Александр Белокобыльский, РИА Новости Украина, Луганск
С полуночи понедельника в Луганске запрещено движение любого частного автотранспорта, включая такси. Власти "Луганской республики" так планируют ловить мобильные группы "украинских диверсантов". На самом деле запрет слегка запоздал – мирные автолюбители уже давно стараются не выезжать из гаража.
Многих автомобилистов приказ не коснется: у одних машины уже сгорели на стоянках под залпами "Градов", другие успели выехать своим ходом за пределы Луганска, третьи держат транспорт в гаражах.
"Мы купили машину в ноябре, опыта вождения у меня нет – планировал практиковаться по весне. Но уроки пришлось отложить – вы знаете о случаях, когда "ополченцы" просто отбирали машины на дорогах. Так что необкатанный "ЗАЗ Lanos" стоит в гараже с пробегом 80 километров, и я очень надеюсь, что наш кооператив не попадет под обстрел", – рассказывает луганчанин Алексей.
Приказ "главы ЛНР" Валерия Болотова, подписанный 20 июля, мотивирован "активизацией диверсионных групп противника и непрекращающихся обстрелов города". Имеются в виду гипотетические диверсанты ВС Украины, которые якобы обстреливают жилые кварталы из города.
Раньше сообщалось, будто эти группы перемещаются по Луганску на самом разном транспорте – легковушках, грузовиках, микроавтобусах. Вплоть до карет скорой помощи, в связи с чем пресс-служба "ЛНР" предостерегала: мол, настоящие "скорые" – все новенькие "Peugeot" (их область получила в прошлом году), если увидели другой микроавтобус – это "диверсанты". Ни одной задержанной или ликвидированной диверсионной группы предъявлено не было, как и доказательств их существования в принципе.
И вот, чтобы этих неуловимых задерживать, в Луганске запретили движение любого автомобильного "и иного наземного транспорта" за исключением маршрутных такси (с 6:00 до 21:00), спецмашин "ЛНР", спасательных служб, транспортных средств доставки продовольствия для нужд города (6.00 до 21.00).
Что касается "иного наземного транспорта" – троллейбусов и трамваев, то он и без всяких приказов в Луганске перестал действовать. Артиллерийским огнем повреждена контактная сеть по всему городу, разрушены рельсы. И восстановить их возможности нет: мэрия не выводит ремонтные бригады, потому что обстрел продолжается.
"Поэтому в ближайшее время городской электротранспорт не будет выезжать на свои маршруты", – сообщает пресс-служба Луганской мэрии.
Машин с продовольствием на улицах тоже очень мало. Главная причина та же – обстрел. Но есть и другие. Например, закрытие продуктовых магазинов.
Так, с воскресенья, 20 июля в областном центре прекратила работу крупнейшая украинская сеть супермаркетов "АТБ". В комментарии сайту Luganskie.com руководство Луганского филиала компании констатировало: поставки большинства товаров отсутствуют, поскольку часть машин в город не пускают, а часть разворовывают на блокпостах. Кроме того, в последние недели супермаркеты лишились большинства персонала – часть из сотрудников бежала из города, а часть уволилась из-за того, что добираться на работу и находиться в торговом зале считают опасным.
Передвигаться по городу, если кто-то все же решается на это, – большая проблема. Маршрутки, которым власти "ЛНР" разрешили работать до 9 часов вечера, ходят лишь до часу дня.
Улицы города пустынны. Редкие горожане, которые набрались отваги (или безрассудства) и все же выехали по срочным делам, рискуют просто лишиться машин. По некоторым данным, только за первую половину дня "ополченцы" отобрали три автомобиля у нарушителей запрета.
Их семья не могла бы выполнить приказ "главы ЛНР" при всем желании – люди трое суток жили без электричества в спальных кварталах на юге города, ни ТВ, ни Интернета у них не было, а мобильная связь работала с перебоями.
"Откуда мы должны были узнать, что ездить нельзя?" – разводит руками пострадавший.
Как должны добираться на ж/д вокзал люди, которые пытаются покинуть Луганск, пока город не превратился в ад окончательно? Большинство поездов уходят со станции во второй половине дня. И сидеть полдня на вокзале небезопасно – он тоже подвергается обстрелу. В службах такси просто не берут трубку.
Звоню луганчанину Юре, который несколько последних месяцев занимался частным извозом. Я хотел спросить у него, выезжает ли он сейчас со своей стоянки, не боится ли обстрелов. Он трубку взял:
"Извини, говорить не могу – дорогой роуминг. Сейчас проезжаю Воронеж".