Самому аристократическому мужчине советского кино и театра, умеющему быть по-настоящему смешным, в 1948 году комиссия во ВГИКе отказала в приеме с формулировкой: "Некиногеничен". На фото: Яковлев в фильме "Необыкновенное лето", 1956 год.
Дверь в мир кино закрылась (как оказалось, лишь временно), зато открылась другая - в Театр Вахтангова. На его сцене Яковлев играет уже более 60 лет. Здесь он создал совершенно разных героев от водевильных до трагических: Трилецкого в чеховской "Пьесе без названия", самого Антона Павловича в драме Малюгина "Насмешливое мое счастье", Казанову в постановке "Три возраста Казановы", майора в "Дамах и гусарах" (спектакль шел более 20 лет), Прокофьева в "Уроках мастерства", Глумова в постановке "На всякого мудреца довольно простоты". На фото: Юлия Борисова и Юрий Яковлев в спектакле по пьесе Анатолия Софронова "Стряпуха" в Театре имени Вахтангова. Постановка режиссера Рубена Симонова, 1959 год.
Главное качество Яковлева-актера, которое позволяет ему создавать запоминающихся персонажей, - умение импровизировать. По словам артиста, он не может "два спектакля сыграть одинаково", ему всегда нужно что-нибудь придумывать. Так он сам отказался играть мецента Дудукина (одну из лучших его театральных ролей) в спектакле Петра Фоменко "Без вины виноватые", когда почувствовал, что постановка "умерла", и он не может больше импровизировать. На фото: Юрий Яковлев (слева) и Николай Плотников в спектакле по пьесе Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты" в Театре имени Вахтангова. Постановка режиссера Александра Ремизова, 1970 год.
Известность Юрию Васильевичу принес, конечно же, кинематограф. При этом ему одному из немногих в кино удалось не стать так называемым "характерным актером", избежать типажности. Сам Яковлев называет себя актером, у которого нет амплуа. "Я играю совершенно разные роли. Они просто связаны общим моим отношением к людям. Моим мировоззрением, что ли. Я люблю играть добрых людей. Я это утверждаю. Доброта для меня — эталон", - говорил он в одном из интервью. На фото: кадр из фильма "Необыкновенное лето" режиссера Владимира Басова, 1956 год.
Заговорили о Яковлеве после роли князя Мышкина в фильме Ивана Пырьева "Идиот". Режиссер несколько лет не мог найти актера на главную роль и, наконец, встретил своего Мышкина на "чужих" пробах. "Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему была свойственна простота, мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь он был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния", - вспоминал Пырьев о молодом Яковлеве. На фото: Юрий Яковлев в роли князя Мышкина и Юлия Борисова в роли Настасьи Филипповны в фильме "Идиот", 1958 год.
Яковлев – один из немногих советских актеров, на котором органично смотрится фрак и гусарские эполеты. Откуда такая аристократическая стать? На это актер привычно пожимает плечами и говорит: "Вот уж не знаю, в роду дворян не было, одни купцы. Природа, наверное". Но не только фрак – на Яковлеве одинаково хорошо сидит и царская корона, и малиновые штаны пацака. На фото: Михаил Козаков (справа) и Юрий Яковлев в роли графа (слева) в фильме режиссера Наума Трахтенберга "Выстрел" по одноименной повести А. С. Пушкина.
Сам Яковлев считает одной из лучших своих работ в кино роль Стивы Облонского в "Анне Карениной" Александра Зархи. По его мнению, в этой картине у него получилось "абсолютно точное, стопроцентное попадание" в образ. На фото: Майя Плисецкая в роли княгини Бетси и Юрий Яковлев на съемках фильма "Анна Каренина".
Многие реплики киногероев Яковлева стали крылатыми. Самой популярной киноцитатой советского кино считается фраза управдома Бунша "Требую продолжения банкета" из комедии "Иван Васильевич меняет профессию". В фильме мастера советской комедии Леонида Гайдая он сыграл сразу две разные роли - управдома и царя Ивана Грозного. По словам актера, сначала было трудно играть противоположных по характеру героев: "Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось". На фото: Юрий Яковлев в роли управдома на съемках фильма "Иван Васильевич меняет профессию" режиссера Леонида Гайдая, 1974 год.
Также он сыграл Соломатина в фильме "Карнавал", Девятова в "Мы, нижеподписавшиеся", Би в фантастическом фильме Георгия Данелия "Кин-дза-дза". На фото: Юрий Яковлев (слева) и Ирина Муравьева (справа) на съемках фильма "Карнавал", 1981 год.
Обаяние и природное благородство Яковлева не оставляли равнодушными и женщин. Он был женат три раза, с последней супругой Ириной Сергеевой, которая работала директором музея при Театра Вахтангова, они вместе уже пятый десяток. Дети актера - Алена, Алексей и Антон (все от разных жен) - пошли по стопам отца и связали свою жизнь с миром кино и театра. На фото: Юрий Яковлев с детьми Алёной, Алексеем и Антоном, 1998 год.
Актер, которому, как никому другому, удается фраза: "Царь. Очень приятно, царь!", никогда не боялся быть смешным. И всегда говорит, что рассмешить зрителя – это самое сложное и ценное в актерском ремесле. В последнее время Яковлев в кино почти не снимается (кроме участия в современной версии "Иронии судьбы" Тимура Бекмамбетова). Зато его можно увидеть в театре в спектакле "Пристань", где он играет Николая Алексеевича в части "Темные аллеи" по Бунину. На фото: Яковлев на церемонии вручения театральной премии "Хрустальная Турандот" в Театре имени Евгения Вахтангова, 2012 год.
Одному из самых узнаваемых и любимых актеров советского кинематографа Юрию Яковлеву в четверг, 25 апреля, исполняется 85 лет.
Юрию Яковлеву - самому аристократическому мужчине советского кино и театра, умеющему быть по-настоящему смешным, в четверг, 25 апреля, исполняется 85 лет.