наверх
29.03.202407:06
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Замминистра юстиции о судебной реформе, взятках и е-декларировании

Судебная и конституционная реформы в Украине (543)

(обновлено: )316
Увольнение в ВР судей, нарушивших присягу, судебную реформу и работу системы Е-декларирования в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал заместитель министра юстиции Гия Гецадзе.

РИА Новости Украина – радиостанция "Голос Столицы"

В парламенте на внеочередном заседании 29 сентября рассматривали вопрос об увольнении судей за нарушение присяги. Представление по судьям было внесено Высшим советом юстиции. За 4,5 часа депутаты приняли постановления об увольнении 29 судей из 33 предложенных. Президент Петр Порошенко лично просил, чтобы всех судей, которые совершили преступление против Майдана, уволили.

 

С октября право увольнять судей перейдет от Верховной Рады к Высшему совету правосудия, который будет создан в будущем путем реорганизации Высшего совета юстиции. Новое судебное законодательство не предусматривает такое основание, как нарушение присяги, для увольнения судьи.

Эти и другие ключевые темы в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал заместитель министра юстиции Гия Гецадзе.

ОБ УВОЛЬНЕНИИ СУДЕЙ В ВР

Почему тяжело далось парламентариям увольнение судей?

— Есть направление фундаментальной реформы и есть так называемая ежедневная работа. Уволить 5-10 судей в течение 10 лет – это не фундаментальная реформа. Фундаментальная реформа состоит в том, что наша ВР уже проголосовала изменения в Конституцию, и мы будем создавать новую судебную структуру. Как вы знаете, у нас было раньше четыре ступени: первая инстанция, потом апелляция, потом Высший суд, потом Верховный суд. Сейчас у нас упрощается структура. Будет создаваться новый Верховный суд. Я думаю, что от создания нового Верховного суда будет зависеть не только судьба нашей судебной системы, но и нашей страны. Если наши граждане не будут доверять нашей судебной системе, у нас не будет развиваться бизнес, наши все реформы – в полиции или в других министерствах и направлениях — будут работать краткосрочно, год максимум. А потом вернется прошлое. И невозможно реформировать ни одну систему, если мы не доверяем судам. А чтобы проверить, надо слышать общественное мнение. Вот если общественное мнение поднимется, больше чем 50% наших граждан будут доверять нашей судебной системе через два года, тогда все получилось.

Как можно добиться таких результатов?

— Я думаю, что максимально открыто и транспарантно мы должны назначать судей. Потому что наши граждане знают, что раньше судьи назначались по родственным связям, платили взятки. Судья, который платит взятки, становится полукриминалом-полубизнесменом.

О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ ПРАВОСУДИЯ

С 30 сентября Высший совет юстиции прекращает свое существование, должен быть создан Высший совет правосудия. А законопроект в ВР до сих пор лежит. Как вы это прокомментируете?

— У нас коалиционное правительство, очень много партий, очень много внефракционных депутатов. Мы, например, полтора года ждали, чтобы наша ВР проголосовала за законы по реформе об исполнении судебных решений. Проголосовали, и мы сейчас начинаем реформу исполнять.

У нас есть Высший совет юстиции. Его члены перенаправляются в Высший совет правосудия. То есть данный государственный орган сменит вывеску — и сразу станет лучше?

— Самое главное, чтобы не получилось так, что мы поменяли вывеску. Если мы вместе не будем менять нашу судебную систему, мы все пострадаем потому, что и наша страна пострадает очень.

Какие инструменты будут у представителей данного государственного органа?

— В мире никто еще до сегодняшнего дня не создавал закон, когда потеряло бы смысл, какие люди конкретно будут исполнять этот закон и внедрять в жизнь. С одной стороны, это хорошо, когда мы получаем написанные нормы. Но если эти написанные нормы оказываются в руках у непорядочных людей, они могут интерпретировать это по-разному. И поэтому человеческий фактор очень важен в этом направлении. Те люди, кто должен отвечать на это направление, они должны или хотеть работать, или уходить в отставку. 

Высший совет юстиции, который войдет полностью в Высший совет правосудия, отказался отстранить от должности собственного члена Павла Гречковского, которого подозревают в вымогательстве и взятке в полмиллиона долларов. Как вы это прокомментируете?

— Конечно, когда в стране переходный этап и что-то реформируется, а что-то остается в прошлом, всегда бывают такие случаи. Преступник должен сидеть в тюрьме. Если это было вымогательство, если это была взятка, и это доказано, в таких случаях в развитых странах любой чиновник сам отстранился бы на время, пока расследование не закончилось. А что касается самой системы: у меня есть информация, что Высшая квалификационная комиссия судей очень активно работает. Мы должны все создать в первую очередь высокопрофессиональные тесты для новых судей. Потом мы должны их опубликовать, я думаю.

Тесты на профпригодность?

— На экзамен, на новые вакансии, на создание нового Верховного суда. И я думаю, что мы должны создавать очень много тестов и публиковать. Пусть юристы это читают и учат вместо того, чтобы писать список тестов, и потом кто-то за взятку это будет продавать. И второе: чтобы эти экзамены проходили открыто и даже передавались онлайн. У нас есть такой опыт в Минюсте. В прошлом мы с помощью открытых конкурсов набрали таких юристов, которые никогда раньше даже не работали в системе Минюста. Потому что мы открыли этот процесс и дали всем возможность, чтобы принимали участие. И потом уже министр дал задание нашим руководителям в областях, чтобы они тоже так же, открытыми конкурсами назначали в областях своих сотрудников, и даже передавали онлайн эти собеседования. И было очень много наших граждан, которые заходили на эти сайты и смотрели, слушали. Я думаю, максимальная открытость это очень хороший механизм для минимизации коррупционных рисков, но не упразднения полностью, потому что человеческий фактор всегда остается.

О СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ

Какие качественные изменения произойдут за следующие полгода?

— В судебной системе, к сожалению, я не могу знать заранее. Минюст всячески будет поддерживать и Высший совет правосудия, и Квалифкомиссию. Но будем еще дополнительно добиваться того, чтобы процесс был открытым и танспарантным. Если там будут какие-то закрытые процедуры, Минюст будет всегда выступать против. Если мы не будем порядочных людей набирать в судьи не имеет значения, в какой структуре они будут работать.

Кто в этот Высший совет правосудия должен еще попасть?

— Наш министр является членом совета юстиции, одним из членов совета юстиции. Представители ВР, президент, все ветви власти принимаю участие. Плюс наш академический персонал. Самое главное — какая будет их мотивация и воля.

Каким образом можно достичь политической нейтральности при решении таких задач?

— Есть партийно-политическая нейтральность, есть политическая нейтральность. Люди, которые принимают такие важные решения в стране, в это время занимаются политикой. Самое главное, чтобы они не служили целям разных политических партий. Я в 2004 году был секретарем Совета юстиции Грузии. Еще тогда мы старались как-то освободить политическую власть от вмешательства в назначениях. Президент подписывал назначения, как у нас сейчас подписывает. Я думаю, что и в Грузии, и у нас это неправильно. Потому что какой формальной ни должна быть эта подпись, я не думаю, что президенты вообще должны заниматься назначением судей.

Вообще-то все политики, во всем мире будут хотеть сегодня контролировать судей. Потому что политикам это всегда нравится. Самое главное, чтобы общественное мнение и наше гражданское общество давило на нас, чтобы мы этого не сделали. Потому что контроль со стороны общественного мнения и общества – очень важный, который не позволяет политикам злоупотреблять такими полномочиями. Мы, например, в Грузии уже в 2011 году поменяли Конституцию, и уже Высший совет юстиции сам назначает и увольняет судей. Я думаю, что это этап, который мы сейчас должны пройти в Украине, чтобы шли эти реформы. Если мы не будем назначать по конкурсам и опять кто-то заплатит взятку за назначение, это будет работать обратную сторону, еще меньше будет доверия наших граждан к судебной системе, чем сегодня.

В эфире "ГС" эксперты неоднократно говорили, что нынешний Высший совет юстиции на 80% подконтролен президенту. Вы согласны с таким мнением?

— Президент Порошенко инициировал эти конституционные изменения, которые улучшили новую судебную структуру. Это плюс. После инициирования нашим президентом ВР нашла в себе силы и собрали консенсус, проголосовали изменения в Конституцию. Сейчас мы должны идти дальше и контролировать, мониторить людей, которые будут проводить экзамены, будут назначать наших судей.

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В МИНЮСТЕ

Что изменилось в структуре Минюста, в его внутренней работе?

— Я хочу отметить наши онлайн-сервисы, потому что наши граждане, чтобы получать справки, стояли в очередях в разных управлениях Минюста и платили взятки за то, чтобы получить документ. Что касается регистрации бизнеса и недвижимости: у Минюста уже нет регистраторов. Мы избавились от этой функции, передали ее местным самоуправлениям, нотариусам по всей стране, и создали конкуренцию. Мы думаем, что мы улучшили обслуживание наших граждан. Это было очень рискованная сфера, направление коррупции и плюс к этому это был очень плохой сервис для наших граждан, для наших бизнесменов. На сегодня наши граждане могут не выходя из дома зарегистрировать компанию.

Мы работаем очень активно с нашими коллегами в разных министерствах, чтобы все остальное упростить и перевести онлайн. У наших граждан даже начинались проблемы с даже момента рождения. Иногда наши родители платили взятки, чтобы получить обыкновенный сертификат – свидетельство о рождении. Сейчас мы выдаем эти свидетельства о рождении уже в роддомах. Мы упрощаем все процедуры, которые мешают нашим гражданам жить и заниматься бизнесом. Плюс к этому, мы поменяли законодательство об исполнении судебных решений.

Гражданин, который выигрывал дело в суде, потом обращался к нашим судебным исполнителям, у которых не было зарплаты, мотивации, и были очень большие коррупционные риски. Иногда клиентам, бизнесменам, гражданам приходилось платить взятки, чтобы наши судебные исполнители занимались своим делом. Мы в этой сфере тоже создали конкуренцию. По нашему новому законодательству, у нас будет не только государственный исполнитель, но и частный. И наши граждане будут выбирать, к кому обращаться. И внедрение этой новой системы поможет улучшить сервис для наших граждан.

А частные судебные исполнители не превратятся в механизм рейдерства?

— Нет. Они будут лицензированные, от Минюста. Когда вводился институт частных нотариусов, тоже был такой страх. Но это улучшило просто сервис для наших граждан, и все. А что касается конкретных уголовных преступлений, то они бывают во всех сферах. Вор должен сидеть в тюрьме. И если нотариус или исполнитель, или кто-то иной нарушил закон, то он должен сидеть в тюрьме. Поэтому нам нужны объективные суды, но с нашей стороны мы постараемся минимизировать внутри нашей системы коррупционные риски и улучшать обслуживание для наших граждан.

И третье направление – это очень важное, трудное и рискованное. Это пенитенциарная система, это улучшение максимальное в рамках нашего бюджета и наших возможностей пребывания наших граждан в нашей пенитенциарной системе, приближение к европейским стандартам, максимальная ресоциализация и введение новых механизмов апробации.

О КОРРУПЦИОННЫХ РИСКАХ

С 5 октября вступит в действие новый закон об исполнительном производстве. Что должен знать об этом среднестатистический украинец?

— Были три основных закона, которые полностью поменяли систему, структуру и делопроизводство в исполнительном производстве. Мы постарались упростить все максимально и убрать те элементы, которые содержали коррупционные риски. Мы хотим добиться минимизации "бумаги" в производстве. Раньше в делопроизводстве было очень бумаг — и этими бумагами было очень легко манипулировать. Бумагу всегда легко бросить в камин за взятку или за дружбу. У наших новых исполнителей, мы уже тестировали этот проект пилотами, будут планшеты. Все действия будут проходить на электронном носителе. Все наши граждане знали, сколько стоит, чтобы зарегистрировать квадратный метр здания в любом городе, и платили взятки. Это не для кого не было новостью. А мы от этой функции избавились и создали сервис в регионах.

Что касается судебных исполнителей, это очень важно для нас. Сейчас мы в Минюсте работаем с нашими европейскими коллегами, партнерами и донорами, чтобы этот процесс лицензирования частных исполнителей был максимально открытым. Это будут люди уже с хорошими, легальными доходами, которые будут дорожить своей лицензией. У нас, например, были регистраторы с 2000 гривен зарплаты: никакой мотивации, сложная работа, большие коррупционные риски. Мы передали эти функции дополнительно нотариусам, которые и так хорошо зарабатывали, и им добавились еще деньги на сервис, потому меньше риска. И параллельно, когда мы передавали эти функции местным самоуправлениям, то решили, что 100% доходов остается на местном уровне. Поэтому здесь и политическая, и финансовая мотивация для наших местных властей.

Вы упоминали, что нужно создать единый реестр должников. Разве это не широкое поле для манипуляции?

— Да, есть плюсы и минусы, разные мнения. Я знаком со мнением, которое против, чтобы открыть реестр должников, но я думаю, что мы должны открывать все реестры должников, которые мы администрируем. Реестры больше защищены, чем любая бумага. Бумагу всегда легче подделать, чем данные в реестре. А что касается открытия реестра должников, я думаю, это поможет нашим гражданам и нашему бизнесу посмотреть на своего будущего партнера.

Должников будут насильно вносить в списки?

— Нет. Это же техническая и автоматическая работа. Если я продаю дом, а покупатель приходит ко мне и хочет узнать, у кого он приобретает, он зайдет и проверит в разных реестрах.

Если долг уже погашен?

— Тогда автоматически убирается.

А депутаты не захотят создавать такие реестры?

— Захотят – не захотят, у нас такая политика: мы открываем все, что возможно. Если сказать просто, то чем выше должность, тем меньше секретов от населения. Так должно быть. Если ты хочешь быть исполнителем, депутатом, министром, ты должен быть готов к тому, что у тебя не будет никаких персональных данных, потому что за тебя будут голосовать граждане. Они должны знать о тебе все. А если ты хочешь, чтобы у тебя была личная жизнь, занимайся бизнесом, а не политикой. Поэтому, я думаю, что и электронные декларации помогут не только нашим правоохранителям, но и нашим журналистам и неправительственным организациям. У этой программы есть фильтры, вы можете искать разную информацию: например, у кого из депутатов в центре Киева в каком-то районе недвижимость — и сразу вы получите список.

Ранее народный депутат от фракции "Батькивщина" Игорь Луценко в эфире радиостанции Голос Столицы объяснил, с чем связана срочность решения вопроса увольнения судей.

"С 1 числа вступает в силу новая Конституция, поэтому решили "тушить пожар", поскольку возможности увольнять судей у парламента исчезают, это непродуманность этих реформ", — сообщил Луценко.

 

Самое читаемое
    Темы дня