наверх
19.04.202410:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Замминистра о митингах железнодорожников и коррупции в Мининфраструктуры

435
Заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк в эфире Голоса Столицы прокомментировал протесты транспортников, а также рассказал о наиболее громких антикоррупционных расследованиях в своем ведомстве.

Железнодорожники 11 октября пикетировали здание Мининфраструктуры. Главное требование, которое они выдвигали – повышение зарплат.

Также транспортников возмутили размеры коррупции, которую до сих пор не пресекли в "Укрзализныце". По словам активистов, до четверти общих объемов мазута чиновники воруют, в то время как машинистам материалов постоянно не хватает.

Железнодорожники выражали протесты и против изношенности подвижного состава. Они сообщили, что некоторые локомотивы приходится ремонтировать прямо на ходу, нарушая все правила безопасности.

Подробнее об этих протестах и коррупции в сфере транспорта в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк.

Железнодорожники бастовали у здания Мининфраструктуры. Мог ли быть этот протест кем-то заказан?

– Войцех Бальчун проводит кардинальную политику улучшений в "Укрзализныце". Он немножко искореняет эти семейные подряды, которые длительное время имели место. Те люди, которые просидели долгое время, которые построили коррупционные схемы – когда их начинают оттуда "просить", то начинаются протесты. 

С другой стороны, часть вопросов, озвученных профсоюзами, являются существенными и требуют внимания. Но требуют внимания не столько со стороны руководства Мининфраструктуры, сколько со стороны менеджмента "Укрзализныци".

Но Бальчун в Facebook опубликовал довольно резкие высказывания…

– Мне трудно это комментировать. В первую очередь я не знаю таких фактов, чтобы Войцех Бальчун от кого каким насильственным путем требовал писать заявления об увольнении по собственному желанию. Но то, что на последних заседаниях правления "Укрзализныци" были приняты такие жесткие кадровые решения, я считаю, это правильно.

Почему этого не было сделано раньше?

– Бальчун из другого государства, гораздо более развитого. Сначала нужно изучить ситуацию, вникнуть во все сферы. 

Были приняты определенные кадровые решения. Понимаем, что не всем это нравится. Но митингующих менее всего беспокоят кадровые назначения. Их беспокоят условия труда, чтобы действительно предприятие было максимально загружено работой.

Я, как заместитель министра, который отвечает за политику безопасности и предотвращения обнаружения коррупции, особое внимание уделяю "Укрзализныце", потому что это одно из многих предприятий, подчиненных Мининфраструктуры. 

Нужен системный подход, потому что, к сожалению, все те схемы строились на протяжении десятилетий. Система электронных закупок это уже искоренение случаев коррупционных проявлений, заказных тендеров, завышения цен. 

С другой стороны, на определенных направлениях мы имеем договоренность участников рынка, когда сознательно не подаются на тот или иной тендер – и он срывается, или подается только один поставщик, а другие – нет. Есть корпоративный сговор извне. С этим также нужно бороться. 

И система электронных закупок на сегодняшний время сэкономила сотни миллионов гривен для "Укрзализныци".

Какие вы используете подходы в борьбе с коррупцией?

– Когда мы обнаруживаем ту или иную схему, нам нужно параллельно восстанавливать превентивные механизмы и строить работу так, чтобы больше этот случай не повторился. 

Если мы говорим конкретно по "Укрзализныце", то нужны параллельные кадровые решения, приглашать на работу опытных специалистов, незаангажированных. А Центр обеспечения производства можно отдать на аутсорсинг.

Читайте также — Большие перемены на "Укрзализныце": чего ждать украинцам

По системе ProZorro был случай – закупка редукторов к вагонам поездов. Закупаются редуктора у польской компании, официально показывают документы, подают на конкурс, его выигрывают. "Укрзализныця2 закупает у них и что мы видим в заключении? 

Когда "Укрзализныця" получила эти редукторы, отдельной проверкой было установлено, что они рязанского производства, сертификат качества – Россия. Мало того, они еще были в использовании. 

А определенные должностные лица "Укрзализныци" приняли этот товар, имея договоренность с той или иной компанией. Следствие сейчас продолжается. Закупка была примерно на сумму 700 тысяч евро, то есть это 25 млн гривен.

В конце сентября Мининфраструктуры разработало и обнародовало 10 шагов борьбы с коррупцией в аппарате министерства и подведомственных предприятиях. Назовите несколько пунктов, которые вы считаете важными.

– В самом министерстве есть подразделение по предотвращению и выявлению коррупции, и в каждом подведомственном органе есть такие же подразделения. Были обработаны их планы. Но мы видим, что те планы были декларативные, они несли в себе много лозунгов популистских, не было конкретных действий. 

После проведения такого анализа премьер поручил всем министрам разработать такие шаги, а министр поручил мне, так как я отвечаю за это направление. Мы обобщили всю ту картину и выработали десять шагов. Они все взаимосвязаны между собой. 

Каждый пункт плана на каждом предприятии должен иметь четкий срок исполнения и индекс ожидаемого результата. Так что все те пункты главные.

Есть такой господин Федорко, который попал в ДТП на AUDI Q7 с журналистом. Он бы, может, и не попал бы в поле зрения наше, но когда мы начали узнавать, откуда у него такой автомобиль 2016 года, увидели, что он, будучи директором департамента грузовых перевозок "Укрзализныци", имеет дочь, которая является учредителем на предприятии частном, которое занимается железнодорожными грузовыми перевозками. Это конфликт интересов. 

Такая же ситуация была по аэропорту "Львов". Были два родных брата в аэропорту "Львов" имени Даниила Галицкого. Один был начальником отдела закупок, второй был начальник отдела финансового контроля: один покупал, другой его контролировал.

Какие санкции предусмотрены, если такие случаи не устраняются?

– Это административная ответственность за правонарушения, предусмотренная действующим законодательством о предотвращении коррупции в Украине. Это протокол о коррупции и увольнение автоматическое.

На руководителя также возлагается ответственность – если он не устраняет ситуацию. В противном случае, когда должностное лицо не сообщило руководителю, что у него есть конфликт интересов, привлекают к ответственности его.

Есть среди шагов по преодолению коррупции и минимизация коррупционных рисков и реформирования системы управления дорожным хозяйством Украины. Расскажите об этом подробнее.

– У нас есть "Укравтодор" – это центральный орган исполнительной власти, подчиненный Мининфраструктуры. Под ним есть государственная акционерная компания, которой подчиняются все облавтодоры. Надо менять все эти подрядные организации. 

Сейчас ПАД ГАК "Автомобильные дороги Украины" находится в стадии ликвидации. Однако министр и мы все поняли, что у нас нет окончательного варианта этой ликвидации. То есть мы не дойдем до какого-то логического завершения.

Почему возникли такие сложности?

– Когда в стадии ликвидации предприятие находилось, работал ликвидатор в одном лице, который отсуживал имущество, технику. А имущества очень много. У них есть санатории свои площадки, асфальтовые заводы, техника и тому подобное. 

Читайте также: Большинство вагонов "Укрзализныци" подлежит списанию — эксперт

И что мы увидели? Что ликвидатор работал, имущество там отчуждалось. Но кредитная задолженность выросла – и существенно. Поэтому мы приостановили любые реализации имущества. Сейчас руководством "Укравтодора" совместно с руководством "Автомобильные дороги Украины" выработана концепция реформирования этой структуры. 

Очень многое будет передано органам местного самоуправления. И система управления дорожным хозяйством будет упрощена намного. А где упрощение, где есть прозрачность, там уже есть и минимизация коррупционных рисков.

На сегодняшний день на стадии согласовании принимается соответствующее постановление Кабмина об отмене ликвидации этого учреждения. Параллельно уже создана группа, проводящая аудит имущества всего, которое есть или уже продано. 

На каких основаниях оно было продано, кому оно продано, по какой стоимости, сколько государство недополучило прибыли? Это все проанализируем и будем иметь чем удивить наших граждан. Потому что предварительный анализ показывает, что злоупотребления были достаточно серьезные.

У вас есть взаимодействие с СБУ, НАБУ?

– Полное сотрудничество у нас и с НАБУ, и с СБУ, и с Нацполицией, и с ГПУ.

Когда будет преодолена коррупция в "Укрзализныце"?

– То, что в "Укрзализныце" происходило в течение последних 25 лет, за три-четыре месяца нашего пребывания на должностях трудно изменить. Если бы на моем месте сидел какой-то человек и сказал, что через год там коррупции не будет, то он бы солгал откровенно. 

Я думаю, такими темпами если идти, через лет пять коррупции не будет вообще. Или она будет минимизирована. Все мероприятия минимизируют контакт чиновника с предпринимателем, с должностным лицом.

Каких вам ресурсов не хватает больше всего?

– Человеческих. На сегодня человеческий кадровый потенциал низкий. Трудно найти профессионального юриста или экономиста в управление предотвращения коррупции, финансиста – незаангажированного человека, который действительно придет и будет работать. Хорошего аудитора достаточно важно найти, ревизора. 

У меня еще в подчинении управление аудита и внутреннего контроля. Хороших аудиторов уже забрали топовые компании, которые в них работают на достаточно солидную зарплату.

Планируется внедрение механизмов реагирования на сообщения о коррупции и работа по разоблачению. Что имеется в виду?

– Мы хотим усовершенствовать механизм сообщений, начиная от анонимных обращений, которые по закону об обращении граждан подлежат обязательному рассмотрению. 

Мы хотим создать свою внутреннюю базу. Обычно сообщения или носят анонимный характер, или, если они и информируют конкретно, то имеют расплывчатую форму. Но когда фигурируют конкретные фамилии, то мы хотим их вносить в свой внутренний ресурс. 

Система сообщений в телефонном режиме, система сообщений на электронные ящики – это мы хотим сделать; чтобы агитационная информация шла и на перронах вокзалов, чтобы такие открытки были расклеены и в вагонах поездов – если мы говорим об "Укрзализныце", если мы говорим об авиационную отрасли – в аэропортах. 

Это нужно для того, чтобы все люди знали, куда обратиться. Наши работники после обращения предоставляют качественные услуги по получению информации и уже передаче ее в правоохранительные органы, если действительно тот или иной человек не доверяет правоохранительным органам или не ожидает, что ему помогут.

Вы недавно сообщали, что в Администрации морских портов обнаружили возможные коррупционные схемы при внедрении информационной системы портового сообщества. Можно подробнее об этом?

– Администрацией морских портов Украины я занимаюсь уже достаточно длительное время пребывания на этой должности, и именно благодаря работе нашего подразделения антикоррупционного и СБУ был уличен в коррупционных деяниях руководитель, который сейчас пока отстранен от выполнения обязанностей и находится под следствием. 

Срок отстранения был недавно продлен на два месяца, потому что нашими работниками завершается дополнительная аудиторская проверка. Фактов есть уже множество. Мы их собираем, передаем следственному органу, который расследует это уголовное производство, и я думаю, вы еще узнаете о дополнительных эпизодах работы этого великого деятеля на его посту.

Что касается возможных коррупционных проявлений, проводится параллельная проверка и речь идет об информационной системе портового сообщества. 

Читайте также: Несовместимые потери. Последствия "Турецкого потока" для Украины

По моему личному мнению, это система, которая замыкает в себе информационные данные, таможенных брокеров с пограничниками, Администрацию морских портов. Это достаточно серьезный информационный массив, который, к большому сожалению, в настоящее время находится в частных руках. 

И как это случилось, кто допустил, каким образом защищена информация, каким образом происходит доступ к этой информации, это сейчас проверяется. Это проверяется силами подразделения внутренней безопасности, совместно с управлением предупреждения и выявления коррупции Мининфраструктуры Украины. 

О результатах этой проверки мы проинформируем позже, но действительно странно, почему за каждую операцию в этой системе брокеры таможенные любые платят деньги.

Это происходит в государственных портах?

– Да, в государственных портах. Они платят деньги, однако эти средства получает частная организация. Именно поэтому мне было удивительно. 

Мы сейчас работаем с таможенной службой, с пограничниками по поводу того, что можем создать такую же информационную систему, но на базе государственного предприятия, которое будет отвечать за содержание той информации, и за пользование этой системой доход будет получать государство, а не происходить обогащение отдельных частных физических лиц.

Как вы прокомментируете антикоррупционный аудит на предприятии "Укртанкер"?

– Определение особой роли аудита, так называемая финансовая активность – это один из десяти шагов снижения уровня коррупции в министерстве, но по "Укртанкеру" я сам был в шоке, когда мы мне принесли акт проверки на трехстах страницах. 

Я его внимательно прочитал и мы обнаружили около 22 миллионов гривен – это столько государство понесло потерь за небрежное руководство первых руководителей этого предприятия.

Небрежность в чем проявлялась?

– В передаче нефтеналивного судна, в том, что тарифы были занижены почти вдвое, услуги предоставлялись безосновательно, не согласовывая ни с кем. Человек, который передавал в аренду это судно, сознательно понимал, что он его продал. 

Оно сейчас плавает где-то в Астрахани и решением российского суда уже не принадлежит государству Украина. И там еще много действий, которые нанесли государству ущерб. Поэтому акт проверки есть. 

Сейчас мы работаем над замечаниями, хотя там замечаний как таковых быть не может, и в ближайшее время он будет передан в НАБУ, которое объективно проведет расследование – и мы тогда героев своих публично покажем, все о них расскажем.

Ранее специальный корреспондент Голоса Столицы Александр Ивасивка сообщал, что железнодорожники вышли на пикет под Мининфраструктуры из-за низких зарплат и массовой коррупции в "Укрзализныце".

А первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов в эфире ГС рассказал, что убыточность пассажирских перевозок в Украине – около 8 млрд гривен в год, и предложил, как сделать их прибыльными и комфортными для пассажиров.

Самое читаемое
    Темы дня