наверх
29.03.202408:20
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Блокада Крыма. Увидеть своими глазами

Энергоблокада: Крым без электричества (505)

(обновлено: )6257612
Начало блокады – это, конечно, интересно, но еще интересней, что будет через несколько дней. Поэтому я поехал смотреть блокпосты на дорогах в Крым на четвертый день. Вдруг все уже рассосалось, а фуры без лишнего шума идут колоннами на Симферополь?

Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Чонгар

400 большегрузов в день

Ни одной фуры не стоит у блокпоста к моему приезду — 23 сентября. На первом кордоне (всего их три) мне подсказывают, как найти штаб.

— Слева от дороги, где над палатками татарские флаги, найдете их коменданта. Справа — "Правый сектор".

Пока жду коменданта, расспрашиваю крымских татар-участников блокады про обстановку. Говорят, тихо, никаких инцидентов.

Здесь и не было большого столпотворения, по их словам: основной поток фур в Крым шел через Чаплынку и Каланчак. Мол, там везли и сельхозпродукцию из центра Украины, и, главное, грузы, доставленные морем в Одессу и Николаев. В крымские-то порты судам заходить нельзя — санкции.

В то же время, один из блокирующих говорит, что тут проходило до 400 большегрузных машин в день. Пусть по 20 тонн груза в каждом — это 8000 тонн в сутки, выходит, на не самом оживленном участке?!

— Дорогу видел, когда сюда ехал? По асфальту колеи накатаны, покрытие к

обочинам и к осевой выдавлено. Вот тебе сколько тут трейлеров проходило.

По пути сюда наш автобус не встретил ни одного грузовика.

"Правый сектор" на триколоре

Блокпосты начинаются там, где стоят торговые ряды. Основной товар в Чонгаре — рыба. Пару лет назад здешний рыбный рынок был главной остановкой всех автобусных (и не только) маршрутов. Тут останавливались по пути в Крым — за рыбой по ценам ниже курортных, на обратном — за гостинцами к пиву для домашних.

Ряды были увешаны связками рыбы — сушеной, вяленой, прилавки ломились от копченостей… Теперь под навесами, которые рассчитаны на сотни мест, остатки роскоши — продавцов около десятка. Их последними покупателями оставались водители грузовиков.

— Нам плохо сделали! Не знаю, кто виноват, но сделали плохо, — по интонации продавщицы слышно, что для себя она решила, кто "сделал плохо".

Поселок Чонгар — чуть больше тысячи жителей. С работой — плохо. Есть сельхозпредприятие, но там не заработаешь. Здесь рады сдать жилье за 20 гривен в сутки — это неплохие деньги для чонгарцев.

— Хоть как-то кормились с проезжающих: кто пирожки вынесет, кто картошку с мясом, кто кролика, — говорит Дмитрий, безработный житель

села лет под 30.

Этим маршрутом в Крым ехали в основном отдыхающие с Востока Украины. Донбасс, Харьков. Донбасс по понятным причинам второй год не дает туристов Чонгару. Еще ехали из России — эту дорогу называют "московская трасса". За сутки в Чонгаре я не увидел ни одной машины с российскими номерами. А ведь бархатный сезон, теплынь, как в июле.

Единственное свидетельство о каком-никаком российском трафике — в руках у парня из "Правого сектора": небольшой триколор с орлом. Сняли флажок с машины, которая шла в Крым. Теперь поверх герба РФ красуется красно-черная надпись маркером: "ПРАВИЙ СЕКТОР".

Отступать не планируют

— Мы заранее предупреждали водителей, что с 20-го числа ехать сюда смысла нет, — говорит комендант "Чонгарского Майдана", представитель крымских татар Дилявер Сейтумеров. — Может быть, еще и поэтому тут собралось не так много большегрузов, как на "Чаплынке" и "Каланчаке".

Он подтвердил, что силовых попыток прорваться за первые дни не было.

Только один из водителей грузовика, который вез помидоры в Крым, пытался договориться с комендантом, но ничего не вышло.

— Он якобы стоял в ремонте с 17 сентября, по его словам, потому и опоздал. К тому же хозяин груза — крымский татарин был. И вот он пришел сюда, думал, какие-то преференции будут, — говорит комендант "Чонгарского майдана". — Мы ему объяснили: если хоть кого-то пропустим, начнут везде писать, что мы из корысти начали блокировать.

Накануне, в среду 23 сентября, милиция Херсонской области сообщала, будто в четверг участники акции собираются переместить свою акцию далее вглубь Украины. Мол, грузовиков нет, и блокировать проезд больше нет смысла. Кроме того, звучали мнения, что вскоре, сделав картинку для ТВ, участники блокады просто уйдут.

— Просто пошумим-пошумим, и перестанем? Так думали? Нет. Если взялись — то серьезно. Видите, и братья нам помогают наши — и батальоны, и "Правый сектор", — говорит Дилявер Сейтумеров.

В разговоре выясняется, что он не только комендант этого лагеря, "Чонгарского майдана", но и координатор всех блокпостов на "Чаплынке" и "Каланчаке". То есть здесь что-то вроде "центра управления полетами".

Ни о каком "отступлении" здесь даже не думают.

Крым гонит порожняк

Машины с грузом на блокпосту пикетчиков не пропускают ни в одну, ни в другую сторону. При этом, на территорию Украины могут въезжать пустые грузовики, но только с украинскими номерами — домой. С крымскими — заворачивают.

— Зачем пустой машине из Крыма ехать — тариться и обратно ехать? — говорит Дилявер Сейтумеров.

В то же время, легковые машины свободно проезжают в обе стороны. Правда, их багаж досматривают после пограничного контроля при въезде из Крыма, а теперь взялись проверять и участники блокады. Они, как видно, не слишком доверяют пограничникам.

— Мало ли что они могут везти, — говорит один из крымских татар, и намекает на возможный провоз оружия и "проникновение диверсионных групп" из Крыма.

Участники блокады говорят, что "некоторые" водители легковых машин в резких выражениях спрашивали, по какому праву их досматривают, но "пикетчики на провокации не поддаются". Однако местные жители рассказывают: случаи конфликтов — не единичные.

Некоторые СМИ пишут, что дороги в Крым блокируют "непонятные люди в камуфляже с автоматами". На самом деле, на блокпостах оружия не видно. Единственные люди, у которых я видел автоматы, — это бойцы батальона МВД "Херсон".

Батальон — на случай провокаций

На Чонгаре дорога перекрыта тремя блокпостами, между ними где-то по полкилометра. Блокпост батальона "Херсон" выдвинут еще дальше к границе с Крымом. Он стоит километрах в двух от крайнего блокпоста "Правого сектора", крымских татар и от поселка Чонгар.

— Это чтобы не нагнетать ситуацию. Все-таки, люди с оружием, ни к чему мелькать на виду, — говорит комбат Максим Жарков.

В блокаде они официально участия не принимают: "нас сюда выдвинули на случай провокаций". Бойцы этого подразделения несут службу и возле других пунктов пропуска — на "Чаплынке" и "Каланчаке".

Кроме того, батальон поставили на случай попыток контрабанды. Пока, говорят, случаев не было.

Фотографировать комбат разрешил, попросив не снимать расположение лагеря и укреплений.

— Хотя беспилотники российские тут постоянно летают, все, что можно, давно отсняли. Сбивать нельзя — команды нет.

А ж составы все идут

По всему региону ходят слухи о том, что блокирующие получают большие деньги. В Геническе попутчики в маршрутке пересказывают, будто за день блокпосты получают по 1,5 млн (не уточняя чего). В поселке Чаплынка слухи такие, что на блокпост в день платят по 1,2 миллиона.

Откуда такие сведения — сказать не могут, подтверждений нет. Источник, как правило, "кума соседки слышала от знакомой на базаре". Более продвинутая часть коллектива на завалинке "слышала по интернету".

В Чонгаре моя квартирная хозяйка бабушка Фрося (лет под 90 уже) говорит, ее невестка слышала: за то, чтобы помахать флагами, жителям поселка предлагают до 300 гривен.

— Днем постоять с флагом, кажуть, — 100 гривен, ночью — 300 платять.

Как было сказано, в Чонгаре и 20 гривен — большая сумма. Но местных с флагами вдоль я не встречал. И вряд ли потому, что все они из идейных соображений не возьмут в руки украинский или крымско-татарский флаг.

Но самая, наверно, интересная мысль, которую я слышал по поводу блокады, касается товарных составов, которые продолжают идти в Крым.

— Дороги-то перекрыли, а по железной дороге составы с сырьем на "Крымский титан" идут без остановок. И кто знает, что в вагонах.

Самое читаемое
    Темы дня