наверх
23.04.202411:32
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Рада рассмотрит в первом чтении конституционные изменения по децентрализации

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )576
В случае если парламент провалит голосование, Украина по срокам не успеет провести конституционную реформу до конца 2015 года, как это предусмотрено Минскими соглашениями.

КИЕВ, 31 авг — РИА Новости. Парламент в понедельник соберется на внеочередное заседание, на котором планирует принять в первом чтении конституционные поправки в части децентрализации власти.

Депутаты двух фракций коалиции "Радикальная партия" и "Самопомощь" отказываются поддерживать предложенный Петром Порошенко проект Конституции. По мнению депутатов, норма об определении особого статуса Донбасса в переходных положениях документа угрожает государственному суверенитету и независимости Украины, а сами конституционные изменения значительно усиливают полномочия главы государства.

Парламентарии не исключают, что в Раде все же удастся найти необходимые 226 голосов для принятия проекта за основу за счет оппозиции и внефракционных депутатов. В случае если парламент провалит голосование, Киев по срокам не успеет провести конституционную реформу до конца 2015 года, как это предусмотрено Минскими соглашениями.

Сложная процедура

Конституционный суд (КС) Украины в конце июля огласил решение, которым признал соответствующим Конституции президентский проект изменений основного закона по децентрализации власти. Суд также признал конституционной норму переходных положений проекта, которая предусматривает, что особый статус Донбасса определяется отдельным законом.

По процедуре, конституционные изменения рассматриваются в течение двух сессий: для принятия документа в первом чтении необходимы минимум 226 голосов. Во втором чтении и в целом закон должны подержать минимум 300 народных депутатов. Власти рассчитывают одобрить в целом проект изменений осенью этого года.

Предложенные президентом изменения предусматривают трехуровневую систему местного самоуправления. Предполагается, что система административно-территориального устройства будет состоять из регионов, районов и общин, община может включать один или несколько населенных пунктов — громад. Именно общинам предлагается передать самые большие полномочия и финансовые ресурсы. Представителем государства (префектом) на местах будет лицо, которое назначается и увольняется президентом по представлению правительства. Кроме того, согласно разработанным поправкам, президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия местных органов власти (мэров, а также городских, районных и областных советов) с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на один год. По мнению Порошенко, это позволит ему быстро реагировать на проявления местного сепаратизма.

Депутатов пугает статус Донбасса

Депутаты неоднократно заявляли об огромном давлении со стороны администрации президента, настаивающей на необходимости поддержки конституционных инициатив главы государства. По данным источников в парламентском большинстве, необходимость утверждения проекта Конституции президент аргументирует нежеланием терять поддержку Запада и риском возобновлением масштабных боевых действий в Донбассе.

"К сожалению, президент воспользовался международным давлением на нас для того, чтобы изменениями в Конституцию увеличить свою власть. В тексте предложенных изменений относительно децентрализации, к сожалению, нет увеличения полномочий общин, а наоборот, такие изменения делают органы общин более зависимыми от президента и от префекта", — считает вице-спикер парламента, член партии "Самопомощь" Оксана Сыроид. По ее мнению, такие изменения в Конституцию не могут быть приняты, так как страна фактически находится в "состоянии войны". Именно поэтому фракция "Самопомощь" не будет голосовать за конституционные изменения даже в первом чтении.

Позиция "Радикальной партии" также пока остается неизменной. Ее лидер Олег Ляшко подверг критике решение властей прописать в основном законе особый статус для Донбасса и попытки Порошенко увеличить свои полномочия.

"В изменениях в Конституцию, которые предлагает президент в рамках "децентрализации", на самом деле заложены большие полномочия префектов, которых будет назначать президент <…> Таким образом, Порошенко получит дополнительные полномочия, которых украинский народ ему не предоставлял, выбирая в мае прошлого года на президентский пост. А значит, по логике, после принятия этих изменений в Конституцию должны быть досрочные президентские выборы", — написал Ляшко на своей странице в Facebook.

Президент Украины неоднократно заявлял, что предложенные им изменения по децентрализации не означают федерализацию страны и не предусматривают особого статуса для Донбасса. Порошенко считает, что его предложения позволят передать значительные финансовые, социальные и административные ресурсы из центра местным общинам. По словам главы государства, ему удастся убедить "Радикальную партию" и "Самопомощь" поддержать конституционную реформу.

В то же время, по мнению украинских политологов, непримиримая позиция некоторых фракций коалиции в отношении статуса Донбасса является больше "информационным прикрытием". Эксперты считают, что депутаты больше противятся усилению президентских полномочий.

Специалисты по конституционному праву также неоднократно отмечали, что закон о местном самоуправлении в некоторых районах Донбасса не несет никакой угрозы, поскольку документом можно как наделить эти территории большими полномочиями, так и максимально их ограничить.

В поиске голосов

Президент Петр Порошенко ранее выразил уверенность, что в Раде есть необходимое количество голосов для принятия конституционных изменений. В тоже время депутаты не разделяют оптимизм главы государства.

"Я думаю сейчас в парламенте, дай Бог, чтобы 30 голосов было (за проект изменений — ред.)", — сказал РИА Новости депутат из фракции коалиции "Народный фронт" Леонид Емец. Он также не исключил, что в связи со спорной нормой по статусу Донбасса рассмотрение документа в первом чтении может быть отложено до осени.

"Я думаю, это было бы благо (решение отложить рассмотрение документа — ред.), учитывая то, что нам предлагают принять в этой Конституции. Камнем преткновения является именно статус Донбасса. Все остальное — абсолютно полезные вещи для государства: децентрализация. Если бы не этот пункт относительно местного самоуправления отдельных территорий Луганской и Донецкой областей, стоило бы, конечно, голосовать", — добавил депутат. Емец также заявил, что, несмотря на позицию фракции "Народный фронт" поддержать предложенные президентом конституционные изменения, он и еще ряд депутатов от партии премьера не будут голосовать за документ.

Глава пропрезидентской фракции "Блок Петра Порошенко "Солидарность" Юрий Луценко прогнозирует, что голосование по изменениям в Конституцию Украины будет сложным.

"Будет сложная ситуация. По нашим данным, "Оппозиционный блок" получил месседж из своего внешнего центра управления о том, чтобы не голосовать за изменения в Конституцию, поэтому количество голосов уменьшится. Серьезно колеблются внефракционные группы, радикально настроены две фракции: "Самопомощь" и "Радикальная партия" против", — сказал Луценко.

Он отметил, что противники конституционных изменений не выдвигают аргументов против голосования. При этом Луценко выразил уверенность, что на заседании Верховной рады в понедельник будет большинство в 226 голосов за изменения в Конституцию, а вот необходимые 300 голосов для голосования за документ в целом — под вопросом.

В "Оппозиционном блоке" РИА Новости заявили, что поддержат в первом чтении конституционные изменения, однако считают, что данный проект не является реальной децентрализацией, которая нужна регионам.

"Более того, предлагаемая "децентрализация" на самом деле является усилением президентской ветви власти", — считают в оппозиции.

Читайте также: При Януковиче евроинтеграция проходила активнее, чем сейчас – политолог

ДНР/ЛНР против предложений Киева

Согласно минским договоренностям, конституционная реформа с учетом интересов Донбасса должна пройти до конца 2015 года. Власти самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) считают, что при разработке президентского проекта изменений в Конституцию были нарушены минские договоренности, так как представители республик не были привлечены к работе над поправками. Представители ДНР и ЛНР также подчеркивают, что особый статус Донбасса должен быть прописан прямо в Конституции, а не определяться отдельным законом.

По мнению главы МИД РФ Сергея Лаврова, Киев не выполняет обязательство немедленно начать конституционную реформу, в этом вопросе ничего не сдвинулось.

"Была встреча в Женеве в апреле 2014 года (с участием госсекретаря США Джона Керри, главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон, и.о. МИД Украины Павла Климкина, главы МИД РФ Сергея Лаврова), мы там приняли заявление, в котором было сказано, что необходимо немедленно начать общенациональный диалог с участием всех регионов и всех политических сил Украины для того, чтобы осуществить конституционную реформу. Это было в апреле 2014 года. Уже прошло более полутора лет. И вот это обязательство Украины немедленно начать конституционную реформу — оно никуда не сдвинулось", — сказал Лавров.

По его словам, "вопреки тому, что в феврале этого года в Минске все было подробнейшим образом прописано", "никакой реформы никто не проводит".

Москва также неоднократно заявляла, что для конституционной реформы в Украине нужен прямой диалог Киева с Донецком и Луганском.

Напомним, изменения в Основной закон внес на рассмотрение народных депутатов президент Петр Порошенко. Проект не предусматривает особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а лишь прописывает, что он будет определен специальным законом. Норму о порядке совершения местного самоуправления в отдельных районах Донбасса на основе закона предлагается закрепить в переходных положениях Конституции.

Читайте также: Конституционная реформа или конституционный переворот

Согласно разработанным изменениям, президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия местных органов власти с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на один год. По мнению Порошенко, это позволит ему быстро реагировать на проявления сепаратизма.

Самое читаемое
    Темы дня