наверх
06.05.202403:28
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Одесский кинофестиваль: фестиваль революций

(обновлено: )125
В рамках 5-го Одесского Международного кинофестиваля, уверенно движущегося в эти дни к своему завершению, показывается программа "Путь к свободе", являющаяся откликом на последние события в нашей стране.

Алексей Першко

Существует мнение (которого, среди прочих, придерживается и Сергей Лозница), что кинематограф не способен воссоздать какое-либо историческое событие по целому ряду причин: среди них и ограничения, накладываемые способностями восприятия человека (в частности, тот факт, что человеческий глаз способен воспринимать приблизительно одну десятитысячную часть сущного), и импринты, некие культурные засечки, оставленные в мозгу каждого индивидуума и сформировавшие его, и ограниченные технические возможности съемочной техники. Важным препятствием является также и то, что кинематограф неспособен единомоментно передать все составляющие того или иного исторического события, так как они не разлагаемы в линейку времени. Таким образом, режиссер, снимающий то или иное историческое событие, может пойти двумя путями: первый заключается в простой фиксации и транслировании происходящего вокруг него (и тут важно не забывать, что само присутствие камеры уже само по себе меняет, если вообще и не создает ситуацию), но тогда кино перестает быть собственно кино, а превращается в информационный поток (который то же не является объективным по вышеуказанным причинам); второй путь – в том, чтобы отснятый материал организовать определенным авторским образом, превращая ленту в абстрактную, умозрительную конструкцию, которая в целом представляет собой не более чем авторский комментарий к событию. Если же при этом автор знает, какое послание он хочет донести до зрителя и вложить ему в голову, то его произведение неизбежно становится инструментом пропаганды и воздействия на общественное сознание.

В рамках 5-го Одесского Международного кинофестиваля, уверенно движущегося в эти дни к своему завершению, показывается программа "Путь к свободе", являющаяся откликом на последние события в нашей стране. Впрочем, не только откликом, но и – если уподобить ее некому метафильму – комментарием организаторов фестиваля к этим событиям.

Альманах "Черная тетрадь Майдана", созданный студентами мастерской профессора Ю.М.Терещенко режиссерского факультета Киевского Национального Университета кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого, открывавший программу, вызвал небывалый ажиотаж среди фестивальной публики (организаторам пришлось проводить два дополнительных показа). Но представляется, что такая популярность вызвана больше настроениями, царящими в нашем обществе, ведь авторы альманаха пошли по пути скорее фиксации происходившего на киевском Майдане, а вот полноценное комментирование им удалось не в полной мере, что, впрочем, совершенно простительно для столь молодых людей. Хотя их смелости и самоотверженности надо воздать должное. Возможно, некоторые огрехи этого произведения объясняются и тем, что столь масштабные социальные сдвиги, как второй Майдан, требуют длительного периода осмысления и исторических рефлексий.

В пользу этого предположения говорит и румынская лента "Где ты, Бухарест?" Влада Петри, в которой автор отслеживает в течение года события на Университетской площади Бухареста в 2012-м году. Перед внимательным зрителем предстает срез второго бухарестского майдана, начавшегося как протест против реформы социальной сферы и здравоохранения, а закончившийся референдумом по вопросу отставки президента Румынии. Мы видим более зрелое общество, разные группы которого в большей или меньшей степени рефлексируют как над происходящим, так и над сущностью глобального мира, в котором живет посткоммунистическая Румыния (например, одна из групп протестантов призывает "Думай глобально, действуй локально, а не национально"). И пусть бухарестский майдан проиграл (по результатам референдума президент Траян Басеску вернулся к исполнению своих обязанностей), но после просмотра этой ленты остается ощущение уверенности в осмысленности пути, по которому движется румынское общество.

Авторы ленты "Бархатные террористы" совместного чешско-румынского производства попытались в ироничной манере показать людей, способствовавших знаменитой бархатной революции 1989 года в Чехословакии, и их истинные устремления. Порой эта ирония доходит до самообнажения: герой первой из трех новелл фильма, взорвавший накануне 1-го Мая праздничную трибуну и отсидевший за это 5 лет, сам признает глупость этого поступка и говорит, что его истинным мотивом была не какая-то там демократия, а лишь возможность нормально жить – приударять за барышнями и ездить по миру.

Если же вернуться к аналогии между авторским фильмом и фестивальной программой "Путь к свободе", то главный авторский комментарий – лента Сергея Лозницы "Майдан", ставшая специальным событием последнего Каннского фестиваля – еще впереди. Каков он, мы узнаем только после показа.

Самое читаемое
    Темы дня