Антон Степанов, РИА Новости Украина
Сформировав в первый же день работы Верховной Рады восьмого созыва коалицию с громким названием "Европейская Украина", новоизбранные депутаты одной из главных задач поставили добиться безвизового режима со странами Евросоюза. Но, спустя год своей работы, народные избранники не только не приблизили страну к вожделенной мечте, но даже наоборот – делают все для того, чтобы цель стала практически недостижимой.
Облом Яценюка
Несмотря на то, что в минувшее воскресенье президент Петр Порошенко чуть ли не в ультимативной форме потребовал от Верховной Рады до 9-го ноября сделать все для принятия пакета законов необходимых для либерализации визового режима с ЕС, депутаты и не думали поддаваться панике.
К вопросу, который, по идее, должен упростить жизнь каждому украинцу, собравшемуся поглядеть Европу, парламентарии приступили только в четверг, по сути, всего за два дня до установленного президентом срока.
Вряд ли повлияло на скорость принятия важных решений и появление в Раде премьер-министра Арсения Яценюка, который накануне своего визита в Ригу решил проверить, как проходит непростой процесс.
Впрочем, уехать на встречу с лидерами стран Балтии в хорошем расположении духа Арсению Петровичу вряд ли удалось: в парламенте он так и не увидел консенсуса по вопросу упрощения визового режима. Более того, депутаты, которые благодаря дипломатическим паспортам избавлены от унизительных процедур в посольствах стран ЕС, похоже, намерены сделать все, чтобы саботировать итоговое голосование.
Недобрые помыслы
О чем говорить, если даже во фракциях президента и премьер-министра до сих пор не определились со своим решением по важному вопросу. Так, несмотря на предварительную готовность поддержать 12 законов, необходимых для упрощения визового режима, в "Блоке Петра Порошенко" заявили о замечаниях к двум законопроектам, судьбу которых будут решать отдельно.
По словам главы пропрезидентской фракции Игоря Кононенко, речь о вызвавших нарекания законах о Специальном режиме конфискации и Специальном фонде госбюджета от управления возвращенными Украине активами.
Не спешат облегчать жизнь народу, а заодно выполнять прописанные в коалиционном соглашении принципы, и в "Народном фронте", где также нашли, к чему придраться.
"Основная проблема заключается в то, что люди, которые пишут эти законы, не имеют соответствующей специальности. Или же за такими сентенциями скрываются не вполне хорошие помыслы, – говорит нардеп Сергей Пашинский. – Какие конкретно законы не устраивают? Их достаточно много. Интересно, и то, что разработчики законов нередко кивают в сторону позиции Евросоюза, а потом его представители вынуждены выступать с опровержением этого вранья. Например, тот же закон №3040 возвращает нас во времена Николая Азарова и его Фонда "Профессионал", который "хапал" то или иное имущество, забирал себе определенную долю, в остальное передавал в бюджет. То же самое предлагается и сейчас – даже "Криворожсталь" можно за сутки забрать и куда-то деть 25% от ее продажи".
Идиотизм вместо виз
Хотя не только в коалиции не горят желанием помогать президенту и премьер-министру выполнить свои обещания. Активно ищут те или иные недостатки и зачастую нейтральные в своих оценках внефракционные депутаты.
"Под предлогом либерализации визового режима с Евросоюзом Верховная Рада рискует принять массу откровенно идиотских вещей. Это называется – пусть будет лишь бы как, зато мы получим визы!, – отмечает депутат Сергей Мищенко. – В пакете законов по либерализации хватает вещей, которые, откровенно говоря, не могут не тревожить. Во-первых, большая их часть являются некачественными и непрофессиональными. Во-вторых, многие содержат такие вещи, с которыми даже при желании сложно согласиться. Например, предлагается установить безграничные сроки следствия, Это означает только одно – любого человека, любого политика можно будет крепко держать за одно место, столько, сколько это потребуется".
Вызывает нарекания у политика и предложенный проект изменений в Трудовой кодекс.
"Да, старый кодекс был плохим, но в том, что предлагается сейчас статьи еще хуже, чем было раньше. Например, до одного месяца сокращается время, когда человека должны предупредить о сокращении. Пусть кто-то попробует в нашей стране за месяц найти себе новую работу. Вводится также и видеонаблюдение за рабочим местом – вы бы еще в туалете предложили поставить камеру", – возмущается Мищенко.
Вопросы морали
Недоумевает, как можно променять упрощение визового режима на откровенно странные законодательные нормы, и его коллега из депутатской группы "Видродження" Антон Яценко.
"Львиная доля представленных законопроектов готовятся в Министерстве юстиции, где вместо вдумчивого подхода прикрывают евроинтеграцией вещи, которые даже не укладываются в голове. Многие из законов по либерализации визового режима с ЕС вообще не имеют права на жизнь, – говорит депутат. – Большие нарекания имеются и к предложенному проекту изменений в Трудовой кодекс, который содержит ряд контраверсионных норм. В первую очередь, это, конечно, касается введения ответственности за дискриминацию сексуальных меньшинств или особый порядок увольнения этих людей. Украина – православная страна, и мы не должны идти на поводу у пусть и европейских, но все равно нетрадиционных идеалов".
Вопросы морали тревожат и оппозиционный лагерь.
"В новый Трудовой кодекс предлагают внести норму о запрете профессиональной дискриминации в зависимости от сексуальной ориентации. Если депутатам так уж не терпится стать европейцами, то пусть продвигают легализацию гомосексуализма какими-то специальными законами, а не закладывают такие вещи в Трудовой кодекс", – отмечает нардеп Михаил Папиев.
По словам политика, даже если Верховная Рада примет все 12 необходимых законов, Евросоюз не дает никакой гарантии упрощения визового режима для простых украинцев.
"Мое общение с представителями Евросоюза даже убедило в обратном – сегодня у Европы и так хватает проблем с беженцами. После тех же событий в Мукачево и многих других, Украине будет очень сложно, и фактически невозможно получить безвизовый режим", – резюмировал депутат.