала полиция.

Читайте также: День Победы в Украине: без парада и салюта, но с драками и руганью

Двое полицейских получили телесные повреждения, охраняя общественный порядок на площади Маланюка во Львове, где расположен упомянутый памятник.

"Правый сектор" заявил о непричастности к инциденту с памятником Тудору во Львове.

Полиция установила личности двух молодых людей, задержанных при попытке сноса памятника. Это львовяне, 1986 и 1995 годов рождения.

Самое читаемое
    Темы дня