наверх
29.03.202406:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Никто ни за что не отвечает. Монополисты и качество коммунальных услуг

Зима на носу: новый отопсезон, проблемы старые (213)

(обновлено: )566
Институт политического образования и Украинский независимый центр политических исследований при поддержке Transparency International провели исследование с целью выяснить степень открытости коммунальных предприятий в регионах. Результаты неутешительны.

Исследование проводили в Ивано-Франковске, Львове, Ровно, Хмельницком, Ужгороде, Луцке, Тернополе и Черновцах.

Читайте также: Главное маневры? Зачем Евросоюзу еще один военный оборонительный союз

Публичность коммунальных предприятий в этих городах изучали на основе 20 индикаторов. Максимальный балл, которые предприятия могли получить за открытость – 40, но никто не получил этот высший бал. Максимум, который получило предприятие – 20 баллов, и то — только в Ивано-Франковске. 

Результаты этого исследования в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал руководитель данного проекта, представитель Центра политических студий и аналитики Виталий Свитлык.

Расскажите, почему решили составить рейтинг открытости коммунальных предприятий? Повлияет ли он на эффективность их работы?

— В течение многих лет мы видим, что кто-то нам поставляет воду, оказывает услуги водоотведения, какие-то услуги, которые должен предоставлять городской совет для проживания жителей на ее территории, чтобы была качественная и комфортная жизнь. Мы знаем, что эти коммунальные предприятия являются закрытыми, потому что нет вообще информации о ценообразовании для граждан, каким образом предоставляются эти услуги, как обратиться к руководителю данного коммунального предприятия, чтобы можно было каким-то образом повлиять на качество этих услуг.

Поэтому мы сделали такие индикаторы, чтобы граждане могли понять качество этих услуг и поняли, какую работу выполняют коммунальные предприятия, то есть это информация — электронная почта на коммунальных предприятиях, кто руководитель этого коммунального предприятия, объявляются ли открытые должности на работу в эти коммунальные предприятия, откуда берется, само собой, цена. Поскольку нам только дают цену, а каким образом она формируется, никто не знает. Поэтому мы и начали такой проект, чтобы граждане могли понимать, откуда же берутся цены и как работают коммунальные предприятия.

Мы так понимаем, что лучшие показатели публичности были в Ивано-Франковске?

— Поскольку в прошлом году это был пилотный проект по Ивано-Франковской области, то данный проект решения уже был принят в Ивано-Франковске. То есть наши замечания были приняты, хотя и не полностью. Директора некоторых коммунальных предприятий связывались с нами, и они смогли выставить ту информацию, которую мы просили — это Единый расчетный центр, водоканал, у которых есть свои сайты, и они выставляют все платежки, планы закупок. То есть данный проект помогает коммунальным предприятиям становиться более открытыми по всей Украине.

Должны ли коммунальные предприятия быть открытыми для общества в эфире "ГС" также прокомментировал профессор кафедры государственной политики и общественного развития Национальной Академии госуправления Эдуард Афонин.

Скажите, согласно украинскому законодательству должны ли коммунальные предприятия делать всю свою информацию абсолютно публичной?

— Законодательство только создается, и поэтому здесь могут быть пробелы с точки зрения праворегулирования. Сегодня, благодаря этим мерам открытости, можно ставить вопрос об ответственности монополиста, производителя теплой воды, энергетики и прочее, пересмотреть в сторону справедливого перераспределения. Я хочу объяснить.

Если раньше, в советскую эпоху ответственность несло государство, то сегодня эту ответственность возложили на себя, вернее, перетащили на себя монополисты, в том числе производители этих услуг, коммунальных услуг. И свою ответственность они ограничили. Если раньше советское государство хорошо заботилось о коммунальных услугах, то сегодня все легло на плечи, фактически большая часть ответственности — на плечи рядового гражданина.

Такая прозрачность все же поможет каким-то образом перераспределить ответственность, о которой вы говорили?

— Бесспорно. Если монополист сегодня, скажем, эту ответственность будет рассматривать как предпосылку того, что кто-то посягает на его доходы, то он ошибается. Потому что такое несправедливое распределение ответственности как раз приведет к тому, что он потеряет еще больше. Итак, монополистам надо идти на уступки не только в открытости, то есть быть законопослушным, а надо также пересматривать вчерашнюю ответственность, которую монополисты "прихватизировали".

Свое мнение на открытость коммунальных предприятий в эфире "ГС" высказал также директор Всеукраинской общественной организации "Качество жизни" Александр Ладыгин.

Скажите, насколько важна открытость и публичность мероприятий, насколько это важно для простых граждан?

— Хорошо работать и быть закрытым — это вещи несовместимые. Поэтому обратите внимание, все, что у нас закрыто, все работает плохо. Вот сегодня коммунальщики говорят, что тарифы обоснованы. Например, я никогда не видел себестоимости кубометра воды. Откуда берется эта цифра? Откуда берется стоимость киловатта электроэнергии, откуда берется стоимость калории тепла? Никто этого никогда не видел.

Закрытость предприятий является признаком того, что средства из городских и районных бюджетов, городских советов в таких предприятиях могут разворовывать или использовать неэффективно?

— Безусловно. А почему воруют? Потому что ни проверить, ни увидеть это нельзя. Когда все на виду: все отчеты, все контракты открыто обсуждаются, заключаются открыто, тендеры и т. д., то воровать сложно.

Эксперт по энергетическим вопросам Юрий Корольчук в эфире "ГС" заявил, что потребители, которые будут полностью оплачивать услуги ЖКХ, будут переплачивать в несколько раз, и именно за их средства будет формироваться субсидия.

Самое читаемое
    Темы дня