наверх
20.04.202403:30
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Памятка избирателя. Занимательная социология

Местные выборы 2015 (295)

(обновлено: )52930
Чем меньше времени остается до местных выборов в Украине, тем более изощренными становятся способы одурачивания доверчивых избирателей. Если раньше политики заботились, в основном, о красочности процесса, то сейчас выдумывают методы воздействия на умы масс.

Антон Степанов, РИА Новости Украина

В понедельник в одном из самых рейтинговых информагенств столицы яблоку негде было упасть — пресс-конференцию созвала одна из влиятельных компаний, специализирующихся на социологических исследованиях. Информповод подобрался более чем солидный — рассказать журналистам о настроениях в обществе и тенденциях метаморфозы в политических предпочтениях. Но серьезное мероприятие достаточно авторитетной конторы в итоге превратилось в дешевый фарс. Даже те, кто, обладая природной доверчивостью, привык верить официальным данным, не смогли сдержать ироничной улыбки. "Независимое социологическое исследование" на поверку оказалось обыкновенной "заказухой", проплаченной заинтересованным лицом. Судя по почерку и сохраненному стилю — в большое политическое плавание вновь собралась лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко.

Битва за проценты

Как рассказали журналистам социологи, методом личного интервью ими было опрошено более двух тысяч совершеннолетних респондентов из 110 населенных пунктов всех областей, кроме Крыма и не подконтрольных территориях Донбасса. Но едва модератор конференции начал делиться информацией, тщательно сдобренной цифрами и данными, в зале начали неодобрительно зашушукались.

"Если бы выборы в Верховную Раду состоялись в середине июля, то 23,5% опрошенных респондентов отдали бы свои голоса за "Блок Петра Порошенко". На втором месте "Батькивщина" Юлии Тимошенко, за которую проголосовали бы 22,7% избирателей".

Пока журналисты пытались понять, каким образом политическая сила Тимошенко, с пятью с лишним процентами едва преодолевшая необходимый барьер на последних выборах, увеличила свой рейтинг в четыре раза, социологи ошарашили другими цифрами.

"Если бы в середине июля состоялись президентские выборы, то 26,9% опрошенных людей проголосовали бы за Петра Порошенко. Всего на несколько десятых отстает от первого места Юлия Тимошенко, поддержать которую уже сейчас готовы 25,6% респондентов. Таким образом, во втором туре президентских выборов встретились бы Порошенко и Тимошенко".

О том, кто стал бы победителем финальной битвы за президентство, если бы выборы проводились уже сегодня, исследователи социологии предпочли тактично промолчать. Хотя, даже в отсутствие такой информации, несложно было предположить, кому отдали свои предпочтения полумифические "респонденты".

Месть конкурентам

Не удивительно, что по данным социологов, к слову всерьез гордящихся членством в авторитетной ESOMAR, Юлия Владимировна празднует успех и на ближайших выборах в местные советы. Причем, согласно "независимому" исследованию за соратников Тимошенко отдают свои голоса по всей Украине. Так, по данным социологов, за "Батькивщина" с 14-ю процентами лидирует в рейтинге, с солидным отрывом опережая пропрезидентскую политическую силу.

Стоит отметить, что вместе с небывалым ростом симпатиков "Батькивщины", наблюдается также и буквально катастрофическое падение рейтинга политических оппонентов экс-премьер-министра.

"Среди оценок деятельности президента Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка преобладают негативные оценки. Из опрошенных респондентов 55,4% негативно оценили работу президента, а 66,7% — премьер-министра".

"Фургон с оркестром"

Тем не менее, несмотря на более чем очевидное присутствие в опубликованных данных третьей, заинтересованной стороны, социологии отвергают подозрения в предвзятости.

"Кто был заказчиком этого исследования? По правилам мы должны сохранять тайну. Но могу вас заверить, что заказчик социологического опроса не влияет на его результат. Мы являемся международной организацией и если допустим искривление данных или попытки воздействия, нас проверят. В случае, если выяснится, что данные некорректны, нас исключат из списка, это будет очень серьезный удар, после которого наша работа вообще окажется под вопросом"

Не верят в правдивость данных, появившихся за несколько месяцев до местных выборов и политические эксперты.

"Подобные манипуляции с социологией являются прямым признаком приближающейся избирательной кампании, — говорит директор Цента "Третий сектор" политолог Андрей Золотарев. Социологи называют подобный прием "эффектом фургона с оркестром". В XIX-м веке в США, когда цирк приезжал в город, чтобы собрать толпу пускали фургон с музыкой. Зеваки, следуя за ним, приходили в шапито. Именно так и начинается нынешняя избирательная кампания. Бросается в глаза, что подобная "социалогия" появляется в период летних отпусков, когда исследования в этой отрасли вообще не проводятся".

По словам специалиста, вбросы подобной социологической информации являются информационными поводами, выгодными заказчику.

"На фоне информационного затишья такие новости, безусловно, привлекают внимание, — говорит эксперт. Но к реальному положению дел эти данные не имеют никакого отношения. В Украине такие рейтинги покупаются и продаются, их стоимость варьируется около 15 тысяч долларов, с каждой компанией это решается в индивидуальном порядке".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня