Кирилл Вышинский
В начале 90-тых директор художественного музея одного из областных центров Украины рассказал мне, как впервые в жизни увидел "Черный квадрат" Малевича. В живую, на расстоянии протянутой руки. Если кто не в курсе, "Квадрат" – это яркий пример беспредметной живописи, икона мирового художественного авангарда и одна из самых известных и обсуждаемых картин этого направления. Цена на аукционах за "Квадрат" составляла под миллион долларов еще в конце прошлого века.
Читайте также: Эффект Надежды. Украинская политика до и после возвращения Савченко
В застойные 70-тые мой собеседник оказался с группой своих коллег в запасниках Эрмитажа – была такая практика собирать в Третьяковке или Эрмитаже музейщиков со всего Союза для повышения квалификации. В течение нескольких дней им показывали великих импрессионистов и малых голландцев. Но все знали – в спецхране Эрмитажа есть "Черный квадрат", и мечтали хотя бы одним глазком. Абстрактное искусство тогда было не в почете – еще недавно Хрущев крыл матом в Манеже авангардистов – и его держали взаперти, под арестом. В последний день провинциалы уговорили, и зам. по науке Эрмитажа под большим секретом повел коллег в дальний коридор, открыл три замка, достал со стеллажа и поставил перед ними картину. Искусствоведы с благоговением вглядывались в большой масляный квадрат на серовато-белом фоне и слушали пояснения о новаторстве, значении для художественного процесса, цене на "Сотбисе" и т. п.
Когда я смотрел по телевизору кадры возвращения "нашей Нади" из российских застенков, старая история про "Квадрат" всплыла сама собой. Мы, как и те провинциальные искусствоведы про "Квадрат", тоже все знали про Надю — мужественная героиня-летчица, хрупкая девушка, голодавшая в знак протеста против судебного произвола всей путинской системы. Безжалостная к врагам, родная и любящая для своих, она возвращалась из черного космоса несправедливости к себе, на родную землю. Тревога не покидала страну – "поменяют – не поменяют", президентский самолет в Ростове, анонсы "летит, летит", наконец, толпа встречающих политиков и журналистов на летном поле Борисполя. Как откровения от картины Малевича, мы ждали встречи с Надей. Вот она, бледная и исхудавшая, с трапа самолета наконец-то упадет в объятья, будет благодарно принимать цветы и устало улыбаться. По-доброму, по-гагарински…
Но по серому бетону Борисполя уверенно шагала энергичная и вполне себе такая в теле Надя Савченко с хмурым взглядом исподлобья. От цветов отказалась, наорала на журналистов, всех построила и пообещала, что всем еще покажет. В ее огнедышащем взгляде (еще чуть-чуть, и вы – радиоактивный пепел) было что-то от знаменитого квадрата. Та самая угрюмая прямота черного на белом…
Конечно, это только первое впечатление. Надежда уже произносит пламенные слова, которые так ждут ее поклонники – буду биться за Родину до конца, в парламенте должны быть только честные, никаких выборов на Донбассе. Все верно, зажигательно, будоражит и зовет. Такой же яркой она будет и в Раде, и на трибуне Парламентской ассамблеи Совета Европы – услышим еще и не то, да и увидим, наверняка, не одну заводную сцену с ее участием. Наша Надя – девушка прямая, как углы в квадрате. Но и Парасюк пламенно вещал со сцены Майдана, а сегодня меняет машины так же быстро, как и размеры пиджаков – сидячая работа в Раде сказывается на фигуре. Тот же комбат Семенченко, из-под балаклавы грозно обещавший повергнуть всех врагов, сегодня по суду чуть ли не мошенником с липовым званием оказался.
Смотрите также: Новая молодая жена "казака" Гаврилюка
Казак Гаврилюк, который до Майдана и Рады был прорабом на стройке, за два года депутатства, как пишут в СМИ, с ипотекой рассчитался. Видимо, внимательное чтение законопроектов пошло на пользу его благосостоянию. У Надежды Савченко тоже есть кресло в Раде, кабинет в партийном офисе "Батькивщины" на Туровской. Да и участок, который ее семья получила от Кличко, нужно будет обустраивать…Примеров того, как яркие портреты вчерашних героев трескаются, тускнеют и все меньше вызывают симпатий, более чем достаточно. Мы видели их через экраны телевизоров, в квадратах виртуальной действительности, а на расстоянии протянутой руки они могут вызвать такое же разочарование, как и знакомство вплотную со знаменитым полотном Малевича. Важно только помнить, что не "Квадрат" в этом виноват – он всегда был прямоугольным и черным, а наши завышенные ожидания от его черно-белой угрюмости.