наверх
24.04.202402:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Партии начали показывать отчеты по финансам. Комментарий эксперта

Арест Манафорта: украинский след (191)

(обновлено: )11101
Член депутатской фракции БПП Ирина Суслова в эфире "ГС" рассказала о тарифообразовании, о том что реформам в стране мешает государственная машина.

Четыре из шести парламентских политсил согласились раскрыть свою финотчетность, чтобы ее проверила коалиция по противодействию политической коррупции, а именно БПП "Солидарность", "Народный фронт", "Самопомич" и Радикальная партия. Такие данные предоставила Тransparency International Украина. В свою очередь, представители "Батькивщины" и "Оппозиционного блока" проигнорировали предложение к сотрудничеству.

В октябре этого года начнет работу портал "Партийная касса", где обнародуют информацию о партийных деньгах.

Эту и другие темы в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировала народный депутат Украины, член фракции БПП Ирина Суслова.

У партий осталось несколько дней для того, чтобы отчитаться о своем финансировании, но не все спешат светить денежные вопросы. Только десять партий уже подали отчеты. Тем временем НБУ обязал все финучреждения сообщать об открытии и закрытии счетов политических партий. Эти партийные кассы все политсилы опубликуют?

— Все политические партии заинтересованы в том, чтобы вся информация была опубликована, потому что после этого те партии, которые имеют фракции в парламенте, смогут претендовать на государственное финансирование политических партий. А именно этот механизм заложен законодательно. Какой мотив был принят по государственному финансированию политических партий? В первую очередь, считалось, что в случае, если государство будет обеспечивать финансовыми ресурсами политические партии, то исчезнет политическая коррупция, и будет более прозрачная работа политических партий. Поэтому, я считаю, что это такой первый шаг и это испытание для действующих политсил, насколько они готовы в дальнейшем не просто декларировать в Европе, а еще и выполнять те декларации, которые были громко сделаны.

Говорили, что в "Батькивщине" отказывались публиковать.

— Звучали абсолютно разные заявления от разных политических партий. И мы должны понимать, что это первый шаг для преодоления коррупции политической. Потому что если партия работает открыто, прозрачно, мы видим, какие средства тратятся, на что эти средства расходуются, таким образом общество может контролировать эти процессы.

А если партия не подает такие документы, а затем использует средства для рекламы, это все стоит огромных средств, то здесь уже закладываются определенные сомнения, в том числе не только у политиков, но и у общества относительно того, где они взяли те средства.

Эти вопросы были всегда, но теперь НБУ решил обязать банки сообщать об открытии и закрытии своих политических счетов и политических партий. Это поможет?

— Так, чем больше будет задействовано финансовых учреждений, институтов, государственных финансовых институтов, которые будут контролировать эти процессы финансирования и расходную часть политических партий, тем меньше остается места для маневра политическим партиям, которые хотят скрыть свои расходы.

Накануне появилась информация, что генпрокурор подписал постановление о подозрении Александру Онищенко. Как это поможет вернуть Онищенко в Украину или заочно арестовать в Украине все его имущество, вернуть украденные деньги и т.д.?

— Такие решения принимает суд. Насколько поможет подписанное представление вернуть Онищенко — я сомневаюсь, что оно поможет, потому что Онищенко покинул территорию Украины. Правоохранительные органы могут расследовать, они могут делать представления, но решение окончательное, к сожалению, принимает суд. И тут вопрос: насколько суды будут судить по закону. Хотя, с одной стороны, мы запустили реформу судебной системы, с другой стороны, здесь очень большие есть сомнения, что отдельные дела, касающиеся крупных политиков, или родственников крупных политиков, в конце концов, в суде могут останавливать через предоставление дополнительной финансовой мотивации судьям.

Ну, тут еще важно, чтобы вообще до судов доходило. У нас часто до суда дело не доходит.

— Мы должны помнить, что сегодня УПК, по которому мы формируем дела и передаем в суд, писал Портнов и его команда. И он предполагает, что за коррупцию, условно, суд обязан вынести решение: или содержание под стражей или выпустить под залог. И мы понимаем, что выставляются очень смешные суммы в виде 10-20 миллионов, эти суммы несоизмеримо низкие по сравнению с теми убытками, которые были нанесены государству. Соответственно эти люди их оплачивают и просто исчезают из Украины.

Прошли промежуточные выборы в ВР, и попадут в парламент семь новых нардепов. Как серьезно изменится ситуация?

— Я сомневаюсь, что ситуация в парламенте изменится, поскольку довыборы проходили только в семи округах. Если бы это было 20, 30 округов, то это могло бы повлиять на дальнейшую ситуацию и создание, условно, новой фракции в парламенте или депутатской группы, но на сегодня политическая ситуация существенно не изменится.

Общество ожидало очень быстрых реформ, скорой люстрации, быстрой борьбы с коррупцией. Не все так просто. Есть аппарат, есть государственная машина, которая 25 лет работала по-своему и сейчас она не готова перестраиваться и работать по-другому. И мы получаем очень большое сопротивление государственного аппарата, которого нельзя просто взять и уволить. Поэтому все эти вещи надо делать постепенно. К примеру. Электронная система документооборота в Польше вводилась в течение восьми лет. То есть у них сегодня не пересылают бумажки, в них нет карточек, бумажных медицинских карт. А у нас всего два года. И мы должны это сделать с самого низкого уровня после окончания проведения децентрализации и заканчивая самым высоким уровнем.

Относительно кризиса доверия и парламентского кризиса в нашей стране. Чего вы ждете после отпуска парламента? Какой будет работа ВР?

— Осенью мы ожидаем нормальной, стабильной работы. Если отдельные политические фракции не имеют желания работать — пусть не ходят на работу, пусть берут отпуска за собственный счет, то есть не мешают работать другим, если они не готовы отрабатывать те средства, которые государство платит в виде зарплаты.

В правительстве идти навстречу оппозиции не собираются, например частично снизить тарифы, удовлетворить хотя бы часть запроса от "Батькивщины", радикалов и других. Потому что есть же и суд, и есть иск Тимошенко против Кабмина и НКРЭ, и тут вопрос: если суд вынесет приговор, что эти тарифы действительно установлены необоснованно. Что тогда?

— Если суд вынесет такое решение, то власть должна его выполнить. Но должно происходить все в рамках правового государства. Но хочу отметить, что тарифы повышены на основании меморандума, который был подписан Юлией Тимошенко в 2008 году, когда она была премьером. Важно, что там было подписано не только приведения в соответствие с рыночной ценой цены на газ, но предохранители, которые должны сработать для того, чтобы обычный гражданин не почувствовал на себе очень мощного финансового давления за оплату тарифов. Это означает, что должен заработать механизм субсидий.

То есть каждый человек должен тратить не больше 15% от своего дохода на оплату коммунальных платежей. Нам осталось подождать и увидеть результаты, как этот механизм сработает, дополнительно плюс программы по электроэнергоэффективности, на которые также Европа нам частично дает техническую помощь. 

Это установление счетчиков, утепление домов, установка котлов с альтернативным видом топлива, чтобы можно было экономить деньги. Что оказывается, в четыре раза удешевляет отопление частного дома. И на это все сейчас граждане могут взять соответствующие кредиты. Уже есть решение правительства, которое выдает определенную сумму средств.

Меморандум МВФ подписывает только премьер? Там, кажется, еще президент, глава НБУ, глава Минфина подписывает.

— Да. Но главным подписантом является глава исполнительной власти — премьер. И второе, почему, действительно, каждый из нас платит налоги, и за эти налоги государство компенсирует отдельным людям или нам же самим и предоставляет эти субсидии? Это неправильный подход. Мы должны отходить от системы субсидий и переходить на систему адресной помощи, как это происходит в европейских странах и в США.

То есть социально незащищенные слои населения получают определенную финансовую помощь от государства, но самостоятельно определяются, куда они ее будут девать. То есть человек самостоятельно решает, но у него стоит задача — оплатить коммунальные услуги, иначе исполнительная служба заберет квартиру. Это работает так в Европе, в США.

Важно, что на сегодня правительство взяло курс именно на экономику. И об этом говорит председатель правительства постоянно, что готов каждого инвестора взять и провести за руку по каждому учреждению, чтобы тот вкладывал деньги в нашу страну, создавал рабочие места. Залог успеха страны — создание рабочих мест. Создание рабочих мест – это предоставление каждому человеку возможности заработать и самостоятельно оплатить тарифы, оплатить медицинское обслуживание, обучение своих детей.

Лидеры профсоюзов уже выходили, и в правительстве обещали, чтобы проще было платить за коммуналку, поднять соцстандарты. Но потом много экспертов, и в Минфине говорили, что в бюджете это не заложено.

— Заложено повышение соцстандартов в два этапа. Это было еще заложено предыдущим правительством. И в таком формате бюджет был проголосован в парламенте. Будет поднята минимальная заработная плата и минимальные пенсии. Но стоит еще отметить, что после встречи с премьером вопросы задолженности по шахтерам были решены, были выделены соответствующие средства на компенсацию. Другие вопросы — по профтехобразованию, также были найдены деньги на финансирование, и сейчас ищут пути решения этой проблемы сотрудничества бизнеса, профтехучилищ и власти.

Читайте также: Вечная борьба Тьмы и Света и Украина, где-то посередине

К слову, генеральный директор центра исследований энергетики Александр Харченко согласен с мнением премьер-министра Украины Владимира Гройсмана о том, что уже через несколько лет тарифы на коммунальные услуги могут быть снижены.

Ранее председатель парламентского подкомитета по вопросам энергосбережения Алексей Рябчин высказал мнение, что инициатива вице-премьер-министра Геннадия Зубко — создание Фонда энергоэффективности является положительной, но только в комплексе с другими мероприятиями и новым законодательством.

Самое читаемое
    Темы дня