наверх
23.04.202408:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Правда любит троицу. Во Франции снова покажут "Маски революции"

Суд о госизмене: Порошенко дал показания по делу Януковича (772)

(обновлено: )7208379
Третий показ скандального фильма "Украина: Маски революции" запланирован на 14 февраля, говорится в пресс-релизе продюсерской компании Premieres Lignes.

Подготовил Николай Червяков

Руководство французского Canal+ заявило о небывалом ажиотаже, который вызвала лента. Многие зрители записывали документальный фильм, чтобы показать другим, поскольку канал является платным и доступен лишь по подписке. При этом число подписчиков канала ограничено 300 000 тысячами.

Ранее посольство Украины во Франции также обратилось к Canal+ с просьбой пересмотреть возможность трансляции "пропагандистского фильма".

Читайте также: Поль Морейра: о своем фильме "Маски Революции", Украине и неонацистах

2 февраля французский телеканал впервые показал фильм о Майдане вопреки протестам посольства Украины. Режиссер фильма, проанализировав произошедшие на Майдане события, пришел к выводу, что народными волнениями в своих интересах воспользовались некие националистические группировки. Об этом Поль Морейра написал сам в своем блоге.

"Когда я начал это расследование об Украине, то с ошеломлением обнаружил, до какой степени побоище в Одессе 02 мая 2014-го стёрлось из памяти… 45 погибших в огне человек в сердце большого европейского города XXI столетия. Всё было снято на десятки камер и мобильных телефонов. И никто из меня окружавших, об этом не помнил…

Во время моего расследования этого события с "тихим эхом" я осознал значение националистической милиции. Они стояли в первой линии уличных боёв на Майдане, потом сформировали батальоны, отправившиеся на Восток… Но эти батальоны не были подчинены армии. Они не подчинялись той же дисциплине. Они могли служить дополнительной поддержкой правительства. Или создать свою, параллельную полицию. И – да! – в их рядах неонацистские символы были очевидной реальностью.

Мое расследование шло в противоход с принятой риторикой. Я знал, что столкнусь с отчаянным противодействием, что меня обвинят в пропутинской игре, в использовании элементов её пропаганды. Но я не ожидал подобной степени отрицания, переходящего порой в истерию. На одном украинском сайте я уже был назван "террористом" на службе русских спецслужб. Требуют запрета фильма. И даже посол Украины пытался оказать давление на Canal+. Что удивляет меня больше всего. Так как мне кажется, что Украина должна срочно задаться вопросом о парамилитарных группах. Они, как подтверждает фильм, сейчас представляют собой самую большую угрозу для украинской демократии. Отказаться поделиться собственными знаниями лишь потому, что "это прорусская пропаганда" — значит самому стать пропагандистом. Тогда отдельные факты просто опускаются. Не ради лжи как таковой, а руководствуясь самыми добрыми намерениями. Но нельзя забывать: из подобных умолчаний и рождаются наихудшие теории заговоров. Во Франции обвинения в мой адрес раздавались в основном от двух воинствующих блогов и непривычно для себя непримиримой газеты Le Monde — от штатного украинского корреспондента Бенуа Виткина. Во всех трёх публикациях аргументация схожа. Я недостаточно тонко нюансировал крайне правых – их цвет разнится от тёмно-коричневых тонов неонацистов до светло-бежевых националистов. Я преувеличил важность роли вооружённых автоматами Калашникова, а порой и танками парамилитарных групп". Упомянутый Бенуа Виткин написал материал в Le Monde еще до того, как фильм был показан аудитории. В связи с этим точка зрения Виткина не претендует на объективность.

"…прикрывшись геополитическим анализом, нам предлагается поразмыслить над загадочными намёками в виде печенюшек, раздаваемых на Майдане Викторией Нуланд, или же над присутствием в Киеве на в который раз уже проводимой Конференции бывших чиновников ЦРУ и американских военных. Повествование идёт по касательной, но картина вырисовывается вполне ясная", — писал Виткин.

По материалу обозревателя Le Monde видно, что в отличие от Морейры, он не был в Украине во время показанных в фильме событий.

"В этом океане идеологических неточностей и передергиваний верно звучит лишь одна нота – та, что посвящена событиям 2 мая 2014-го года в Одессе, когда 42 прорусских манифестанта заживо сгорели во время противостояния с проукраинцами. Даже если автор и преувеличивает здесь роль Правого сектора и весьма безапелляционно назначает виновных в трагедии, следует лишь приветствовать столь долго ожидаемое освещение этого часто игнорируемого пост-майдановского эпизода", — пишет Виткин.

Не менее показателен текст другого критика фильма, обозревателя Liberation Рено Ребарди.

"Под грифом "Масок украинской революции" автор претендует на открытие миру "неконтролируемой милиции крайне-правого толка", которая сыграла определяющую роль сначала в революции, а затем и в войне на Донбассе. Он утверждает, что "за безобидными манифестантами с Майдана" стояли нео-нацистские группы, вооружившиеся в результате известных событий и диктующие теперь свою политику новой украинской власти. Он долго муссирует идею, что США сознательно закрывали глаза на существование подобных групп… Поль Морейра отправляется в логово сначала Правого сектора, а затем батальона "Азов". Он не уточняет, что первые являются весьма изолированной группой, а вторые – практически полностью интегрированы в вооружённые силы страны. Он надолго останавливается на трагических событиях в Одессе: смерти прорусских манифестантов в Доме Профсоюзов 2 мая 2014-го. Потом принимает участие в киевском  "Yes forum’е", где встречается с прибывшими поддержать политику новой киевской власти американскими гостями", — написал Ребарди, обозреватель Liberation.

Эти публикации в достаточно популярных французских СМИ доказывают, что даже опытные и знающие журналисты склонны к манипуляции фактами, свидетелями которых они сами не являлись. Также они показывают, что даже через 2 года после событий в Киеве на Майдане Незалежности к ним есть достаточно большой интерес. Возможно еще и потому, что точка в расследовании этих событий и поиске виновных так и не была поставлена.

Для автора фильма, французского журналиста Поля Морейры, "Маски революции" не первый опыт исследовательской журналистики — его работы из Ирака, Израиля, Сомали и других регионов повышенной напряженности не раз получали престижные награды.

В 2014 году, когда события на Украине находились в острой фазе, журналист отправился в Киев и Одессу, чтобы предпринять попытку самостоятельно разобраться в том, что происходит в стране.

По его словам, вид на украинские события из Парижа едва ли отражает полную картину. Фильм, созданный Морейрой, действительно заметно отличается от того, к чему привыкли французские телезрители.

Самое читаемое
    Темы дня