наверх
16.04.202421:44
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Запрет товаров РФ, взгляд из Днепропетровска

ЗСТ с ЕС и торговые эмбарго (305)

4188710
Эксперты и представители крупных сетей отреагировали на решение Кабмина "удлинить" список товаров российского производства, ввоз и продажа которых на территории Украины запрещена.
Продукты питания в супермаркете. Архивное фото

Елена Соломина, РИА Новости Украина, Днепропетровск

Член совета "Лиги аудиторов Украины" Михаил Крапивко считает, что даже после введения в действие решения украинского правительства какое-то время российские товары на полках отечественных супермаркетов все-таки будут присутствовать.

"Все потому, что торговые сети никогда не работают "с колес". У всех торговых сетей и оптовиков есть склады, запасы. И пока эти запасы уйдут, надо время. Учитывая то, что часть нашего населения не очень спешит покупать, в частности, продуктовые российские товары, то они и лежат на полках", — говорит эксперт.

При этом он уверен, что полностью российский продукт не исчезнет из ассортимента украинских супермаркетов.

"Есть возможность завозить российские товары не напрямую, а через Беларусь, к примеру. Это, безусловно, удлинит путь товара от производителя к конечному потребителю и приведет к их удорожанию. Таким образом, они не будут такими же конкурентноспособными, как украинские", — убежден Крапивко.

"Поезд сдвинулся с места"

Политический обозреватель Юрий Райхель считает, что торговое эмбарго на российские товары и ответ России на эти санкции заставит украинских производителей обратить внимание на другие рынки, чтобы компенсировать потери от ухода с рынка российского.

"Россия ответила на запрет своих товаров на украинском рынке по-своему. Нам не просто перекрыли ввоз отечественных товаров в Российскую Федерацию, но и запретили транзит через территорию России на восток. Теперь у нас возникли проблемы в торговле с Казахстаном, потому что Казахстан, из стран центральной Азии. А Казахстан - это наш самый крупный торговый партнер. С 2005 года мы постоянно вели разговоры о "великом шелковом пути" и как Украина к нему присоединится, дальше разговоров дело практически не шло. А теперь, как говорится, нужда заставила", — комментирует политический обозреватель.

По его словам, Украина только сейчас серьезно занялась проблемой транспортировки грузов и товаров в обход России.

"Наша делегация была в Азербайджане, Туркмении. Сейчас этот вопрос очень серьезно начал не просто обсуждаться, он перешел в работу экспертов по решению вот этого вопроса. Тут есть транспортные, чисто технические проблемы, потому что необходима перевалка грузов через морские паромы, согласование таможенных правил. Но, тем не менее, поезд сдвинулся с места. И, наверное, к концу 2016 года мы этот вопрос решим - примерно 10-12 млн тонн груза можно переваливать по этому пути", — уточняет Райхель.

Путь на Восток?

Эксперт считает, что наряду с чисто торговыми (коммерческими) проблемами (поиск выхода на другие внешние рынки, кроме России; повышение качества товара), вопрос транспорта сейчас приобретает максимальное значение.

"Если в течение 2016 года сможем практически решить проблему транспорта на Восток, мы очень серьезно откроем рынки центральной Азии, это и Китай, и другие страны Востока, вплоть до Японии. А дальше наступают политические последствия этого эмбарго.

Никак мы не могли отрезаться от России, теперь мы отрезались в виде газа, товарных поставок. По своему положению в торговле с Россией мы практически приближаемся к странам Балтии.

Практической торговли у стран Балтии с Россией нет, есть только транзит через Рижский порт, Таллиннский. Россия никак не может решить проблему своих портов.

Тут же возникает вопрос нашей Одессы, так как это крупнейший транзитный порт. Это и проблемы "Укрзализныци", которая должна перевалить одесские грузы. То есть, мы находимся в ситуации, когда экономические, политические и финансовые проблемы, связанные с российским эмбарго, с одной стороны, связываются в тугой узел, а с другой стороны, у нас появляются реальные предпосылки для развязывания этого узла", - убежден политический обозреватель.

Бритвы по 20-25 грн или по 50-70

Представители торговых сетей не очень охотно комментируют наличие российских товаров на полках своих супермаркетов. Но говорят о снижении доли этих товаров в своем ассортименте.

Так, сеть АТБ снизила долю российских товаров практически до 10-15%. И задолго до введения кабминовского запрета, попросила ведущих производителей поставлять им аналогичные товары, но не российского, а европейского производства.

"Сейчас мы даем покупателю право выбора: покупать, к примеру, набор одноразовых бритв российского производства за 20-25 гривен или таких же точно, но изготовленных на заводах в Германии или Польше, но за 50-70. Если санкции будут введены, такого права выбора покупатели лишатся", — отмечает представитель сети АТБ Анна Личман.

По ее словам, спрос на российские товары не велик. Но он есть. При этом АТБ, признается Личман, не самый крупный продавец российских товаров среди других ритейлеров.

Качество, цена и "свои"

Рядовые днепропетровцы к торговым санкциям относятся по-разному. К примеру, бизнесмен Юрий Солодовник считает, что покупать надо качественные товары. А качественно делают, по его мнению, в странах Евросоюза.

"Там свои жесткие стандарты, которые все производители вынуждены соблюдать. Я доверяю продукции из ЕС", — говорит бизнесмен.

Мама двоих детей Ярослава покупает продукты и товары, обращая внимание только на ценники.

"Приходится бережно использовать небольшой бюджет, поэтому, приходя в магазин, смотрю, прежде всего, на стоимость товара. И практически никогда - на страну-производителя. Собственно, для меня страна-изготовитель - не самый главный критерий при выборе товара", — говорит женщина.

Читайте также: Украиной правит супер-популизм, его последствия печальны – Павлив

Пенсионерка Елена Серафимович выбирает исключительно украинские товары, считая, что нужно поддерживать своих.

"Зачем же я буду своими деньгами помогать каким-нибудь фабрикам в Москве или в Варшаве? Только своего поддерживаю", — поясняет свою позицию пенсионерка.

Самое читаемое
    Темы дня