наверх
18.04.202422:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украина отмечает юбилей Конституции

Основной закон. 20 лет Конституции Украины (34)

(обновлено: )84230
Президент Петр Порошенко продвигает конституционную реформу в части децентрализации, являющуюся одним из ключевых пунктов минских соглашений по урегулированию ситуации в Донбассе.

КИЕВ, 28 июн — РИА Новости Украина. В Украине отмечают 20-ю годовщину принятия Конституции в ожидании внесения в нее очередных масштабных изменений. Президент Петр Порошенко продвигает конституционную реформу в части децентрализации, являющуюся одним из ключевых пунктов минских соглашений по урегулированию ситуации в Донбассе. Однако пока в Верховной Раде нет необходимого количества голосов для принятия соответствующего законопроекта.

Конституция Украины была принята Радой 28 июня 1996 года. Длительное время ее не могли принять из-за острых дискуссий между президентом и парламентом относительно будущей формы правления. День принятия Основного закона считается в стране государственным праздником — Днем Конституции Украины.

"Разменная монета"

Основной закон неоднократно становился в Украине заложником политической борьбы, в ходе которой в документ вносили изменения в угоду тем или иным партиям.

Глобальные изменения в Конституцию вносили три раза. Впервые это произошло во время "оранжевой" революции в 2004 году, перед приходом к власти Виктора Ющенко. Тогда в результате конституционной реформы Украина преобразовалась из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику. В 2010 году, при президенте Викторе Януковиче, Конституцию снова поменяли.

Последний раз форма правления в стране изменилась в 2014 году. После смены власти в ходе Евромайдана парламент проголосовал за возвращение к Конституции 2004 года и восстановление парламентско-президентской республики.

Новые изменения

Избранный в 2014 году президентом Порошенко заявил о новой реформе Основного закона. Несмотря на то, что после возврата к Конституции 2004 года президентские полномочия были существенно урезаны, он заявил, что не намерен добиваться их расширения, наоборот — передаст часть своих полномочий местным властям.

По словам Порошенко, реформа должна была идти в трех направлениях: децентрализация власти, преобразования в судебной системе, совершенствование регулирования прав и свобод человека. Кроме этого, глава государства пообещал отдельно добиваться внесения изменений в Конституцию для лишения неприкосновенности депутатов Рады и ее ограничения для судей.

Для подготовки проекта изменений Порошенко создал конституционную комиссию. При этом пока Рада смогла принять изменения в Основной закон только в части судебной реформы.

Конституционный суд Украины еще летом 2015 года дал положительное заключение по изменениям Конституции об отмене депутатской и ограничении судейской неприкосновенности, но документ так и не был вынесен на рассмотрение парламента из-за отсутствия поддержки среди депутатов.

Проект изменений в Конституцию в области прав человека еще находится на стадии разработки.

Децентрализация на полпути

Конституционная реформа в части децентрализации была принята парламентом в первом чтении в августе 2015 года. Для принятия изменений в целом необходимо, чтобы Рада конституционным большинством в 300 голосов проголосовала за законопроект во втором чтении.

Инициируя эту реформу, Порошенко заявил, что в рамках децентрализации власть не пойдет на федерализацию страны, и Украина в любом случае останется унитарным государством. При этом, по его словам, децентрализация не коснется вопросов обороны, национальной безопасности и внешней политики.

Президентский законопроект закрепляет отход от централизованной модели управления в государстве и вводит новую систему территориальной организации власти на Украине.

В частности, изменения предусматривают ликвидацию института областных губернаторов, которые сейчас назначаются президентом. Предполагается, что система административно-территориального устройства будет состоять из регионов, районов и общин. Именно общинам предлагается передать самые большие полномочия и финансовые ресурсы. Вместо губернаторов вводится должность перфектов, которые станут представителями государства на местах.

Однако многие политики и эксперты считают, что предложенный Порошенко вариант децентрализации на самом деле только усилит возможность президента влиять на регионы, так как перфекты фактически будут подконтрольны главе государства, и он будет назначать и увольнять их по представлению правительства.

Кроме того, эксперты обеспокоены тем, что президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия местных выборных органов власти.

Широкий общественный интерес к реформе вызван также тем, что она, в частности, призвана урегулировать конфликт в Донбассе.

Согласно минским соглашениям от 12 февраля 2015 года, Украина должна принять конституционную реформу, ключевым элементом которой должна стать децентрализация с учетом особенностей "отдельных районов Донецкой и Луганской областей".

Принятый в первом чтении проект конституционных изменений содержит в переходных положениях пункт, согласно которому особенности местного самоуправления Донбасса определяются отдельным законом.

Нет поддержки

Первоначально предполагалось, что реформа по децентрализации будет завершена к 2016 году. Однако процесс затянулся, поскольку изменения не поддерживают большинство фракций парламента, что делает невозможным голосование за конституционные правки во втором чтении.

Депутаты считают, что принятие реформы в предложенном виде несет угрозу территориальной целостности и суверенитету Украины.

"Эти изменения являются опасными для украинцев, опасными для местного самоуправления, опасными для суверенитета и опасными для национальной безопасности, территориальной целостности государства. Принятие их будет означать разрушение украинской государственности как таковой… Мы будем всячески прилагать усилия, чтобы эти изменения (в Конституцию – ред.) вообще не появились в зале, а если эти изменения будут в зале представлены, чтобы не было достаточного числа голосов", — заявила вице-спикер Рады Оксана Сыроид.

Во фракции "Народный фронт" обсуждается возможность изъятия из законопроекта положений, которые касаются предоставления Донбассу особого статуса, чтобы рассмотреть этот вопрос позже отдельно от основной части реформы.

"Я считаю, что если мы хотим достичь успеха в децентрализации, давайте перестанем прятаться, а вынесем этот проект отдельно в сторону от крайне сомнительного проекта "особого статуса", который не пройдет через парламент", — предложил глава МВД Украины, член "Народного фронта" Арсен Аваков.

В начале июня Порошенко затруднился спрогнозировать конкретные сроки принятия изменений, однако пообещал, что сможет повлиять на парламент для позитивного голосования. "Относительно изменений в Конституции в части децентрализации я остаюсь оптимистом, я имею несколько конструктивных предложений к парламенту", — сказал он.

В то же время, по словам Порошенко, изменения могут быть приняты только в случае выполнения всех условий минских соглашений. Президент считает, что, в частности, для этого нужно достичь полного соблюдения режима прекращения огня в зоне конфликта.

Что дальше?

Политолог Консть Бондаренко считает, что внесение изменений в Конституцию зависит в первую очередь от позиции Запада.

"На сегодняшний день в парламенте нет голосов за изменения в Конституцию во втором чтении, поэтому пока очень сложно что-то прогнозировать. Мы прекрасно понимаем, что многие моменты в украинской политике сегодня решаются не на Украине, а за рубежом, в Вашингтоне. Многое будет зависеть от встречи лидеров "нормандской четверки" (Германия, Франция, Россия и Украина)", — сказал Бондаренко РИА Новости.

По его мнению, во многом перспектива голосования по Конституции также зависит от отношений между Украиной, США и ЕС, между Украиной и РФ, а также между Россией, ЕС и США.

При этом политолог считает, что изменения могут быть приняты к концу года, но лишь в том случае, если имплементации минских соглашений будут активно добиваться западные союзники Украины.

Бондаренко выразил мнение, что принятые в первом чтении изменения в Конституцию уже нельзя будет "существенно подправить", как этого требуют от Киева неподконтрольные ему районы Донбасса.

Читайте также: Донбасс, глобальная игра в "минские соглашения". Кто на вылет?

Представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик постоянно указывают на то, что, согласно минским договоренностям, конституционная реформа должна быть согласована с районами Донбасса. ДНР и ЛНР не поддерживают предложенный Киевом вариант реформы и предоставили свое видение конституционных изменений. Однако власти отказываются принимать во внимание их замечания.

"Кардинальных изменений быть уже не может, потому что тогда нужно по-новому голосовать в первом чтении. Это предложение Украины и с ним уже согласились, что это рабочая формула. И если (глава ДНР Александр) Захарченко с (главой ЛНР Игорем) Плотницким вдруг скажут, что их не устраивают такие изменения в Конституцию, тогда мяч уже будет на их стороне… Украина и так пошла на тот компромисс, который для нее максимально допустим", — считает Бондаренко.

Самое читаемое
    Темы дня