наверх
29.03.202407:27
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Газ на авто будет дешеветь очень постепенно и очень медленно - Косянчук

Шоковая терапия: тарифы, платежки, протесты. (478)

(обновлено: )194722
Президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук в эфире "ГС" заявил, что цены дошли до максимума, и газ просто перестал быть интересными потребителю, после чего началось постепенное снижение.

РИА Новости Украина — радиостанция "Голос Столицы"

Практически все сети АЗС снизили цены на газ. По сообщению консалтинговой группы А-95, в среднем цены на газ упали от 18 до 38 копеек на литр. Эксперты связывают такое изменение со снижением оптовых цен на топливо.

Что происходит с ценами на газ, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине Леонид Косянчук.

С чем вы связано удешевление газа на заправках?

— Есть объективные причины и процесс пошел. Когда цены дошли до небывалого максимума, и сжиженный газ объективно перестанет быть привлекательным, цены пошли в откат. Более того, операторы рынка, они не сидели, и не ждали, пока Россия нам начнет снова поставлять или Белоруссия увеличит поставки, к нам пошел газ из Литвы, Польши, Румынии и даже из Египта. И таким образом, если еще неделю назад мы видели оптовую цену действительно 21 тыс. за тонну, то сегодня мы уже можем найти по 18 тыс. То есть процесс пошел и, я думаю, что эта тенденция сохранится на достаточно длительный период. Будет постепенное снижение до того предела, это должно быть полцены высокого октана.

Фактически, это плюс-минус 12 гривен?

— Да, может быть, даже меньше, потому что сегодня как получилось: Украина в России стояла на самом последнем месте покупателей. Но учитывая тот ценовой бум, который мы организовали у себя в стране, пошел из России ресурс, потому что у нас цены очень привлекательные. Но думаю, это ненадолго, потому что цены выровняются и России станет невыгодно в Украину поставлять из политических, опять же, соображений.

А меняются ли пропорции по поставкам газа? Вы говорите, мы начали поставлять из других стран…

— Из Египта логистика намного хуже чем из РФ, из Белоруссии или Прибалтики, но там цена другая и она более привлекательная. Более того, когда нет ресурса и у тебя стоят сети, то здесь уже не до логистики, потому что если заправка нечего не продает, она приносит убытки. А свести баланс сегодня очень сложно, потому что сжиженным газом сегодня разве что детсады не занимаются. А все остальные, у кого есть свободные оборотные средства, уже давно там. И очень много этих, как мы их называем, не прибитые к рынку трейдеры, которые пользуются моментами, они сегодня мелкими партиями завозят. Могу сказать только, что до подорожания, поставки из РФ составляли до 50% потребления, а это порядка 50 тысяч тонн. Поэтому трудно сказать о балансе. Нам и нашим потребителям важнее что ресурс есть, и "Укргаздобыча" тоже начинает идти в ногу с рынком и начинает понижать цену на свой внутренний ресурс. Потому что с моей точки зрения "Укргаздобыча" завышала цены неоправданно.

"Укргаздобыча" сможет обеспечить значительную долю украинского рынка собственным газом?

— Нет, не может. тем более что мы понимаем: когда цены взлетели за облака, а зарплата опустилась ниже плинтуса, то, естественно, народ начал искать альтернативные пути, устанавливать ГБО и переходить на сжиженный газ. Таким образом, потребление выросло минимум на 50% от того, что было. И эти 30-40% потребителя, они просто ушли от бензина к газу и, естественно, что внутреннего производства безусловно не хватит, тем более что не так много его и отдают.

Стоит ли ожидать, что начнет дешеветь и бензин?

— К сожалению, по группе бензин-дизель я не наблюдаю объективных причин. То есть есть причины, почему он не будет дорожать, если НБУ опять не начнет игры, но пока я не могу сказать что установилась какая-то устойчивая тенденция к понижению цены. Пока таких сигналов нет. Тем более что рынок и так работает на грани прибыльности из-за засилья серого и черного рынка.

Ранее прозвучало заявление от АМКУ о том, что в октябре будет принято решение по росту цен на заправках в деле о возможном сговоре при изменении цен на топливо крупными сетями АЗС.

— Это не дело АМКУ — устанавливать цены в не регулируемом государством сегменте рынка, которым являются нефтепродукты. Его дело — отслеживать конкурентную среду и обеспечивать равные условия для всех участников рынка. Чего он не делает, потому что он видит одних игроков и не видит в упор других игроков. Поэтому когда он пытается отрегулировать цены на внутреннем рынке нефтепродуктов, он нарушает законодательство Украины, статью 190 Хозяйственного кодекса Украины.

Читайте также: Украина может остаться без свиней, коров и молока. Виновата кто? Россия

На следующий год проектом бюджета предусмотрено повышение акцизов. Акцизы на топливо тоже повышаются?

— На дизель хотят повысить. И в этой связи там есть один нюанс. Сегодня декларируется в СМИ, что перенос розничного акциза в базовый приведет к резкому повышению цен. Я хочу сказать, что это люди не понимают, о чем они говорят. Потому что если мы перенесем розничный акциз, который чрезвычайно сложно администрировать в каждом городе или деревне, перенесем в общий акциз и тогда администрирование происходит в месте его производства, внутреннего производства и на границе, то это ровным счетом никак не повлияет на цену. То что на дизель повысят, возможно, будут предпосылки к повышению на копеек 60. Но достаточно только курсу стать 27 гривен за доллар, как мы уже имеет гривну плюс на литре. Вот где основная угроза ценообразованию.

Смотрите также: Фотоитоги 27 сентября: дебаты Клинтон и Трампа в США, президент Израиля в Украине

Ранее спецкор "ГС" из Одессы Александр Полуев сообщил о том, что происходит в Одессе из-за рекордных осадков, а адвокат Андрей Доманский заявил, что на рынки хлынут авто-"утопленники".

Самое читаемое
    Темы дня